Консультация для родителей.
« Колючий шарик – су-джок! Зачем и как играть с ним?» учитель-дефектолог Исмагилова С. С.
Уважаемые родители, сегодня мы поговорим об использовании колючих шариков - су-джоков в играх с детьми. Немецкий философ И.Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. А игры с шариком - су-джоком как раз и направлены на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, так как стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.
Су-джок. Что же это такое?
Су-джок - «су»- кисть, «джок»- стопа – это нетрадиционная восточная технология оздоровления всего организма. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов: мизинец - сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец - голова.
Приемы работы по использованию Су-джок - массажера (колючий шарик)
Ребенка необходимо научить:
- удерживать колючий шарик на расправленной ладошке каждой руки;
- удерживать шарик на расправленной ладошке левой руки, прижатый сверху правой ладошкой и наоборот;
- сжимать и разжимать шарик в кулачок каждой рукой;
- каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика каждой руки;
- надавливать щепотью каждой руки на иголочки шарика;
- удерживать колючий шарик тремя пальчиками каждой руки (большой, указательный, средний);
- захватывать колючий шарик тремя пальчиками и передвигаться им по дорожкам разной конфигурации;
- прокатывать колючий шарик по ладошке правой и левой руки круговыми движениями в разные стороны;
- прокатывать колючий шарик вдоль расправленных ладошек вверх-вниз.
Массаж проведите первоначально сами, пусть ребенок запомнит движения, а потом будет выполнять самостоятельно под вашим присмотром.
Массажное кольцо (внутри шарика есть два колечка)
Вам нужно научить ребенка надевать кольцо на большой пальчик и передвигать его вверх-вниз до конца, помогая большим и указательным пальцем другой руки. Затем массировать поочередно все пальчики.
Кольцо нельзя:
- растягивать, т.к. оно потеряет массажные свойства;
-оставлять на пальце без движения.
Чтобы было интереснее проводить массаж, будем сопровождать его стихотворным текстом; ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом, например:
Я мячом круги катаю,
Взад — вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
А можно сопровождать массаж сказкой «Ежик на прогулке»:
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик (зажать шарик в ладошке). Выглянул ёжик из своего домика (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ёжик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ёжик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ёжик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками). Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом и нахмуриться) и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиком пальцев стучать по колючкам шарика). Спрятался ёжик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик под ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберёзовики, опята, лисички и даже белый гриб (прокатить шарик по каждому пальчику). Захотелось ёжику обрадовать свою маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много, как понесет их ёжик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ёжик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) и довольный побежал домой, сначала бежал он по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), а потом по извилистой дорожке (круговые движения шариком). Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу. А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! (зажать шарик в ладошке).
Массаж пальцев колечком (ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).
Раз - два - три - четыре - пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Аналогично можно сопровождать все знакомые комплексы пальчиковой гимнастики.
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец).
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа (мизинец).
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение:
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
Игра «Один-много».
Вы катите «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад Вам, называя существительные во множественном числе.
Так же можно проводить игры «Назови ласково», «Скажи наоборот».
Еще можно использовать Су-Джок для развития памяти и внимания:
Ребенок должен выполнить Вашу инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; Или ребенок закрывает глаза, а Вы надеваете колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. Варианты игры придумайте вместе с ребенком.
В результате использования игр с волшебным шариком - су-джок развивается:
- моторный праксис (общая и мелкая моторика);
- речь, внимание, память, мышление, необходимые для становления учебной деятельности;
- стимулируются речевые зоны коры головного мозга.
Неоспоримыми достоинствами игр с су-джоком являются:
- высокая эффективность - при правильном применении наступает выраженный эффект;
- абсолютная безопасность - неправильное применение никогда не наносит вред;
- универсальность - су-джок можно использовать в любых условиях: дома, на даче, за столом, сидя на ковре или диване, где угодно. Главное, чтобы было желание!