СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Профилактика ПАВ среди трудных подростков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Проект-программа «Профилактика ПАВ» направлена на работу по профилактике алкоголя, табакокурения, наркомании, ВИЧ/инфекций,   среди учащихся школ.

       Основанием для создания проекта-программы послужило массовое приобщение современных подростков к вредным привычкам и к потреблению наркотических средств и психостимулирующих препаратов.

Просмотр содержимого документа
«"Профилактика ПАВ среди трудных подростков"»

39



МБОУ Митрофановская СОШ

Кантемировского муниципального района

Воронежской области


396700 Воронежская область, Кантемировский муниципальный район, с. Митрофановка, ул. Победы 29

тел. (47367) 6-88-02 e-mail mischo@vmail.ru








«КОЛОКОЛА ТРЕВОГИ НАШЕЙ…»





Программа работы с семьёй

по профилактике злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних на 2013-2015 год.






Автор: Колодка Татьяна Ивановна

социальный педагог.



2013г.


Аннотация.


Проект-программа «Профилактика ПАВ» направлена на работу по профилактике алкоголя, табакокурения, наркомании, ВИЧ/инфекций, среди учащихся школ.

Основанием для создания проекта-программы послужило массовое приобщение современных подростков к вредным привычкам и к потреблению наркотических средств и психостимулирующих препаратов.

Авторами проекта- программы выступили: социальный педагог МКОУ Митрофановской СОШ Колодка Татьяна Ивановна.

Основной целью данной программы в целом, является создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотических средств, становление активной отрицательной позиции по отношению к наркотикам и вредным привычкам у большинства учащихся.

Данная программа реализуется в несколько основных этапов:

Подготовительный – 2013-2014г.

Обучающий – 2014- 2015 г.

Завершающий – 2015 год.












Актуальность


Начало потребления наркотических средств в России порой идентифицируют со «стартом» социально-экономических преобразований.

Резкая ломка ценностных ориентаций, привычной идеологической и политической среды, ухудшение материального положения населения привели к стрессу, для снятия которого многие граждане стали прибегать к злоупотреблению алкогольными напитками и наркотическими средствами.

Основной причиной наркотической зависимости является «синдром дефицита удовлетворенности». Это определенное сочетание генов, при котором человеку трудно чувствовать себя комфортно. Люди, страдающие дефицитом удовлетворенности, с детства неосознанно ищут способы компенсировать эту нехватку различными видами поведения, а в подростковом или уже взрослом возрасте при определенном стечении обстоятельств нередко прибегают к помощи психоактивных веществ, которые помогают им получить желаемое удовольствие и наслаждение {1}.

Также одной из причин является  «неправильная семья», где воспитание осуществляется либо одним из родителей, либо где присутствует располагающая атмосфера, складывающаяся в доме, отсутствие эмоциональной близости и доверия домочадцев друг к другу. Существуют и семьи, где один или оба родителя страдают наркотической зависимостью. Вероятность приобщения к плохим пристрастиям у детей из таких семей возрастает в 2 раза.

Находясь в той или иной микросреде (семья, класс, двор) и взаимодействуя с другими микросредами (секция, кружок, дискотека), подросток постоянно испытывает разноплановые и нередко противоречивые влияния на свой внутренний мир. В отличие от взрослого, обладающего жизненным опытом, подросток не всегда умеет адекватно определить и оценить тех, кто своими ценностными ориентациями, своей деятельностью, характером взаимоотношений установившегося в них психологического климата, своими личностными особенностями действительно отвечает его потребностям, интересам, склонностям; и, в то же время, он не умеет вовремя дистанцироваться от тех, кто, благодаря присущим им свойствам, находится в разладе с его потребностями, интересами и склонностями. В результате этого подросток не всегда обретает общественно-моральные качества, они не становятся его ценностями. Порой в его личности укореняются псевдоценности, которые способствуют формированию таких способностей и склонностей, которые несут в себе негативные характеристики (к ним относится и аддикция) {4}

Школьные исследования показали, что увеличивается число курящих подростков, страдающих пивным алкоголизмом и употреблением наркотических средств.

Для того чтобы работа по сохранению и укреплению состояния здоровья учащихся дала положительные результаты, необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов, родителей и учеников, социума. Актуальной для коллектива стала систематизация деятельности по осуществлению профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

Основной целью данной программы в целом, является создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотических средств, становление активной отрицательной позиции по отношению к наркотикам и вредным привычкам у большинства учащихся.

Задачами стоящие перед нами стали:

  • определение степени вовлеченности контингента в проблему;

  • организация профилактической работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подро­стков;

  • разработка и внедрение современных воспитательных методик и технологий;

  • формирование общих и специальных знаний, отношений и установок (о ПАВ) у педагогов, учащихся и их родителей;

  • воспитание у учащихся уважения к себе, чувства собственного достоинства, неприятия наркотических средств как способов воздействия на свою личность;

  • формирование культуры здоровьесбережения на основе сформированной мотивационной сферы;

  • развитие методической, консультативной деятельности для всех целевых групп профилактической работы;

  • развитие системы родительского всеобуча по проблемам семейного воспитания и вопросам предупреждения приобщения детей к психоактивным веществам, повышению культуры взаимоотношений в семье;

  • организация волонтерского движения;

  • развитие социального партнерства в рамках реализации программы

Программа построена на основных принципах профилактической работы в образовательных учреждения, согласно концепции комплексной активной профилактики, адаптированная под данное конкретное муниципальное учебное заведение:

  • Комплексность – согласованное взаимодействие с действующими мероприятиями по профилактике психоактивных веществ и пропаганде здорового образа жизни в образовательной среде.

  • Принцип непрерывности ориентирует на обеспечение в вос­питательно-образовательном процессе единства целей и задач, средств и планируемых результатов профи­лактики во взаимосвязи с общекультурными, социальными и личностными запросами школьников с учетом возраста.

  • Принцип интеграции предполагает объединение усилий субъектов воспитательно-образовательного процесса в комплек­сы с целью повышения качества формирования здорового образа жизни личности подростка.

  • Принцип дифференциации и индивидуализации предпола­гает организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы, методы) с учетом личностных особенно­стей учащихся.

  • Принцип гибкости позволяет развивать индивидуальные потребности, мотивы, ценностные ориентации личности за счет включения в воспитательно-образовательный процесс инно­вационных подходов, моделей дополнительных курсов, бло­ков, индивидуальных программ, оказания консультативной помощи.

  • Аксиологичность (ценностная ориентация). Этот принцип включает формирование у детей и молодежи мировоззрен­ческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жиз­ни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров потребления ПАВ.

  • Многоаспектность. Сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образователь­ной среде являются:

- социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных мо­ральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, меняющих психическое состояние;

- психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок, а также навы­ков «быть успешным», быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию предложения нар­котиков;

- образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления ПАВ.

Многоаспектность комплексной профилактики включает также направлен­ность ее воздействия на различные уровни в поле субъект-объектных взаимо­действий при осуществлении профилактических мероприятий:

- социально-средовое воздействие, направленное на разрушение групп детей и подростков, употребляющих психостимулирующие средства и на создание социально-поддерживаю­щей инфраструктуры;

- воздействие на «саморазрушающее» поведение детей и подростков, вовле­ченных в наркотизацию, а также на другие отклоняющиеся («девиантные») фор­мы поведения детей группы риска;

- воздействие, связанное с индивидуальными или групповыми формами ока­зания профилактической помощи.

  • Последовательность (этапность)

Принцип последовательности или этапности предусматривает, что ее цели и задачи должны быть:

- разделены на общие, стратегические и частные (этапные), т.е. не могут быть реализованы одномоментное или аврально, по типу разовой кампании;

- для обеспечения последовательности или «алгоритма» шагов в реализации системной профилактики в нее должен обязательно входить социально-психо­логический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространенности наркотиков, но и на формирова­ние структур и элементов системы сдерживания распространения, системы со­циально-психологической поддержки {10}.



Педагоги

Ц елевые группы


Просвещение

Консультирование педагогов и специалистов по вопросам индивидуальной работы с уч-ся, родителями.

Изучение современных эффективных технологий профилактической работы

Формирование технологического потенциала профилактической деятельности в образовательной среде.



Учащиеся

Родители

Значимое окружение уч-ся




Просвещение

Формирование общих знаний, отношений и установок (о здоровье, самих себе, об окружающих

Формирование специальных знаний, отношений и установок (о ПАВ).


Просвещение

Установление контакта, консультир-е и мотивирование для совместной работы лидеров подростково–молодежной среды.


Просвещение

Формирование знаний, отношений и установок.

Предоставление неспецифической информации членам семьи (знания в отношении детей, себя, о семейных отношениях, семейных мифах и стереотипах). Формирование специфических знаний, отношений и установок.

Предоставление специфической информации (специальные сведения о ПАВ, семейной патологии, конфликтных, дисфункциональных, асоциальных семьях и их проблемах).









Формирование технологического потенциала

Разработка проф-го мероприятия в рамках уч. предмета

Освоение интерактивных форм работы с уч-ся, родителями




Реализация потенциала неспецифической досуговой деятельности.

Организация творческой и досуговой деятельности




Тренинговые занятия.

Определение степени вовлеченности контингента в проблему. Обследование целевой группы.







Форм-е условий развития проф-го потенциала

Изменение установок и выработка профес-й позиции к проблеме профилактики.

Освоение технологий проведения индив-ой профилакт-й работы

Освоение технологий организации групповой работы

Освоение психолог. технологий



Реализация потенциала специфической досуговой деятельности.

Мероприятия специфической активности с элементами формирования отношения к потреблению ПАВ.



Формирование актива и волонтерская деятельность. Обучение профилактическим воздействиям и стимуляция работы.





Волонтерская деятельность.

Формирование актива родителей.







Мониторинг программной профилактической деятельности.

Организация волонтерского антинаркотичес-кого движения.




Формирование актива и волонтерская деятельность





Этапы реализации программы




















Исполнителями основных программных мероприятий выступает социально-психологическая служба, классные руководители, педагоги-предметники, учителя физической культуры, работники столовой, медицинская сестра, библиотекарь, руководители творческих объединений, актив школы.








Модель изменения поведения


Информация



Поведенческие Проблемное

навыки поведение


Мотивация




Каждый человек обладает определен­ным набором поведенческих навыков. Эти навыки в повседневной жизни образует картину типичного для него поведения. Модель поведения зависит не только от того, как человек умеет себя вести, но и от того, чего человек хочет добиться своими поступками. То есть в его поведении есть определенная мотива­ция.

Мотивация — это побуждение, вызывающее и определяющее направленность активности.

Мотив расценивается психологами как причина поведения. Оттого, насколько успешно реализуются мотивы, за­висит то, какие эмоции будет испытывать человек. Мотивация к той или иной деятельности зависит от информации, которой владеет человек. Информация в данном случае — это знания, личный опыт и до­полнительные сведения о предметах или явлениях, получаемые человеком в течение жизни. Информа­ция, которой владеет человек, может стимулировать его на приобретение новых навыков или отказ от ис­пользуемых им ранее. Наличие новой информации оказывает влияние и на поведение человека. Поэтому все связи на этой схеме взаимонаправлены. Это означа­ет, что изменение в каком-либо одном блоке приво­дит к изменениям во всех остальных {6}.

В связи с этим работа педагогов направлена на повышение уровня мотивационной сферы учащихся.

Ожидаемые результаты


  • формирование системы профилактической деятельности и команд ее осуществляющих;

  • сформированность позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление ПАВ;

  • усвоение основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения учащегося;

  • изменение форм поведения учащихся в отношении здоровьесбережения;

  • развитие социального партнерства в рамках реализации Программы.

  • Снижение роста учащихся, состоящих в «группе риска», на учете.


Основные подходы реализации программы


Предоставление информации.

Информация должна быть достоверной, уместной, с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений) и предоставлять знания о последствиях злоупотребления ПАВ. Этот подход основывается на том, что, имея достоверную информацию о психоактивных веществах, об их влиянии на организм (физиологическом, психическом, психологическом), а также на социальное и экономическое благополучие, человек сможет принять взвешенное, ответственное решение по отношению к своему здоровью.

Эмоциональное «обучение».

Этот подход базируется на том, что зависимости от ПАВ чаще всего подвержены люди, испытывающие трудности в понимании и выражении собственных эмоций; люди с заниженной самооценкой и неразвитой способностью к сопереживанию (эмпатией), с недостаточно развитой эмоциональной сферой, имеющие в структуре своей личности так называемый «запрет на эмоции», недостаточно общительны. В связи с этим они часто не умеют накапливать опыт переживаний и принятия решений в стрессовых ситуациях, готовы на все, чтобы включиться в любые группы, быть принятыми ими. Подростковая наркомания в настоящее время распространилась не только на подростков с проблемами в эмоциональной сфере, но и на многие другие группы молодых людей. Поэтому отдельно взятая эта модель, хотя и является эффективной, не может использоваться изолировано от других.

Апелляция к ценностям и знаниям.

Подход основывается на теориях об изменении поведения и использует методы поведенческой терапии. Проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем. Эксперименты с наркотиками могут быть:

- попыткой демонстрации взрослого поведения, способом уйти от родительского контроля;

- выражением социального протеста, вызовом по отношению к ценностям социальной среды;

- стремление получить новый, ранее не познанный опыт (поиск удовольствия и расслабления, стремление приобщиться к определенной субкультуре).

Такое поведение можно трактовать как просьбу о помощи в ситуациях конфликта, напряжения, давления со стороны социальной среды, акт отчаянья, ответ на определенные нарушения в психологическом и социальном развитии. Сторонники этого подхода считают, что подростки с подобными функциональными расстройствами нуждаются в обретении определенных жизненных навыков, которые позволят им обрести устойчивость к различным негативным социальным влияниям и повысят их индивидуальную компетентность.

Воспитание противодействия ПАВ.

Этот подход основывается на привитии социальных навыков, ориентированных на здоровый образ жизни, умение сопротивляться пагубному влиянию и давлению, умение говорить «нет». Программа охватывает 2 направления: профилактику девиантного поведения и выработку стратегий поведения в трудных социальных ситуациях, отказа от данных стратегий.

Предоставление альтернативы.

Этот подход предполагает развитие альтернативных социальных программ, в которых бы подростки смогли бы реализовать стремление к риску, поиску острых ощущений, повышенную поведенческую активность. Например, к ним относятся походы, путешествия с приключениями, занятия творчеством, видами спорта, связанными с риском, разнообразные клубы, кружки по интересам.

Влияние социальной среды и сверстников (работа с семьей и влиянием подростковой среды). Работа с волонтерами. С точки зрения этого подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда, как источник обратной связи, поощрений и наказаний. Тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важнейших направлений этих программ является работа с лидерами-подростками, желающими пройти обучение и осуществлять профилактическую антинаркотическую работу среди сверстников.

Укрепление здоровья. Этот подход основывается на сочетании личного выбора и социальной ответственности за здоровье. Здоровье рассматривается как источник благополучной повседневной жизни, а не как цель существования. В ее основе социальные, личностные и физические возможности человека, обучение здоровому жизненному стилю.



Период и место апробации программы:

Программа реализуется на базе МКОУ Митрофановской СОШ.


План мероприятий на каждом этапе


  • Анализ ситуации

п/п

Мероприятия

Дата проведения

Ответственный

1

Определение степени вовлеченности контингента в проблему.

2 полугодие 2013-2014уч.г.

Социальный педагог

2

Анализ социального паспорта школы

Октябрь 2013г.

Социальный педагог

3

Изучение технологий профилактической работы, применяемых в школе:

- проведение педагогического совета «Здоровье школьника: проблемы и пути решения»

Март 2014г.

Социальный педагог

4

Анкетирование учащихся с целью выявления степени подверженности влиянию

В течение года

Социальный педагог,

Классный руководители

5

Проведение семинара «Стандартизация профилактической работы в школе»

Март 2014г.

Социальный педагог


  • Анализ уровня информированности и «готовности» целевой группы

п/п

Мероприятия

Дата проведения

Ответственный

1

Анализ уровня воспитанности

апрель

Социальный педагог

2

Анализ межличностных отношений в классных коллективах с целью выявления лидеров, антилидеров и аутсайдеров

октябрь

Социальный педагог


  • Предоставление услуг, исходя из результатов анализа

п/п

Мероприятия

Дата проведения

Ответственный

Педагоги

1

Семинар «Современные технологии профилактической работы»

Освоение технологий проведения индивидуальной профилактической работы (индивидуальная профилактическая беседа).

Освоение технологий организации групповой работы (групповая дискуссия) по вопросам профилактики.

Освоение психологических технологий

Сентябрь

Социальный педагог

2

Формирование технологического потенциала профилактической деятельности в образовательной среде:

Разработка профилактического мероприятия в рамках учебного предмета

Освоение интерактивных форм работы с учащимися, родителями.

Сентябрь

Учителя-предметники

3

Семинар-практикум «Активизация знаний и умений педагогов о синдроме дефицита внимания и гиперактивности школьников »

Ноябрь

Психолог

Районная социальная служба

4

Районный семинар зам директоров по ВР «Молодежные субкультуры»

Декабрь

Руководитель МО

Родители

1

Просвещение родителей

Предоставление неспецифической информации членам семьи (знания в отношении детей, себя, о семейных отношениях, семейных мифах и стереотипах).

Предоставление специфической информации (специальные сведения о ПАВ, семейной патологии, конфликтных, дисфункциональных, асоциальных семьях и их проблемах).

1 полугодие 2013-2014учебного года

Классные руководители 5-11 классов

2

Работа с родителями по формированию позитивных коммуникаций в семье

Ноябрь

Социальный педагог

3

Классные часы с привлечением родителей «Молодежные субкультуры»

Декабрь

Классные руководители 5-11 классов

Учащиеся

1

Работа кружков, клубов, спортивных секций

В течение года

Учителя физкультуры

2

Работа клуба «Школа здоровья»

В течение года

Учитель биологии

3

Организация лекций врачей районной поликлиники

В течение года

медсестра

4

Встречи с инспектором КДН

В течение года

Социальный педагог

5

Организация разумного досуга учащихся

В течение года

Педагоги-организаторы, педагоги ЦВР

6

Вовлечение в кружки, секции, привлечение к подготовке школьных мероприятий детей «группы риска», установление их контактов.

В течение года

Кл. руководители,

педагоги-организаторы, социальный педагог

7

Тренинг уверенного поведения

Декабрь, апрель

Психолог

8

Мероприятия, направленные на снижение уровня дезадаптации.

Сентябрь-октябрь

Кл. руководители 1,5,10 классов,

педагоги-организаторы, психолог

Значимое окружение учащихся

1

Волонтерская деятельность

В течение года

Руководитель волонтерского движения

2

Участие в школьных мероприятиях

В течение года

Педагоги-организаторы


  • Формирование мотивации, ориентированной на здоровый образ жизни

    п/п

    Мероприятия

    Дата проведения

    Ответственный

    Педагоги

    1

    Проведение конкурса на лучшую разработку урока и внеклассного мероприятия, направленного на формирование осознанного отношения учащихся к ЗОЖ

    апрель

    Зам. директора по ВР

    2

    Совместные спортивные соревнования учащихся и педагогов

    апрель

    Преподаватели физкультуры

    3

    Поведение открытых классных часов, мероприятий

    В течение года

    педагоги

    Родители

    1

    Работа с родителями по формированию адекватности детско-родительских отношений

    октябрь

    Психолог

    2

    Совместные спортивные соревнования учащихся и родителей, походы

    Осень, весна

    Кл. руководители,

    педагоги-организаторы

    Учащиеся

    1

    Проведение классных часов с целью формирования специальных знаний, отношений и установок (о ПАВ).

    В течение года

    Классные руководители

    2

    Проведение классных часов с целью формирования общих знаний, отношений и установок (о здоровье, самих себе, об окружающих)

    В течение года

    Классные руководители

    3

    Формирование актива и волонтерская деятельность.

    Сентябрь

    В течение года

    Кл. руководители,

    педагоги-организаторы

    4

    Проведение школьных соревнований

    В течение года

    Преподаватели физкультуры

    5

    Организация концертов, акций, выставок декоративно-прикладного творчества

    В течение года

    Руководители кружков, студий художественно-эстетической направленности

    6

    Выпуск школьной газеты, буклетов, пропагандирующих ЗОЖ

    В течение года

    Руководитель кружка «Школьная газета»

    7

    Участие в городских соревнованиях, конкурсах, выставках

    В течение года

    Руководители кружков, студий, спортивных секций

    8

    Консультирование и мотивирование для совместной работы лидеров подростково–молодежной среды, в которой общаются учащиеся школы


    В течение года

    Кл. руководители,

    педагоги-организаторы

    9

    Проведение акций «Мир без никотина», «Молодежь против курения», «Спорт и вредные привычки несовместимы», «Молодежь за ЗОЖ».

    В течение года

    Кл. руководители,

    педагоги-организаторы, члены волонтерского отряда, члены «Школы здоровья»

    10

    Работа школьного клуба «Школа здоровья»

    В течение года

    Руководитель клуба

    12

    Выявление ведущей мотивации учащихся 1-2 классов,

    Октябрь

    Психолог

    13

    Проведение конкурсов «Ученик года», «Класс года»

    В течение года

    Зам. директора по ВР

    Значимое окружение учащихся

    1

    Участие в школьных мероприятиях

    В течение года

    Кл. руководители

  • Анализ ситуации

п/п

Мероприятия

Дата проведения

Ответственный

1

Мониторинг программной профилактической деятельности.

Май 2014

Зам. директора по ВР













Схема управления Программой


Директор




Учителя

Зам.директорапо УВР

Зам.директорапо ВР

Классные руководители




Педагоги ДО

Социальный педагог

Социальные партнеры

Логопед


Медсестра


Педагог-психолог




Кадровое обеспечение

Директор:

  • осуществление общего руководства и контроля по реализации программы.

Заместители директора по учебно-воспитательной работе:

  • Организация УВП

  • Анализ ситуации и внесение коррективов.

  • Проведение семинаров, консультаций.

  • Подготовка и издание методических рекомендаций

Заместитель директора по воспитательной работе:

  • Координация реализации программы.

  • Организация воспитательной работы и дополнительного образования в школе.

  • Проведение семинаров, консультаций.

  • Подготовка и издание методических рекомендаций.

Учителя:

  • Освоение и внедрение профилактических технологий в учебно-воспитательном процессе.

Классные руководители:

  • Проведение классных часов, родительских собраний.

  • Сотрудничество в области профилактической работы со специалистами.

  • Установление контактов учащихся.

Педагоги-организаторы:

  • Проведение КТД.

  • Организация работы волонтеров.


Психолог и логопед:

  • Психолого-педагогическое сопровождение программы.


Социальный педагог:

  • Профилактика вредных привычек

  • Сотрудничество с инспектором КДН.

  • Привлечение детей «группы риска» к занятиям в кружках, клубах, секциях.


Медсестра:

  • Диагностика состояния здоровья учащихся.

  • Оказание медицинской помощи учащимся и педагогам школы.


Специалисты, сотрудничающие со школой в области профилактической работы:

  • Оказание профессиональной помощи учащимся, родителям, педагогам.

  • Проведение консультаций, тренингов.

  • Участие в мероприятиях школы


Социальные партнеры школы


РОНО

Комплексный центр социального обслуживания

Районная центральная больница

КДН, ГИБДД, МЧС



Областная и городская молодежная площадка

Городская «Школа лидеров»





















Оценка эффективности Программы


Эффективность программы оценивается по количественным и качественным показателям:

  • повышение уровня квалификации педагогов;

  • оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации Программы;

  • результаты тестирований;

  • повышение уровня знаний родителей по формированию адекватности детско- родительских отношений;

  • повышение готовности всех участников образовательного процесса участвовать в мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;

  • мероприятия Программы являются событием для их участников;

  • повышение уровня мотивации учащихся в отношении здоровьесбережения;

  • расширение круга социальных партнеров;

  • тенденция снижения количества правонарушений, совершенных школьниками, и количества учащихся, состоящих на учете в КДН;

  • количество работающих волонтеров.


Ресурсное обеспечение


Финансирование Программы осуществляется за счет основного бюджета школы и привлечение внебюджетных средств.












План

совместных мероприятий МОУ Митрофановской СОШ с ПДН РОВД по предупреждению правонарушений

среди несовершеннолетних




2013 – 2014 учебный год














Работа с учащимися

п\п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Беседы по профилактике правонарушений работников РОВД, ПДН с учащимися школы ( 1-11 классы)

1 раз в месяц

Зам.директора по ВР,

социологи, кл.руководители

2.

Контроль за учащимися, состоящих на

учёте, обсуждение вопросов поведения учащихся на педагогических советах, Советах профилактики, Совете старшеклассников.

В течение года

Члены совета по профилактике, зам.директора по ВР,

инспектор ПДН

3.

Профилактическая работа с семьями риска:

  1. посещение на дому;

  2. индивидуальные беседы;

  3. обсуждение вопросов воспитания детей из семей риска на педагогических советах и Советах профилактики.

В течение года

Зам.директора по ВР,

Социологи

Инспектор ПДН

4.

Проведение рейдов по выявлению фактов нарушения дисциплины учащимися в общественных местах.

В течение года

Зам.директора по ВР

Социологи

Кл.руководители

Инспектор ПДН

5.

Анализ состояния дисциплины в школе.

Ежемесячно

Вожатые

Совет старшеклассник.

6.

Работа по проекту «Реабилитация детей средствами искусства «Поможем друг другу» (конкурс рисунков).

Сентябрь

Вожатые

Учитель рисования

7.

Вовлечение всех учащихся из семей риска в кружки и секции дополнительного образования.

В течение года

Зам.директора по ВР

Кл.руководители


8.

Анкетирование учащихся на тему «За здоровый образ жизни».

Октябрь

Зам.директора по ВР

Кл.руководители

9.

Организация и проведение читательской конференции по проблемам преступности (выставка книг, газет, рисунков).

Ноябрь

Работники библиотеки

вожатые

10.

Диспут «Современная семья, какая она?»

Январь

Зам.директора по ВР

Кл. руководители

Вожатые

11.

Индивидуальная работа с «трудными» детьми.

В течение года

Кл.руководители

Инспектор ПДН

Социологи

12.

Контроль за посещением учащимися школьных занятий.

В течение года

Социологи

Кл.руководители

13.

Круглый стол на тему: «Твои права и обязанности».

Февраль

Учащиеся 9-11 классов

Инспектор ПДН

Социологи

14.

Беседа для учащихся 5-8 классов « Что делать если…», моделирование криминогенных ситуаций, максимально приближённых к условиям села, рекомендации по выходу из них.

Март

Инспектор ПДН Оперуполномоченный УР

Зам.директора по ВР

Психолог

15.

Радиопередачи «Школьные новости» (о событиях последнего времени, имеющих отношение к проблеме предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних )

Ежемесячно

Совет старшеклассников

Вожатые

16.

Специальные выпуски школьных газет, стендов, рисунков по теме: «Пропаганда здорового образа жизни».

1 раз в четверть

Совет старшеклассников

Вожатые

17.

Изучение ценностных ориентаций подростков, личностных особенностей.

Апрель

Психолог

Кл.руководители

18.

Рейды по контролю за пребыванием учащихся на улицах в вечернее время.

В течение года

Инспектор ПДН

Кл.руководители

Социологи

19.

Организация занятости детей из «семей риска» в летний период (центры трудовой адаптации, лагеря ).

Май, июнь, июль, август

Зам.директора по ВР

Социологи

Кл.руководители

20.

Правовые инструкции на лето для учащихся 1-11 классов.

Май

Социологи

Инспектор ПДН

Работа с родителями


1.

Оказание помощи «трудным семьям»: индивидуальные консультации, предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними.

В течение года

Психолог

Социолог

Инспектор ПДН

2.

Оказание помощи семьям в конфликтных ситуациях, консультации по вопросам «семейного примирения», информирование родителей о целесообразности тестового контроля наркотизации.

В течение года

Зам.директора по ВР

Психолог

Социологи


3.

Родительский лекторий «Воспитание правовой культуры».

Октябрь

Кл.руководители

Зам.директора пор ВР

Инспектор ПДН

Социологи

4.

Родительский лекторий « Воспитание без насилия».

Декабрь

Кл. руководители

Психолог

Инспектор ПДН

Зам.директора по ВР

5.

Родительский лекторий «Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привития навыков здорового образа жизни».

Февраль

Кл.руководители

Психолог

Медицинские работники

6.

Родительский лекторий «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения».

Апрель

Психолог

Социологи

Инспектор ПДН

7.

Общешкольное родительское собрание:

«Детская преступность, причины и последствия», с приглашением врачей, работников милиции.

Ноябрь


Работа с педагогами

1.

Разработка и модификация образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни, на предупреждение вредных привычек (через предметы ОБЖ, литературы, биологии, экологии)

Сентябрь

Учителя-предметники

2.

Разработка и внедрение программ – тренингов психологической защиты для учащихся 1,2,3, ступеней.

В течение года

Психолог

Социологи

3.

Оформление банка данных, характеристик, актов обследования на детей и подростков «группы риска»

В течение года

Кл. руководители

Психолог

Социологи

4.

Заседание МО классных руководителей «Система работы классного руководителя с «трудными подростками» и их семьями»

Ноябрь

Зам.директора по ВР

Руководитель МО

5.

Педагогический совет «Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества»

Январь

Зам.директора по ВР


6.

Проведение семинара «Меняющийся мир и модель выпускника школы»


Зам.директора по ВР

Инспектор по ПДН

Директор ДК и музыкальной школы


Отношение к наркотикам.
























Отношение к табакокурению.












Отношение к алкоголю










ПРИЛОЖЕНИЕ





















Диагностика состояния здоровья и

физического развития детей.








Группа здоровья для занятий физкультурой и спортом




ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ.


























Встреча с работником РОВД








Беседа о здоровом образе жизни.










Осуществление обмена информацией с учреждениями

здравоохранения, РОВД, социальной защиты по выявлению

несовершеннолетних, склонных к употреблению наркотиков.







Круглый стол с приглашением специалистов.






Литература


  1. Российский статистический ежегодник / Госкомстат России. М., 2011. С. 253

  2. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов соц. Практики/Н.В. Вострокнутов; Министерство образования и науки Рос. Федерации.- М.: московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2011 – 182 с.

  3. Н.В.Вострокнутов. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска / Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. М. 2012 г

  4. Воспитательная работа с «проблемными» учащимися / Издательство «Учитель». Волгоград, 2012 г

  5. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Под. научной ред. Л.М. Шипициной.

  6. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / Издательство «Учитель». Волгоград, 2009 г

  7. Л.Ю.Лупоядова. Родительский всеобуч 5-7 классы / Брянск, 2010 г

  8. А.Г. Макеева. Не допустить беды. Педагогическая профилактика наркотизма школьников / М. 2011 г

  9. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад / (Ф.Э. Шереги, С.Б. Зайцев). – М.: Моск. Гор. Фонд поддержки шк. Книгоиздания, 2010. – 120 с. – (Серия в помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» / М-во образования и науки Рос. Федерации).

  10. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Сборник методических материалов по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи. Издательство АПК и ПРО. Москва. 2012.

  11. Психогимнастика в тренинге. Под. редакцией Н.Ю Хрящевой Речь.2011

  12. Психологический практикум и тренинг / Издательство «Учитель». Волгоград, 2009

  13. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков / Издательство «Учитель». Волгоград, 2008 г

  14. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка / Издательство «Учитель». Волгоград, 2011 г

  15. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 2012 – 944 стр.

  16. Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи / Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. М. 2010 г.

  17. Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский. Профилактика наркомании у подростков / Москва 2011 г.

  18. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации. Речь. 2011














Правовые и нормативные документы

  1. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Министерство образования РФ. М.. 2012.

  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.93 № 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей».

  3. Приказ Министерства Образования Российской Федерации № 718 от 23.03.2010 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи № 12-ФЗ. 2011-12 годах».

Глоссарий

Аксиологичность

(ценностная ориентация). Этот принцип включает формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

Альтернатива

(от лат. alternatus — другой) — ситуация, в которой надлежит произвести выбор одной из двух исключающих друг друга возможностей...

Апелляция

от лат. appellatio — oбращение), 1) обжалование какого-либо постановления в высшую инстанцию, которая имеет право пересмотреть дело по существу.

Антилидер

в таком контексте – это «чужак»: он никаких прав от «стада» не получал, во внутренней иерархии не участвует и вообще как будто бы власти не имеет, потому что находится «вовне».

Волонтёр

(франц. volontaire, от лат. voluntarius), лицо, добровольно поступившее на военную службу. В некоторых государствах система волонтёрства до введения всеобщей воинской повинности была основным способом комплектования армий…

Девиантность

характеристика поведения: - не совпадающего с социальными нормами и ценностями, принятыми в обществе; и - рассматриваемого большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

Дезадаптация

какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды

Дифференциа́ция

(от лат. differentia — различие) — выделение частного из общей совокупности по некоторым признакам.

Интеграция

(от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) — сплочение, объединение политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны, мира.

Эмпатия

(от англ. empathy — сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого) — (1) когнитивная осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека