Проект. Промежуточная аттестация
2018/ 2019 учебный год
Предмет: технология, изобразительное искусство
Класс: 1 «А»
Учитель: Кузовенко М.А.
Познавательно – творческий проект: «Народные промыслы России»
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматриваются, как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики оказывает сильное воздействие на ребёнка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Декоративно-прикладное искусство является одним из фактов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к своей Родине. Народное искусство хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к лицу. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у детей художественный вкус и трудолюбие.
Мы живём там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У детей не всегда есть возможность соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Благодаря образцам народно – декоративного искусства, которые мы постарались собрать в нашем классе, с помощью родителей, мы хотим дать детям возможность поближе познакомиться с народной игрушкой, с различными видами росписи.
В результате мониторинга выявлено:
Представления детей о народно – прикладном искусстве. |
владение знаниями о народных игрушках, народной росписи | 9,1% |
желание познакомиться с народно – прикладным искусством | 72%; |
большой интерес к предметам народного быта, к народной игрушке | 45%; |
понимание ценности знаний о народно – прикладном искусстве | 18,2%; |
практические художественные умения | 9, 1%; |
Таким образом, был сделан вывод, что у детей есть желание познакомиться с народными промыслами, и недостаточно сформированы художественные умения и навыки в данной области.
Гипотеза
Эффективная работа по развитию творческой личности детей школьного возраста будет успешной, если:
создать развивающее пространство по декоративно – прикладному искусству народных мастеров России
сотрудничать с родителями по вопросам народно – прикладного искусства
внедрять в воспитательный процесс образовательно-познавательные мероприятия по художественно-продуктивной деятельности
Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.
Цель проекта: создание системы практической деятельности по формированию творческих способностей в процессе ознакомления с народно – прикладным искусством.
Задачи проекта:
ознакомление детей с видами народного декоративно-прикладного искусства
формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
формирование обобщённых знаний и умений:
- умение различать стили наиболее известных видов народно – прикладного искусства: хохлома, городецкая роспись, дымковская, каргопольская, филимоновская игрушка, полхов – майдан, гжельская роспись;
- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции;
- умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
Новизна данного проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, а также основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в изобразительную художественную деятельность, технологию. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям познакомиться с народными промыслами, научиться различать жанры русского народного творчества, способствует чувства прекрасного.
Тип проекта: познавательно - творческий
Образовательная область: изобразительное искусство, технология
Проект краткосрочный, сроки реализации проекта: 5 уроков.
Участники проекта: учитель, учащиеся 1 «А» класса, родители.
Оборудование:
технология: материалы для создания образа предмета народного промысла – пластилин, стека, доска, кисть, тряпочка
ИЗО: листы А – 3, 4; кисти, гуашь, тряпочка, подобранный материал по промыслам
Этапы реализации проекта:
1 этап - аналитический
Задачи этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: приобщение к эстетической культуре, формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей.
2 этап - организационный
Задачи этапа: создание мини – музея народно – прикладного искусства, привлечение родителей к предстоящей творческой работе;


3 этап - практическая деятельность
Задачи этапа: знакомство детей с образцами народных художественных промыслов; развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла; самостоятельное создание детьми декоративных изделий; формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

Формы организации:
- индивидуально – творческая деятельность
- творческая деятельность в малой подгруппе
- учебно – игровая деятельность (игры, познавательная деятельность)
4 этап - итоговый
Результат
Организованная работа по развитию творческих способностей детей через народное декоративно – прикладное искусство, привело к повышению эстетического уровня детей:
дети имеют представление о народных промыслах
пробуют различать изделия разных народных промыслов
приобрели практические умения по работе с различными изобразительными и трудовыми материалами,
у детей появился интерес к истории и культуре нашего народа
появляется художественный вкус, учатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления.
Приобретают трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством

Непосредственно – образовательная деятельность
«Веселая дымка»
«Глиняные игрушки - не простые безделушки»
«Укрась узорами юбку дымковской барыни»
«В мастерской дымковской игрушки»
«Лепка и роспись дымковской барыни»
«Филимоновские игрушки»
«Знакомство с филимоновской игрушкой»
«Филимоновские игрушки»
«рисование филимоновских элементов: полосок, ёлочек, цветов»
«Роспись бумажных филимоновских игрушек»
«Золотая хохлома»
«Знакомство с хохломским промыслом»
«Хохломские узоры»
«Украсим теремок для зверей»
«Сказочная хохлома»
«Яркий Полхов – Майдан»
«Игрушки из Полхов – Майдана»
«Веселые матрешки»
«Городецкие узоры – сколько радости для глаз»
«Здравствуй, волшебный Городец»
«Рисование по мотивам городецкой росписи»
«Рисование городецкого узора на тарелке»
Роспись «Городецкая сказка»
«Голубая гжель»
«Эта звонкая сказка – Гжель»
«Рисование элементов гжельской росписи»
«Роспись гжельской посуды»
«Роспись гжельского подноса»
«Каргопольская игрушка»
«Путешествие в Каргополь»
«Каргопольская игрушка – лошадка»
«Фартук, сарафан – каргопольская роспись»
«Каргопольские козлы»
Литература:
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
Концепция патриотического воспитания граждан РФ. – Управление ДОУ. 2005 №1
Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.