Этап урока | Действия педагога | Действия учеников | Оценивание | Ресурсы |
Начало урока | Позитивный настрой Здравствуйте. Я – Валентина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Желаю вам удачного учебного дня. Будьте внимательны и аккуратны. Садитесь. | Ученики проверяют свое рабочее место, готовят всё необходимое | | |
Устный счет Ребята, перед вами есть интересные факты, но, к сожалению, в них пропущена информация. Чтобы заполнить пропуски, вам нужно будет решить примеры, по ответу найти к какому животному будет относиться этот факт, но не забывайте, что нужно соблюдать дисциплину, вы поднимаете руку, я вас спрашиваю. | Ученики решают примеры и подставляют ответы в факты. 1) Тапиры живут до 30 лет. Фактическим, этим созданиям вообще безразлично, где жить. 2) На вид, эти кролики кажутся очень массивными, из-за их длинной шерсти, которая может быть длинной до 25 см. 3) Каждый день взрослая особь коалы съедает как минимум 1 кг листьев эвкалипта. 4) Всего в мире существует порядка 150 разных видов хамелеонов. 5) У ленивцев удивительная шея: длинная, подвижная, состоящая из 8 позвонков. | Словесная похвала. | Доска интерактивная |
Актуализация знаний Ребята, а какие задачи мы можем назвать комбинаторными? Правильно, комбинаторные задачи это составление комбинаций из заданных объектов, затем последующее подсчитывание получившихся вариантов. А что мы можем комбинировать? | Задачи, в которых мы составляем комбинации, будут комбинаторными. Комбинировать мы можем всё что угодно. | | |
Середина урока | Подведение к теме Откройте учебник на семьдесят пятой странице. Тему и цель нам прочитает ___ . Сегодня мы ещё раз поговорим о комбинаторных задачах, решаемых методом перебора. Открываем тетради, записываем число 7 февраля, классная работа. Кто закончит, ставит ручку на локоток. | Один из учеников читает тему и цель урока. | . | |
На семьдесят пятой странице учебника выполним Задание № 1. Света искала картинки с необычными животными. Она нашла три картинки. Но на урок ей надо принести только две. Сколькими способами она может это сделать? Обозначь первыми буквами названия животных и выпиши все варианты. В тетради запишем первые буквы названий животных (Тапир (Т), Кролик ангорский (К) и Ленивец (Л)), так как указано на доске. Сколькими способами Света может распределить животных? Вы отлично справились с заданием. А каким методом мы решали эту задачу? | Ученик читает задание. Один ученик работает у доски, остальные в тетради. Тремя способами Света может распределить животных. Методом перебора. | Словесная похвала Сравнение с эталоном. | Интерактивная доска (Презентация) |
А теперь прочитайте следующее задание с доски. В зоопарк привезли клетки для животных. На каждой клетке установлен трехзначный код, который должен состоять из чисел 3, 5, 7. Составьте все возможные коды, и посчитайте: сколько клеток привезли в зоопарк. Напоминаю, что сначала мы должны составить все комбинации с 3. Давайте проверим количество комбинаций с помощью правила комбинаторного умножения, такой способ нам предлагал Даниил. | Дети работают у доски, выписывая по одной комбинации. 357, 375, 573, 537, 753, 735. В зоопарк привезли 6 клеток. | Словесная похвала. | Презентация |
Формативное оценивание Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданием. Сейчас мы будем работать с карточкой №1. Пожалуйста, на строке подпишите работу. На карточке у вас путевой лист для зоопарка, но директор не определился в каком порядке расставить вольеры с животными. Вам нужно отметить животных первой буквой, записать всевозможные варианты распределения животных, посчитать все комбинации, проверить их способом, который нам предлагал Даниил. Работаете вы самостоятельно. Кто выполнит задание, можете приступить к выполнению карточки № 2. На ней вам нужно соединить элементы линиями и посчитать, сколько всего можно собрать образов. | Ученики самостоятельно выполняют работу и сдают её. К. | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | П. | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | Л. | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | Всего: 6 | Х. | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | З. | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | К. | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | Всего: 6 | | Критерии оценивания: Правильное наименование – 1 балл; Правильное составление комбинации – 1 балл (6 баллов за все комбинации); Подсчёт общего количества комбинаций – 1 балл; Проверка с помощью правила комбинаторного умножения – 1 балл; Каллиграфия – 1 балл. | Карточки. |
Физминутка. Давайте дадим немного отдохнуть нашим глазам. Отложите ручки в сторону. Сейчас мы будем двигать только глазами, голова у нас должна быть на месте. Сначала смотрим вверх, затем вниз, потом вправо, и влево. Зажмурьте глаза и не открывайте, пока я не досчитаю до 5. Теперь не двигая головой, глазами рисуем большой круг. Закончили. Закройте глаза и просто посидите. Отдохнули? Тогда вернёмся к нашему уроку. | Дети выполняют упражнения. | | |
На семьдесят шестой странице выполняем задание № 7, первые два выражения. Работаем вместе, один работает у доски, остальные в тетради. Но сначала, мы с вами повторим правила работы с именованными числами. А как мы переведём крупную единицу в мелкую? Как мы переведём мелкую единицу в крупную? 2 км 308 м * 607 – 6 км 864 м 16 кг 560 г : (20 кг 560 г – 19 кг 640 г) Решая эти примеры, что мы повторяем? А где они могут нам пригодиться? | Умножим. Поделим. 2 км 308 м · 607 - 6 км 864 м = 2308 м · 607 - 6864 м = = 1400956 м - 6864 м = 1394092 м = 1394 км 92 м 16 кг 560 г : (20 кг 560 г - 19 кг 640 г) = = 16560 г : (20560 г - 19640 г) = 16560 г : 920 г = 18 Единицы измерения. Кг – в магазине. Км – в дороге, в ремонте. | | |
А теперь мы с вами решим задачу под номером 8 на семьдесят шестой странице. Как мы запишем условие? Записываем условие: Первый фермер 1 га – 90ц Второй фермер 1 га – 105 ц Первый фермер 6 га - ? ц Второй фермер 6 га - ?ц | Дети читают задачу. Дети предлагают свои варианты. Один ребёнок работает у доски. 1 способ: 1) 90 * 6 = 540 (ц) – на 6 га у первого фермера. 2) 105 * 6 = 630 (ц) – на 6 га у второго фермера. 3) 630 – 540 = 90 (ц) – больше соберёт второй фермер. 2 способ: 1) 105 – 90 = 15 (ц/га) – у второго фермера. 2) 15 * 6 = 90 (ц) – на 6 га у второго фермера. | | |
Конец урока | Итог урока: 1. Какую тему мы сегодня повторяли? 2. Что такое комбинаторные задачи? 3. Каким методом мы решали задач | Ученики дают полные ответы 1. Комбинаторные задачи. 2. составление комбинаций из заданных объектов, затем последующее подсчитывание получившихся вариантов. 3. Методом перебора. | Словесная похвала | |
Рефлексия Какую цель мы ставили в начале уроке? Достигли ли мы эту цель? Что сегодня на уроке вам понравилось больше всего? | Ученики отвечают. Решать комбинаторные задачи методом перебора. Да. | | |
Домашняя работа Записываем домашнее задание. Семьдесят шестая страница задание № 5 решить третий столбик, и семьдесят седьмая страница задание № 11 решить задачу. | | | |