Коммуникативная грамматика
(основные направления и подходы к проблеме)
(из опыта работы ГУО « Гимназия № 1 г. Горки»)
подготовили: С.П. Томина - учитель английского языка высшей кв.категории , В.В. Гурков - учитель английского языка 1-я кв. категория.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человечества умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Поэтому задача школьного образования сегодня - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений, качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Согласно новой парадигме иноязычного образования РБ выпускник школы на современном этапе - это поликультурная многоязычная личность, которая владеет коммуникативной компетенцией:
Коммуникативная компетенция - это совокупность других, тесно связанных между собой компетенций:
- языковая компетенция
- речевая компетенция
- социокультурная компетенция
- учебно-познавательная компетенция
- компенсаторная компетенция.
Обучение грамматике - один из важнейших аспектов языковой компетенции ( совокупность языковых знаний о правилах функционирования языковых средств в речи и навыков их использования в коммуникативных целях) и обучения иностранному языку в целом, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики.
Поэтому обучение грамматике также тесно связано и с речевой компетенцией (совокупность навыков и умений речевой деятельности, знание норм речевого поведения, приобретение на этой основе опыта их использования для построения собственного высказывания, логичного и связанного по форме и содержанию, а также для понимания и интерпретации высказываний других людей).
В естественной среде, когда ребенок постигает родной язык, процесс обучения не ограничен временем, нет необходимости в планировании, так как ребенок рано или поздно впитает весь языковой материал в силу жизненной необходимости. В образовательном процессе мы зависим от времени, да и от мотивации учащихся. Это значит, что обучение должно быть организовано с учетом наибольшей эффективности.
Мы считаем, что в своей работе над грамматикой на уроках необходимо использовать коммуникативный метод как наиболее эффективный, так как учащиеся должны осваивать грамматику в процессе коммуникативной деятельности согласно новым подходам в преподавании иностранного языка в школе.
Как известно, чтобы усвоить новое грамматическое явление ученик должен совершить пять важных действий:
1) восприятие нового грамматического явления в речи;
2) имитация речевого образца ;
3) подстановка в речевой образец;
4) трансформация речевого образца;
5) репродукция речевого образца.
Знание процесса становления грамматического навыка помогает нам соблюсти его стадии, а знание и соблюдение следующих условий формирования этого навыка решает много трудностей, помогает избежать рутины на уроке при выполнении упражнений, а также обеспечивает безошибочную речь учащихся в конечном итоге. Вот эти условия:
_ регулярное поступление однотипных речевых образцов. Количество данных образцов в каждом упражнении составляет 7-9. Только при этом условии динамический стереотип будет обеспечен;
_ относительная безошибочность выполнения действий на начальном этапе - это хорошая профилактика будущих ошибок;
_ при участии всех 4-х анализаторов: слухового, зрительного, рече-двигательного, моторно-двигательного вырабатывается прочность речевого навыка;
_ речевые установки к упражнениям - одно из важнейших условий осмысленной имитации в процессе общения;
_ для успешного усвоения нового необходимо осмысленное предваряющее восприятие. На этой стадии важно избегать употребление незнакомых лексических единиц, так как они затрудняют осмысленное восприятие;
_ способствуя выполнению действий по образцу и управляя этими действиями, мы получаем мощное средство усвоения иностранного языка;
_ необходимо обращать внимание учеников на смысл высказываний, форму они запомнят непроизвольно;
_ разнообразие обстоятельств, ситуаций, задач - одно из условий эффективного формирования речевого навыка. При этом условии срабатывает принцип новизны.
Все это в целом также немаловажно для мотивации учащихся к изучению грамматики, а как известно мотивация - краеугольный камень в любом деле. От мотивированности ученика в первую очередь зависит эффективность его обучения в школе, и именно в школе мы должны создать задел на продолжение постоянного обучения и после школы. Ведь сегодня, кстати, принцип обучения на протяжении всей жизни является основополагающим для успешной адаптации человека в мире.
Поэтому процесс обучения иностранному языку в целом и грамматике в частности должен носить творческий характер, быть увлекательным и нести позитивный настрой, что несомненно в конечном итоге будет способствовать достижению качественных результатов обучения и удовлетворения всех участников образовательного процесса.
В своей работе для достижения вышепоставленных целей мы используем разные методы и приемы, которые ведут к повышению мотивированности учащихся, к стимулированию их познавательной активности и творчества, а также к всестороннему раскрытию и развитию их способностей.
Ведь как сказал В.Г Тихомиров: " Содержание обучения - король, а технологии обучения - это Бог."