КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК - ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «СВОЙСТВА АТМОСФЕРЫ» . 6 КЛАСС
ЦЕЛЬ УРОКА: Закрепить у учащихся понятие «Атмосфера, её свойства и охрана окружающей среды».
ЗАДАЧИ УРОКА:
а) Образовательные. Выяснить, как сформировано
представление о воздушной оболочке. Земли и её свойства.
б) Воспитательные. Определить значение воздуха на Земле.
Рассмотреть вопросы охраны воздуха и атмосферы.
в) Развивающие. Посредством выполнения практических работ,
построением графиков и розы ветров подвести учащихся к
самостоятельным понятиям о формировании климата Северо-Казахстанской области.
ОБОРУДОВАНИЕ: Плакаты, транспаранты, карта климатическая.
Вопросы и задания для повторения.
I. Опрос по тексту § 29, § 33.
Атмосфера и её состав.
Значение и изучение атмосферы.
Атмосферное давление и его изменения.
Измерение атмосферного давления.
Нагревание воздуха от земной поверхности и суточное изменение t° воздуха.
Причина образования ветра.
Местные ветры.
II. Практическая работа у доски с разноуровневым заданием.
а). Построить график суточного хода t°, подсчитать
среднесуточную t°, амплитуду колебания t°.
б). Построить график месячного хода t° подсчитать
среднемесячную t°, амплитуду колебания t°.
в). Построить график годового хода t° для столицы нашей
Родины г. Астана, подсчитать среднегодовую t°,
амплитуду колебания t°.
III. Индивидуальная работа по карточкам
разной сложности.
I.
Дайте определение понятию «атмосфера». Состав и строение.
Каким образом нагревается атмосферный воздух?
Что такое барометр?
II.
1. Дополните предложения:
а) Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и
находящиеся на ней предметы ...
б) Температура воздуха зависит от степени нагревания ...
в) Разность между самой высокой и самой низкой температурой
называется ...
III.
Выберите правильный ответ.
1. Какая схема нагрева воздуха является верной?
а) солнце ► нагрев воздуха ► нагревание земной коры.
б) солнце ► нагрев земной поверхности ► нагрев воздуха
Какое направление вет.ра верно (в мм.рт.ст.)
741 -► 750; 763 ~ 758; 754—► 754.
Определить амплитуду колебания воздуха
-5; +2; +5; -3.
IV. Практическая работа.
Работа с графиком среднемесячных температур для Адена,
Новосибирска, Таймыра. Построить график. Подсчитать
среднегодовую t°, найти амплитуду колебания t° воздуха.
Построить розу ветров для г. Астана, Владивостока
(работают три человека у доски).
Проведем анализ выполненных практических работ (выборочно). В конце урока всем работы сдать.
V.Фронтальный опрос.
1. Что такое атмосфера?
Из каких слоев состоит атмосфера?
Какова роль атмосферы?
Как изменяется температура воздуха при подъёме в горы?
5. Что такое атмосферное давление?
6. Каково нормальное атмосферное давление?
7. Как изменяется атмосферное давление с высотой?
8. Какова будет температура на высоте 10км, если у земной
поверхности 0°С?
9. Какое давление будет на высоте 200м, если у подножья
холма давление 7 60 мм.рт.ст.?
10.Как и чем измеряется атмосферное давление?
11.Как подсчитать среднесуточную температуру воздуха?
12.Что такое бриз и причины его образования?
13.Муссон и его образование.
14.Значение ветра.
15.Определение направления ветра.
VI. Тестовый опрос.
Тест по 10 вопросов 2 варианта прилагается.
VII. Изучение нового материала (смысловые блоки).
Водяной пар в воздухе. Туман и облака.
Опережающее задание:
а) Распространение водяного пара в воздухе.
О каком процессе идёт речь?
Правильно, о круговороте воды в природе.
б) Рассказ учителя. Зависимость водяного в воздухе от
температуры.
в) Абсолютная и относительная влажность.
г) Измерение влажности воздуха.
д) Как образуется туман?
е) Облака и их виды.
ё) Заключительный рассказ учителя.
viii. Закрепление нового материала.
Куда исчезает дождевая вода?
Почему над экватором содержание водяного пара в воздухе
больше, чем в наших умеренных широтах?
Что такое конденсация?
Как называется прибор, которым измеряют относительную
влажность?
Какие виды облаков бывают?
В чём состоит сходство между туманом и облаками?
IX. Домашнее задание.
§ 30, § 31. Сдать на проверку тетради.
г. Петропавловск
Гимназия « БЭСТ »
Садовой Д.Ф.
Учитель высшей категории
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «АТМОСФЕРА».
II ВАРИАНТ.
1. Чему равно атмосферное давление для г. Петропавловска его
территория располагается на высоте 120м:
а) 735 мм.рт.ст. в) 762 мм.рт.ст. д) 748 мм.рт.ст.
б) 754 мм.рт.ст. г) 760 мм.рт.ст.
2. Чему равна t° воздуха на высоте 5км, если у поверхности
Земли она равна +10°С:
а) -30°С; в) -10°С; д) +30°С.
б) -20°С; г) +20°С;
3. Прибор для определения атмосферного давления называется:
а) сейсмограф; в) барометр; д) манометр
б) термометр; г) флюгер;
4. t° воздуха при поднятии на каждый километр понижается на:
а) 1-2°С; в) 8-9°С; д) 20-30°.
б) 5-6°С; г) 10-15°С;
5. Нормальное атмосферное давление:
а) 7 3 0 мм.рт.ст; в) 750 мм.рт.ст; д) 770 мм.рт.ст.
б) 7 4 0 мм.рт.ст; г) 760 мм.рт.ст;
6. Воздух содержит:
а) 78% кислорода, 21% азота, 1% других газов;
б) 21% кислорода, 1% азота, 78% других газов;
в) 1% других газов, 78% азота, 21% кислорода.
7. Воздушная оболочка Земли называется:
а) Тропосфера
б) Атмосфера
в) Гидросфера
г) Стратосфера
д) Биосфера
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «АТМОСФЕРА». I ВАРИАНТ.
1. Воздушная оболочка Земли называется:
а) Тропосфера
б) Атмосфера
в) Гидросфера
г) Стратосфера
д) Биосфера
2. Воздух содержит:
а) 78% кислорода, 21% азота, 1% других газов;
б) 21% кислорода, 1% азота, 78% других газов;
в) 1% других газов, 78% азота, 21% кислорода.
3. Нормальное атмосферное давление:
а) 730 мм.рт.ст; в) 750 мм.рт.ст; д) 77 0 мм.рт.ст.
б) 740 мм.рт.ст; г) 760 мм. рт . ст ;
4. t воздуха при поднятии на каждый километр понижается на:
а) 1-2°С; в) 8-9°С; д) 20-30°.
б) 5-б°С; г) 10-15°С;
5. Прибор для определения атмосферного давления называется:
а) сейсмограф; в) барометр; д) манометр
б) термометр; г) флюгер;
6. Чему равна t° воздуха на высоте 5км, если у поверхности
Земли она равна +10°С:
а) -30°С; в) -10°С; д) +30°С.
б) -20°С; г) +20°С;
7 . Чему равно атмосферное давление для г. Петропавловска его территория располагается на высоте 120м:
а) 735 мм.рт.ст. в) 762 мм.рт.ст. д) 748 мм.рт.ст.
б) 754 мм.рт.ст. г) 760 мм.рт.ст.