Просмотр содержимого документа
«Коллективная форма работы на уроках изобразительного искусства, как средство развития коммуникативных компетенций и творческого потенциала обучающихся.»
Коллективная форма работы на уроках изобразительного искусства,
как средство развития коммуникативных компетенций
и творческого потенциала обучающихся.
Коммуникативная компетентность учащихся очень важный компонент в обучении. Для развития данной компетенции можно использовать различные формы работы на уроках. Для начала развития коммуникативных способностей можно вести коллективную форму работы на уроках ИЗО, хорошо ее вводить, когда дети еще не умеют работать совместно, не научились договариваться. Рассмотрим данную форму работы на конкретном уроке (Декоративный графический пейзаж, 4 класс.)
Для проведения урока необходимо учителю заранее подготовить материал: нарисовать натюрморт, располагая контуры предметов на весть лист, так, чтобы при делении на части на каждой карточке были линии от контуров предметов, разделить на карточки на подобии пазла. Так же необходимо подготовить лист, куда будут приклеиваться карточки, заполненные декоративными штрихами. Выстроить урок можно по-разному, я использую системно - деятельностный подход, когда обучающиеся сами приходят к теме урока. Важно показать детям различные виды декоративных штрихов, рассказать о том как можно их придумать (стилизовать), возможно перед началом выполнения сделать небольшие упражнения.
Практическое задание: Рисуем общую композицию классом. Каждому ребенку раздается карточка, ранее приготовленная.
На карточках выполняете декоративные штрихи:
Не добавляя лишних линий.
Заполняя каждое пространство разными штрихами.
При работе с различными классами, с разным уровнем их подготовки, коммуникативных способностей, задачи данного урока можно усложнять, или же, наоборот, упрощать.
Упрощенный урок:
выбрать определенные декоративные штрихи, уменьшить количество предметов, соответственно линий на работе станет меньше.
Сложный:
определить темные и светлые предметы на натюрморте, поставить задачу: заполнять фрагменты согласно установленным тоновым соотношениям;
поставить задачу: нарисовать одни и те же предметы одинаковыми декоративными штрихами – при данной задаче детям придется больше общаться и договариваться между собой – данная задача на этом уроке коллективной формы работы сложнее, чем задачи на уроках с групповой формой работы, так как каждому учащемуся нужно будет искать 8 фрагментов стоящих рядом с его фрагментом, и договариваться об определенном штрихе (данная задача осуществима в средних классах с дружным коллективом).
Вариантов задач можно придумать большое количество.
Положительные моменты данной формы работы. Чем же хороша коллективная форма работы на данном уроке? Тем, что у ребенка развивается любовь к рисованию, так как каждый ребенок попадает в ситуацию «успеха», потому что в данном виде работы не может быть ошибки, и ситуации «я не умею рисовать», «у меня не получается». И даже ребенок со слабыми художественными способностями будет в выигрышной ситуации, так как в конечном результате на всей коллективной композиции отличить работы способных детей от менее способных не возможно, композиция воспринимается целостно.
Таким образом, коллективной формой работы на данном уроке, помимо воспитания любви к рисованию, мы развиваем творческий потенциал обучающихся, а так же зарождаем умение договариваться, работать в коллективе, быть частью социума, гордится своим вкладом в общее дело.
Примеры работ