Тема: «Коллективное творчество как средство формирования нравственно - эстетических качеств личности ребенка дошкольного возраста»
Подготовила: Дубовик Натальи Сергеевны
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. А каковы же эти условия?
Во – первых, это положительный психологический климат в детском коллективе; во – вторых, использование таких видов деятельности на развитие творческих способностей ребёнка в группе, как лепка, аппликация, конструирование, ручной труд.
Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд).
В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- договариваться о совместной работе, её содержании;
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
- планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, декорации к играм, спектаклям, афиши, книжку-ширму в подарок, проиллюстрировать сказки, и т.д.
Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми:
- в начале года дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;
- на втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала о деле, потом подчёркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;
- постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и прочее.
К взрослому дети обращаются тогда, когда не могут договориться самостоятельно. Здесь важно подсказать, как лучше договариваться, в каком случае уступить друг другу, если надо, научить работать вместе, дружно, с удовольствием.
На занятиях воспитатель использует разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, литературу.
Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по-своему, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создании своего образа.
В основном коллективные работы проводятся с детьми одного возраста. При организации работы важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей.
Исследователи выделяют несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию. Это общительно-дружелюбные, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные дети. Необходимо учитывать эти особенности при организации совместной деятельности.
Так, общительно-дружелюбных детей можно объединить с детьми, принадлежащими другим типам. Общительно - враждебных нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными, а необщительно-враждебных, кроме того, нецелесообразно объединять друг с другом. Если же возникает необходимость работы в группе общительно - и необщительно-враждебных детей, она обязательно должна быть "усилена" 2-3 общительно-дружелюбными детьми.
Легче организовывать детей для выполнения коллективной работы по лепке, аппликации, конструировании, сложнее в рисовании, но в практике существуют разнообразные формы организации, которые помогают решать задачи в разных видах деятельности. Эти формы организации коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.
1. Совместно-индивидуальная (ребенок-участник деятельности - выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции).
2. Коллективно изобразительная деятельность на основе совместно-
последовательной формы организации (результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого).
3. Совместно-взаимодействующая (формирования умений планировать координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда).
Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности.
На первом этапе, планируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Привлекательностью к общему делу является предоставление детям разнообразных изобразительных материалов. Так, например, для аппликации целесообразно использовать не только готовую цветную бумагу, но и вырезки из газет и журналов, готовые рисунки детей; для лепки использовать и тесто, и пластилин с глиной, в рисовании восковые и цветные карандаши, акварель и гуашь, разный строительный материал.
Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а "преподнести" проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. С этой целью возможна организация выставок личных достижений, смотров талантов и способностей, акцентирование педагогом внимания детей на поступках и деятельности того или иного ребенка. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.
Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах.
Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат - родителями, другими воспитателями, детьми других групп.
Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в каждом детском саду создаётся перспективный план, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации. Так, коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи.
Перед воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад вырастить не только сознательным членом нашего общества, не только здоровым и крепким человеком, но и — обязательно! — инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.
Темы коллективных работ для детей 3-4 лет
Разноцветные шары (аппликация, рисование)
Зимний лес (рисование)
На деревья на лужок, тихо падает снежок (рисование)
Неваляшки гуляют (лепка, аппликация)
На дереве распустились листочки, цветы (рисование, аппликация). В этом случае изображение дерева при детях создаёт воспитатель, а дети наклеивают готовые цветы, листья.
Расцвели красивые цветы (аппликация и рисование)
Цыплята гуляют в траве (лепка, аппликация, рисование)
Украсим нашу группу к празднику (лепка, аппликация, рисование). Это занятие применяется ко всем праздникам (день рождение, праздник весны, Новый год и т.д.)
Темы коллективных работ для детей средней группы
Осенний лес (рисование)
Ковер из осенних листьев (декоративная композиция может быть выполнена в аппликации.)
Птицы на ветке (дереве); Птицы на кормушке (лепка)
Весёлая карусель (по мотивам дымковских игрушек). Карусель конструирует воспитатель.
Разноцветное одеяло
Сказочное дерево (рисование, аппликация)
Новогодняя елка (рисование, аппликация).
Зимний лес.
Наш аквариум (рисование и аппликация)
Сказочная страна (аппликация, рисование)
На клумбе расцвели красивые цветы (рисование, аппликация).
Темы коллективных работ для детей старшей группы
Цветы (рисование с элементами аппликации)
Клумба из осенних цветов (рисование на ткани)
Богатство осени (аппликация, рисование)
Витрина магазина игрушек (аппликация, рисование)
Корзина с цветами (ваза с цветами, ваза с фруктами – аппликация)
Наш уголок природы (аппликация)
Осенний парк (волшебный сад) – рисование, аппликация
Красная книга природы (аппликация, рисование)
Наш город (аппликация)
Зимние забавы (рисование)
Сказочное царство (рисование, лепка, аппликация)
Космос (рисование, лепка, аппликация)
Чудо – дерево (аппликация, рисования)
Темы коллективных работ для детей подготовительной группы
Букет цветов (рисование с элементами аппликации)
Красавица - Осень (рисование, аппликация)
Настроение осени (аппликация, рисование)
На дне морском (аппликация, рисование)
Карнавальный хоровод (аппликация)
Книга о зиме (рисование)
Жар – птица (рисование, аппликация)
Магазин игрушек (аппликация, рисование)
Узоры на стекле (рисование)
Зимние забавы (рисование)
Удивительный мир жарких стран (рисование, лепка, аппликация)
Космос (рисование, лепка, аппликация)
Мой город родной (рисование, лепка, аппликация)
День Победы (аппликация, рисования)
Список литературы
Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н. В. И др. Дошкольник: обучение и развитие. Ярославль: “Академия развития”, “Академия К”, 1998. – 256с.
Грибовская А. А. “Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий”. Москва Творческий центр Сфера,2004. -192с.
Дурова Н.В. “Очень важный разговор” Москва изд. “Мозаика-Синтез”,2000,102с.
В.Ю., Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова, Слепцова Смагина Т.В. “Рисование с детьми дошкольного возраста. Москва, ТЦ Сфера, 2004-128с.
Киреева Л. Г., Саськова О. А. “Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно– ролевые и дидактические игры” Волгоград: Учитель, 2008. -127 с.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. “Психология социальной одаренности” Москва, Линка– пресс 2009. – 272с.
Коморова Т.С. “Детское художественное творчество” – Москва, Мозаика– Синтез, 2005. -105с.
Комарова Т.С., Савенков А.И. “Коллективное творчество дошкольников. – Москва. Педагогическое общество России, 2005. -128с.
Лыкова И.А. “Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – Москва: “Карапуз– Дидактика”, 2007. -144с.
Лыкова И.А. “Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – Москва: “Карапуз– Дидактика”, 2007. -208с.
Лыкова И.А. “Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Подготовительная к школе группа. – Москва: “Карапуз– Дидактика”, 2007. -208с.
Лыкова И.А. “Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Старшая группа. – Москва: “Карапуз– Дидактика”, 2007. -208с.
Лыкова И.А. “Изобразительная деятельность в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолете и в машине времени. Конспекты занятий в Изостудии. – Москва: “Карапуз– Дидактика”, 2008. -192с.