СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Колокола в творчестве композиторов "Могучей кучки"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Колокола в творчестве композиторов "Могучей кучки"»


КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ «МОГУЧЕЙ КУЧКИ»


Колокольные звоны плывут над Россией,

Разгоняя все беды, над раздольем летят.

Колокольного звона, не сыщешь красивей,

Об истории русской звоны те говорят…»


Колокола называют русским чудом, это часть русской культуры, это голос нашей Родины. Широкое распространение колоколов на Руси вызвало и особое отношение к ним. Колокольные звоны определяли жизненный уклад русского человека. Мощные звуки колокола собирали прихожан на богослужение, созывали народ на вече, под звуки колокола народ поднимался на борьбу с захватчиками, колокольным звоном провожали и встречали полки.

Колокол — древнейший ударный самозвучащий инструмент, который берёт начало от греческого инструмента идиофона. Слово «колокол», по одной из версий, произошло от старинного русского «коло» - круг, но есть и такой вариант расшифровки: «кол о кол» - удар одного кола о другой, что напоминает предшественника самого колокола – «деревянное било». Источник звука у колокола - это колеблющийся или вибрирующий корпус самого инструмента. Традиция ударять о края колокола, раскачивающийся «язык» считается исконно русской, так как в европейских странах раскачивали сам корпус колокола. Искусство колокольных звонов на Руси зародилось в Древнем Новгороде и там же достигло высочайшего совершенства. Для колоколов сооружали специальные звонницы и колокольни. Сами же звоны складывались из звучания различно настроенных колоколов, на которых для каждого случая исполнялись строго определённые мелодические и ритмические последовательности.

Из исторических источников, мы знаем, что первоначальное назначение колоколов — призыв верующих в храм. Такой вид звона называется БЛАГОВЕСТ (благая весть) — ритмичные удары в один колокол. «А как солнышко взойдёт, соберётся народ, так и несётся трезвон — перекличка великого множества колоколов».

ТРЕЗВОНОМ называют звон в несколько колоколов, в три приёма; обычно он звучит после БЛАГОВЕСТА. Такой звон также называют ПЕРЕЗВОН, ПЕРЕБОР - колокола как бы перебирают, слушают звучание каждого колокола. ТРЕЗВОН звучит быстрее чем БЛАГОВЕСТ, в нем есть голоса разной высоты. Создаётся более торжественное настроение. Звонят много колоколов одновременно и создаётся ощущение праздника.

Из многообразия видов колокольного звона, можно еще выделить особый вид - это НАБАТ. Набатные колокола устанавливали на окраине поселения, чтобы предупредить об опасности быстро. НАБАТ – это тревожный сигнал для сбора народа, по случаю пожара, наводнения или срочной помощи.

Образ колокола, колокольного звона в русской музыке - это яркое и уникальное явление. Русская композиторская школа отличается самым большим в мире количеством произведений, включающих в себя эффекты колокольных звучаний. Для профессиональной музыки колокольный звон является таким же музыкальным источником устного народного творчества, как и русская народная песня. К воспроизведению колокольного звона обращались почти все русские композиторы XIX – XX веков в самых разнообразных жанрах.

В XIX веке центральное место в музыкальном творчестве занимала опера, в которой можно было почувствовать полный эффект колокольных звучаний как в симфонических эпизодах, так и в хоровых сценах. Впервые в русскую оркестровую музыку колокола были введены Михаилом Ивановичем Глинкой в опере «Жизнь за царя» в финальный хор «Славься». Традиция использования колокольного звона в своих музыкальных произведения, была продолжена композиторами «Могучей кучки» А.П. Бородиным, М.П. Мусоргским, Н.А. Римским-Корсаковым.

Нередко композиторы вводили в свои произведения не собственно колокольный звон, а его имитацию, то есть «подражание», средствами оркестра. Для этого использовались различные инструменты и их сочетания (тарелки, гонг, арфа, тамтам). Мастерами по части создания эффекта «колокольности» оркестровыми средствами явились М.П. Мусоргский (вступление к опере «Хованщина»), Н.А. Римский-Корсаков (оркестровое интермеццо в конце первого действия оперы «Псковитянка»). Кроме того, широко распространено в русской музыке создание эффекта звучащих колоколов средствами фортепиано. Здесь необходимо упомянуть произведения таких композиторов, как М.П. Мусоргский («Картинки с выставки», особенно пьеса «Богатырские ворота»), А.П. Бородин (пьеса «В монастыре» из «Маленькой сюиты»).

В творчестве композиторов «Могучей кучки» колокольные звоны стали действенным средством колористического обогащения гармонии и фактуры. Колокольный звон для этих композиторов был не только иллюстрацией, бытовым фактом. Здесь можно привести выражение академика Б. В. Асафьева: «Звон как колорит атмосферы» - той музыкальной атмосферы, которая когда-то с детства окружала русского человека, воспитывала его музыкальный вкус, музыкальное чувство. Колокольный звон в музыке русских композиторов — это олицетворение России».

Колокольный звон представляется композиторами «Могучей кучки» как своеобразный символ национальной духовности, символ возвращения к исконным традициям православия. В их творчестве можно услышать все разновидности звона:

- НАБАТ - «Сцена пожара в Путивле», опера А.П. Бородина «Князь Игорь»),

- ТРЕВОЖНЫЙ, ПРИЗЫВНЫЙ ЗВОН в сцене под Кромами в опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, торжественный звон во второй картине пролога этой же оперы, скорбный звон – в сцене смерти Бориса.

- БОЛЬШОЙ ЗВОН, сопровождающий въезд Ивана Грозного - Н.А. Римский-Корсаков, опера «Псковитянка»,

- СВЕТЛЫЙ, ПРАЗДНИЧНЫЙ ЗВОН в «Сказке о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.

В заключении, хотелось бы отметить, что колокольный звон – такая же важнейшая составляющая национального культурного наследия, какими являются певческое искусство, древнерусская живопись, зодчество, народные ремёсла.

Ведь недаром говорят, что Россия – страна колоколов!