СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Комиксы в математике"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа на конкурс "Старт в науку"

Просмотр содержимого документа
«"Комиксы в математике"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижний Ломов







Научно-практическая конференция

«Старт в науку»





тема проекта:

«Комиксы в математике»





Автор проекта:
Царева Дарина Алексеевна
ученица 7 «К» класса

МБОУ СОШ №2 г. Нижний Ломов

Научный руководитель:
Буренкова Галина Николаевна
учитель математики

МБОУ СОШ №2 г. Нижний Ломов









Нижний Ломов, 2022 г.

Содержание

  1. Введение

  2. Комикс – что это такое?

  3. Историческая справка

  4. Применение комиксов в математике

  5. Создание математических комиксов

  6. Заключение

  7. Список используемых источников







































  1. Введение



Многие ребята с неохотой относятся к учёбе, и в частности к математике. Без математических знаний невозможно будет изучать другие предметы естественнонаучного цикла. Математика развивает логическое мышление, учит рассуждать, объяснять, доказывать, дает практические умения и навыки для жизни.

Чтобы привлечь внимание одноклассников к математике я решила в своём проекте показать, что математика – это творческая наука. Лев Николаевич Толстой говорил: "Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он будет только подражать и копировать".

Математические комиксы могут стать хорошей основой для ее изучения. При изучении предмета мы сталкиваемся с математическими понятиями, определениями, оформлением задач и нахождением способов решения задач и примеров. И всё это можно преподнести более интересным способом, творчески преобразить в виде комиксов.

Целью работы является установить взаимосвязь создания комиксов для более интересного способа изучения математики в школьной программе.

В соответствии с целью были определены задачи:

  • познакомиться с историей развития комиксов

  • знакомство с понятием «комикс»

  • анализ взаимосвязей комиксов и математики

  • создание математических комиксов

Гипотеза: использование комиксов в изучении математики, может привлечь внимание к изучаемой теме.

В процессе создания комиксов я открыла для себя удивительный мир яркого оформления математический заданий и изучение правил и определений.

Все это меня очень заинтересовало, и я решила помочь моему учителю творчески подходить к обучению математики в нашем классе.










II. Комикс - что это такое?

Комикс — рисованная история, рассказ в картинках. Комикс сочетает в себе черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство. Разновидность книжно - журнальной иллюстрации, иногда используется в печатных СМИ.

Существует много разных названий этого вида искусства и отдельных его разновидностей. Масштабные комиксы со сквозным сюжетом называются графические романы (они же графические новеллы), короткие — «стрипы». В сети размещаются «веб-комиксы».

В некоторых странах с развитой индустрией рисованных историй для них есть своё название. Так, во франкоязычном мире комикс называют фр. рисованная лента, японские комиксы называются «манга», китайские «манхуа», корейские и тайваньские «манхва». На русском языке некоторые авторы предлагают использовать термин «рисованные истории».1



III. Историческая справка


Зарождением комиксов, с оговорками, можно считать наскальную живопись. Первобытные племена на стенах пещер рисовали истории из своей повседневной жизни. В наскальной живописи были свои главные герои и сюжет. Ее трудно назвать прародительницей именно комикса, но одной из родоначальниц можно считать вполне. Но история комиксов в современном понимании этого слова берет начало в середине XVIII века. Появление комиксов тесно связано с политической и социальной жизнью общества: если прежде иллюстрациями сопровождались в основном религиозные тексты, то авторы эпохи Просвещения начали рисовать сатиру и юмор. 

Одним из таких авторов стал английский художник и иллюстратор Уильям Хогарт (1697–1764). (Приложение 1) Стремясь обличить пороки современного общества, Хогарт создавал целые циклы картин и гравюр, объединенных общей историей.

В 1843 году рисунки, появившиеся в газетах и журналах, стали называться мультфильмами. Позже из-за того, что все рисованные истории носили комический характер, их переименуют в знакомый нам «комикс». В 1873 году происходит еще один толчок в развитии комиксов, это изобретение фотогравюры. Хоть изначально она задумывалась для газет, но имела отражение и в комиксах. Фотогравюра позволяла делать газеты с огромным числом иллюстраций. Технология дала толчок массовому производству комиксов. 

Первый цветной комикс появился в 1893 году в газете The New York World. Создал его Джозеф Пулитцер. (Приложение 2)

Знаменитые пузырьки и рамочки, где размещают текст персонажей, создал Рудольф Деркс. (Приложение 3)В свое время он был известным создателем комиксов и вывел их на тот уровень, на котором они находятся на текущий момент.

Комикс стал не просто увеселительным набором рисунков с текстом, он стал отражать и рефлексировать события, происходящие в мире. 


В конце XIX – начале XX века появляется комикс в привычном для нас виде и в России. В 1934 году в детском подразделении «Ежа», журнале «Чиж» выходят комиксы об «Умной Маше». В конце 1930-х годов выходит книжка с рисованными историями для самых маленьких – «Веселые картинки», которая оказывается столь популярной, что даже издается в других странах, в частности, в США. Своеобразное возрождение комиксов наступает в 2000-е. Появляется ряд тематических фестивалей, таких как «КомМиссия» или «Бумфест», которые ставят своей целью популяризацию жанра и поддержку молодых авторов.2 




IV. Практическое применение комиксов в математике


Комикс (от английского смешной)- это серия рисунков с краткими текстами, образующими связанное повествование. Как литературное произведение комикс состоит из 3 актов: завязка, столкновение, развязка. Комикс - наглядный рассказ о чем-либо.3

Как же работать с комиксами на уроках? Я хочу рассказать о тех способах работы с комиксами, которые я для себя открыла, более подробно остановиться на самых интересных, с точки зрения преподавания математики, рассказать об их достоинствах и возможностях применения на других уроках.

На слайде представлены приемы работы с комиксами. Вы видите их достаточное количество. Возможно, создать комикс с пропущенными репликами, которые можно вставить, или разрезать готовый комикс на части и воссоздать, изобразить комикс по задаче.

Я остановлюсь более подробно на трех приемах:

Первый прием - это задача в виде комикса. Когда дети читают задачу из учебника, она не представляется им такой близкой, поэтому они считают её "скучной". Иногда дети спрашивают, зачем нам решать эту задачу, в жизни она не пригодится. Комикс помогает решить эту проблему. Абстрактная, сухая текстовая задача из учебника превращается в реальную ситуацию из жизни. И дети с интересом помогают героям учебника, делают их наглядной. (Приложение 4)


Второй прием, который мне интересен, это комикс - объяснение. Суть в следующем, я предлагаю детям полупустой комикс, в котором два героя, Миша и Аня. Аня просит Мишу помочь ей разобраться, как решить задачу. Миша соглашается и должен, задавая правильные вопросы, привести Аню к решению. Вот пример задачи, которую я предложила для этого задания детям. Это задача на совместную работу. Уткам хватает корма на 30 дней, гусям столько же корма хватает на 45 дней. За сколько дней этот корм съедят вместе утки и гуси. Некоторые работы меня очень порадовали. Вот, например, одна из них. Ученик грамотно задает вопросы от лица Миши, отвечает от лица Ани. Но были работы, которые показали, что в этом направлении необходимо работать. Некоторые дети не могут организовать такой диалог, или при правильном решении задачи, задают неверные или некорректные вопросы. Достоинство этого метода в том, что он позволяет развивать речь ребенка, позволяет ученику почувствовать себя учителем, моделирует взаимодействие учеников. И еще один плюс, который я вижу, это возможность учителя понять, кто из детей способен объяснить менее подкованному ученику решение той или иной задачи, чтобы продуктивно организовывать работу в парах и группах. (Приложение 5)


Третий прием, о котором я хочу рассказать, это создание комикса по правилу или алгоритму. Можно нарисовать комикс, в котором рассказывается о том, как найти НОД двух чисел. Придумываем легенду, героев комикса. И вы видите пример, как ребята справились с заданием. Варианты комиксов могут быть очень разнообразны. Такой комикс задействует все три канала восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический, повторяет алгоритм и создает ассоциацию к нему, а значит, лучше усваивает информацию. (Приложение 6)


Использование комиксов на уроках математики мотивирует учебно-познавательную деятельность учеников, развивает творческие способности. На мой взгляд, использовать комиксы на уроках математике можно и нужно.4





V.Создание математических комиксов



  • Начиная создавать комикс, сначала мы делаем раскадровку кадров. (последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при создании комиксов или фильмов. Она помогает визуально представить, каково видение художника или режиссёра)







  • Затем выбираем тему, задачу или математическое определение, которые мы хотим оформить в виде математического комикса.

Например: тема: «Умножение многочленов»



  • Следующим этапом делаю набросок для каждого кадра. Рисуем наших героев.





  • Вносим информацию в «облачка» и у нас наш комикс приобретает содержание и завершенный вид.



(Приложение7)







VI.Заключение


Комикс - помощник математике. В ходе работы цель была достигнута. Комиксы действительно можно использовать в математике. Комикс помогает наглядно привлечь внимание к информации, лучше представить события и зрительно запомнить содержание материала.


Занимаясь созданием математических комиксов, я вышла за границы стандартной программы по математике и творчески подошла к запоминанию материала такого предмета, как математика.

Я задала себе вопрос: довольна ли я результатами своей работы. Нравятся ли мне мои комиксы, и стану ли я заниматься подобным дальше? В ходе работы над проектом, я осталась довольна: комиксы получились интересными и познавательными, но я поняла, что ещё есть к чему стремиться.

Мне кажется, что полученные навыки по созданию предметных обучающих комиксов, обязательно пригодятся в жизни. Это очень интересно и увлекательно. Создать свой комикс, это интересный опыт, мне кажется, что такой метод обучения будет интересен на любом уроке.

Цель моего творческого проекта достигнута, задачи в ходе работы выполнены полностью.




















VII.Список используемых источников

1. Галатенко А. М., Панкратьева В. В. «Математическое приключение»


2..Колл Х., Миллз С. Серия книг «Занимательная математика в комиксах»

Интернет ресурсы:

1.История комиксов: https://disima.ru/vse-o-komiksax/istoriya-komiksov/

2. «Комиксы - это что такое? Как создаются комиксы» http://fb.ru/article/285540/komiksyi---eto-chto-takoe-kak-sozdayutsya-komiksyi































Приложение 1


Приложение 2


Приложение 3


Приложение 4


Приложение 5


Приложение 6


Приложение 7






1 «Комиксы - это что такое? Как создаются комиксы» http://fb.ru/article/285540/komiksyi---eto-chto-takoe-kak-sozdayutsya-komiksyi




2 История комиксов: https://disima.ru/vse-o-komiksax/istoriya-komiksov/

3  Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой.

4 . Галатенко А. М., Панкратьева В. В. «Математическое приключение»