ТЕМА: Количество вещества Моль. Молярная масса.
Цель: познакомить учащихся с понятием количество вещества, моль, молярная масса научить переходить от понятия «относительная молекулярная масса» к понятию «молярная масса вещества».
Задачи
Образовательные: Познакомить учащихся с понятием «количество вещества», «моль»; сформировать представление о молярной массе вещества; научить вычислять количество вещества по известной массе вещества и массу вещества по известному количеству вещества.
Развивающие: Сформировать у учащихся:
умение определять по формуле число молей по количеству структурных частиц и наоборот;
умение вычислять по формуле массу данного вещества, если известно количество вещества и
наоборот;
умение переходить от понятия «относительная молекулярная масса» к понятию «молярная
масса вещества».
Воспитательные: Способствовать умение участвовать в коллективном обсуждении вопросов, прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.
Планируемые результаты изучения темы (требования к уровню подготовки)
Знать число Авогадро, определения количества вещества и моля. Уметь определять число структурных единиц по данному количеству вещества и наоборот. Знать о равенстве числовых значений молярной и относительной молекулярной масс. Уметь вычислять массу данного количества вещества.
Предметные: Раскрывать смысл основных химических понятий: моль, молярная масса. Личностные: Понимание роли различных учебных дисциплин в познании природы; осознание единства и материальности мира.
УУД
П. умение работать с текстом, выделять в нем главное; строить рассуждения при решении задач; делать выводы на основе полученной информации;
Р. самостоятельно планировать свою работу; оформлять решение задач;
К. умение слушать учителя; грамотно формулировать вопросы и отвечать на вопросы; строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
Основные понятия. Количество вещества, моль, число Авогадро, постоянная Авогадро, молярная масса.
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Тип урока: комбинированный урок
Ход урока |
1. Организационный момент. |
1.Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся. |
Фронтальный опрос: | Вспомните: Как рассчитать относительную молекулярную массу вещества? Где приведено значение относительной атомной массы элементы? Повторите единицы измерения массы. |
3. Изучение нового материала. Количество вещества. Молярная масса. |
Тема урока Количество вещества. Моль. Молярная масса. | Расскажу сегодня, что ли, о зловредной роли моли. Моль съедает шерсть и мех – просто паника у всех… Ну а в химии – изволь! Есть другое слово «моль». -Какой термин для вас новый? Тема урока: Цель: 1. познакомиться с понятием «количество вещества», «моль»; 2. сформировать представление о молярной массе вещества; |
Представление о «количестве вещества» | При покупке сахара мы определяем его ___(вес) при помощи весов, пользуясь единицами измерения-________(килограммами, граммами). При покупке разливного молока мы определяем его _____(объем) при помощи мерной посуды, пользуясь единицами измерения______ (литр, миллилитр) Также мы можем определить, сколько штук (частиц) в 1 килограмме? Химия наука о веществах. Вещества состоят из атомов или молекул. - В каких единицах можно измерить, вещества? Такая единица называется количество вещества или моль. Количество вещества (n) выражают в молях. Слово «моль» образовано от лат. «moles», что означает количество, счётное множество. Чтобы отмерить 1 моль вещества, нужно взять столько граммов его, какова Ar или Mr. Примеры: 1 моль Н2О имеет массу 18 г (Mr (Н2О) = 18) 1 моль О2 имеет массу 32 г (Mr (О2) = 32) 1 моль С имеет массу 12 г (Ar (С) = 12) Fe Zn AI P Si S Запиcь в тетради Вывод: одинаковое число молекул (атомов) веществ содержится в массах численно равных их относительным молекулярным (атомным) массам. |
| Количество вещества определяется числом структурных единиц (атомов, молекул) этого вещества. Моль – единица измерения количества вещества. |
Представление о постоянной Авогадро Стр. 121 | А сколько реальных частиц – молекул содержится в 1 моле любого вещества? Установлено, что 1 моль любого вещества всегда содержит одинаковое число молекул. Это число равно 6 • 1023 . Например, 1 моль воды = 6 • 1023 молекул Н2О, 1 моль железа = 6 • 1023 атомов Fe, 1 моль хлора = 6 • 1023 молекул Cl2, Оказывается, если взять массу вещества в граммах равную молекулярной массе, то в ней всегда будет содержаться одинаковое число частиц (атомов или молекул) равное 6 ∙ 1023. Это число определено итальянским учёным XIX в. Амедео Авогадро и по его фамилии названо числом Авогадро. Обозначается NA = 6 ∙1023 Зная число молекул можно найти количество вещества: n = N/NA А что нужно сделать, чтобы отмерить 1 моль вещества? Нужно взять столько граммов этого вещества, какова его относительная молекулярная масса. |
запись в тетради | NA = 6 ∙ 1023 моль - постоянная Авогадро Моль – это такое количество вещества, в котором содержится 6 ∙ 1023 молекул этого вещества. |
Представление о молярной массе. | Чтобы установить связь между количеством вещества и его массой, введено понятие молярная масса (М). Молярная масса – постоянная величина для каждого данного вещества. Необходимо чётко различать понятия «относительная атомная масса» и «молярная масса». Mr (FeS) | M (FeS) | безразмерная величина | единица измерения – г/моль | указана 1 молекула | указан 1 моль | Числовое значение молярной массы вещества совпадает с числовыми значениями Аr или Mr. Сравните: Вещества | Mr или Аr | М | Н2О | 18 | 18 г/моль | NaCI | 58 | 58 г/моль | CaCO3 | 100 | 100г/моль | Молярная масса вещества представляет собой отношение его массы к количеству вещества: m М = n На основании данной формулы можно вычислять массу вещества по известному количеству вещества, и наоборот, вычислять количество вещества, если известна его масса. |
Записи в тетрадях | Молярная масса – масса 1 моль вещества. m m M = m = n ∙ M n = n M |
Вопросы на выяснение умения переводить единицы измерения | Вопросы: Масса измеряется в граммах. А в тысячу раз большая единица массы? А в тысячу раз меньшая единица массы? Вещество измеряется в молях. А в тысячу раз большая единица количества вещества? А в тысячу раз меньшая единица количества вещества? Соответственно молярной массе в г/моль будут киломолярные массы (кг/кмоль) и миллимолярные массы (мг/моль). И, аналогично, число молекул в 1 моль – 6 ∙ 1023, в 1 кмоль - 6 ∙ 1026, в 1 ммоль - 6 ∙ 1020. Мы определили, как связаны между собой количество и масса вещества. |
4. Закрепление полученных знаний. |
Задания: учебник стр. стр. 122 №2, №3 | Работают на карточках |
Рефлексия | мне понятно всё, смогу научить другого. • я могу объяснить новую тему при некоторой помощи. • мне сложно разобраться самостоятельно в новой теме, нужна помощь |
5. Итог урока. Количество вещества – физическая величина, которая означает определённое число структурных единиц (атомов, ионов, молекул), обозначается n (эн), измеряется в молях, в миллимолях, киломолях. 1 моль любого вещества содержит одинаковое число молекул, равное постоянной Авогадро (NA = 6 ∙ 1023 моль-1) Чтобы отмерить 1 моль вещества, нужно взять столько граммов его, какова его Mr. Масса 1 моль вещества называется молярной массой (М), она измеряется в г/моль и численно равна Mr. |
Карточка
Оцените собственные знания и умения
• мне понятно всё, смогу научить другого.
• я могу объяснить новую тему при некоторой помощи.
• мне сложно разобраться самостоятельно в новой теме, нужна помощь.
Заполнить таблицу
Формула | Относительная молекулярная масса (Mr) | Количество вещества (n, моль) | Молярная масса (М, г/моль) | Масса (m, грамм) | Количество частиц (N) |
H2O | 18 | 1 | 18 | 18 | 6∙1023 |
CO2 | 44 | 2 | | | |
CH4 | | | | | |
H2 | | | | | 12∙1023 |
NH3 | | 5 | | | |
O2 | | | 32 | | |
Задача № 1. Определите массу кислорода количеством вещества 3,6 моль.
m = n ∙ M;
Задача № 2. Какое количество вещества будут содержать 64 г кислорода?
n = m/M
Задача № 3. Вычислите количество вещества и число молекул, содержащихся в углекислом газе массой 11 г.
N = m/M ∙ NA
Задача 4. Найдите массу– 24∙ 1023 молекул озона О3.
Карточка
Оцените собственные знания и умения
• мне понятно всё, смогу научить другого.
• я могу объяснить новую тему при некоторой помощи.
• мне сложно разобраться самостоятельно в новой теме, нужна помощь.
Заполнить таблицу
Формула | Относительная молекулярная масса (Mr) | Количество вещества (n, моль) | Молярная масса (М, г/моль) | Масса (m, грамм) | Количество частиц (N) |
H2O | 18 | 1 | 18 | 18 | 6∙1023 |
CO2 | 44 | 2 | | | |
CH4 | | | | | |
H2 | | | | | 12∙1023 |
NH3 | | 5 | | | |
O2 | | | 32 | | |
Задача № 1. Определите массу кислорода количеством вещества 3,6 моль.
m = n ∙ M;
Задача № 2. Какое количество вещества будут содержать 64 г кислорода?
n = m/M
Задача № 3. Вычислите количество вещества и число молекул, содержащихся в углекислом газе массой 11 г.
N = m/M ∙ NA
Задача 4. Найдите массу– 24∙ 1023 молекул озона О3.