СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коллективная работа - одна из форм организации деятельности на коррекционном занятии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ИН)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В мастер-классе отражены этапы коллективной работы обучающихся с ИН на коррекционном занятии "Предметно-практическая деятельность"; обозначена ценность коллективного труда обучющихся.

Просмотр содержимого документа
«Коллективная работа - одна из форм организации деятельности на коррекционном занятии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ИН)»

Анпилогова Наталия Васильевна,

учитель КОУ ВО «Верхнемамонская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


МАСТЕР-КЛАСС «КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА – ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КОРРЕКЦИОННОМ ЗАНЯТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИН)»

Целевая аудитория: педагоги коррекционных школ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ин)

Цель мастер-класса: привлечение внимания педагогов к коллективной форме деятельности обучающихся на коррекционных занятиях (предметно-практическая деятельность) как к форме, способствующей реализации ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Задачи: - знакомить с алгоритмом организации коллективной самостоятельной работы;

- определить условия выполнения успешной коллективной работы;

- обозначить ценностную характеристику коллективной деятельности на занятиях в аспекте приобретения личностных и метапредметных результатов.

Необходимые материалы и инструменты: фольга, нитки, ножницы, иголка, скрепки.


Коллективная работа обучающихся предполагает объединение усилий каждого для достижения общего продукта деятельности. То есть, у каждого обучающегося есть своё маленькое дело, своя роль, без которой невозможно достижение общего результата.

Рассмотрим этапы организации коллективной работы на коррекционном занятии «Предметно-практическая деятельность»

  1. Актуализация темы.

Всем известно, что приближается праздник. Какой? Конечно, Новый год.

Этот праздник очень отличается от других праздников. Его нельзя представить без - …..?

Верно, нельзя представить Новый год без Деда Мороза, Снегурочки, подарков и, разумеется, без ёлки.

Ёлка – главное украшение праздника. А почему? Да, потому что мы сами её украшаем яркими разноцветными игрушками, мишурой, бусами…

Кстати, о бусах. Вы не думали, из чего их можно сделать?

  1. Презентация готового продукта деятельности.

Посмотрим и скажем, из какого материала эти бусы изготовлены.



Бусы изготовлены из фольги.

  1. Формулировка темы занятия

Сформулируем тему нашего занятия.

Да, она звучит так: «Изготовление бус – украшения новогодней ёлки»

  1. Определение перечня материалов и инструментов.

Как вы думаете, при помощи чего изготовлены эти бусы?

Конечно, в первую очередь это фольга. А что понадобиться ещё? Да, это скрепки, нитки. А нитки и фольгу будем рвать? Понятно, что сподручнее резать, и для этого нужны ножницы.



Посмотрите внимательно на предметы. Что мы не назвали? Да, не назвали иглу. Для чего она нам? Верно, чтобы нанизывать «бусинки» на нитку.

  1. Демонстрация хода работы.

а) фольгу режем на полоски



б) каждую полоску фольги делим на три части – получаем широкие прямоугольники или квадраты



в) осторожно сминаем в руке полученные прямоугольники, квадратики фольги



г) чтобы получить бусинки, катаем полученные комочки фольги между ладошками



д) приготовим нить для бус: один конец нити вдеваем в иглу, а на другом – делаем петельку



е) чтобы бусинки не соскакивали с нити, на полученную петельку надеваем скрепку



ж) нанизываем бусинки



  1. Распределение ролей.

Особенность коллективной работы в том, что каждый ученик отвечает за определённый этап изготовления продукта. Ответственного для работы на определённом этапе может выбирать сам педагог, исходя из знаний способностей обучающихся, а также ответственным может быть обучающийся по собственному желанию. Бывает и так, что школьники меняются ролями и устанавливают очередь, чтобы попробовать свои возможности на каждом этапе изготовления поделки.

  1. Самостоятельная работа.

Обучающиеся выполняют работу самостоятельно, но под контролем педагога. Педагог выступает как помощник, как координатор действий обучающихся.

  1. Итог работы.

В завершении коллективной работы обязательна демонстрация готового продукта.



Во время демонстрации обучающиеся могут видеть ценность коллективного труда, осознают, что легко работать вместе, тяжело – в одиночку.

Важно эстетическое оформление полученного продукта.

Как правило, при выполнении посильных, доступных заданий обучающиеся высказывают пожелания выполнить коллективно какое-либо дело на следующих занятиях.

Актуальность коллективной формы деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья состоит в приобретении личностных результатов:

- обучающиеся приобретают навыки сотрудничества со сверстниками и педагогом;

- у обучающихся во время работы наблюдается проявление таких качеств личности, как настойчивость, целеустремлённость, стремление преодолевать трудности, трудолюбие, ответственность за качество выполнения своего дела;

- формируется адекватная самооценка;

- приобретается эстетическая оценка собственной и коллективной работы;

- появляется желание выполнить в будущем порученное дело ещё лучше, что являет собой предпосылку к саморазвитию.

Нельзя не сказать и о метапредметных результатах коллективной формы работы:

- обучающиеся раскрывают способности принимать и удерживать задачу, а также следовать к поставленной цели;

- осуществляют пошаговый и итоговый контроль;

- используют данные педагогом инструкции в своей работе;

- координируют различные роли во время сотрудничества;

- адекватно используют вербальные и невербальные способы коммуникации.

Было замечено, что коллективная работа на коррекционных занятиях пробуждает у обучающихся с ОВЗ творческое начало: поиск новых способов деятельности, выражение желания сделать продукт с новым качеством. А это немало для школьников с интеллектуальными нарушениями, т.к. такие школьники имеют склонность выполнять задания по шаблону, образцу и под постоянным руководством педагога.



Источники:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”. Электронный ресурс. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/