| За данный период времени мною накоплен определенный опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР, умственная отсталость). Анализ опыта работы показывает, что наибольшую трудность у детей младшего школьного возраста вызывает развитие коммуникативных навыков. Тема: «Коммуникативная компетентность на уроках русского языка и литературного чтения в условиях реализации ФГОС ОВЗ при работе с детьми-инвалидами и детьми имеющими ОВЗ» |
| Мой личный вклад по данной теме формировался в следующих условиях: - изучение ФГОС, анализ научной, педагогической и методической литературы по теме «Коммуникативная компетентность на уроках русского языка и литературного чтения в условиях реализации ФГОС ОВЗ» Проблеме формирования культуры речи учащихся посвящены исследования многих методистов, в частности по культуре речи работы Львова М.Р., Ладыженской Т.А., Соловейчик М.С., Титовой Н.Ф. и др. - работая по УМК «Школа России », принимала непосредственное участие в составлении новых учебных планов и программ; в использовании ведущих форм, методов и средств обучения, направленных на активизацию речевой деятельности; в изучении психофизиологических условий развития младших школьников; вела ежедневное наблюдение за речевой деятельностью учащихся, совместно с психологом школы проводила психолого - педагогическую диагностику; работала над самообразованием; повышала уровень своей квалификации; изучала опыт коллег. - обобщая свой опыт, выступала на Педагогическом совете школы; участвовала в мастер – классах для учителей школы; свой опыт распространяла в таких сетевых сообществах как «Мультиурок», «infourok». |
| В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетентностей учащихся, особо остро встаёт проблема реализации поставленных задач в школе. Особенно актуальной считаю проблему формирования речевой культуры учащихся с ОВЗ, владения ими ключевыми коммуникативными компетенциями. Речевое недоразвитие учащихся, слабость побудительных к речи мотивов вызывают затруднения в общении с окружающими людьми. Петрова В.Г. справедливо замечает, что ребенок с ОВЗ, владея в той или иной степени речью, «редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно» Специальная методика организации уроков русского языка и литературного чтения позволяет повысить уровень коммуникативных возможностей учащихся с ОВЗ. Однако, перед учителем встает проблема: Противоречие: Между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного обучения Недостаточным уровнем сформированности коммуникативной компетентности младших школьников Недостаточное количество часов в Программе на уроки по развитию речи Затруднения К моменту обучения в школе 52% детей имеет нарушение устной речи Снижение качества живого речевого общения Снижение интереса к познанию русского языка Продолжительное и неконтролируемое взаимодействие детей с электронными устройствами (смартфонами, планшетами) |
| Проблема развития речи, коммуникативных навыков волновала великих педагогов и психологов. Л.С. Выготский в своей работе «Мышление и речь» отмечал, что «речь есть прежде всего средство социального общения, средство высказывания и понимания». Он рассматривал общение в качестве личностного развития и воспитания. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах: Лурии А.Р., Леонтьева А.Н., Ананьева В.Г.,Бодалева А. А, Ломова Б.Ф., Мясищева В.Н., Петровского А.В. По Рубинштейну – одна из функций общения- коммуникативная. Он придавал важное значение уровню развития коммуникативных способностей. Проявление коммуникации как коммуникативной деятельности исследовано А.А. Леонтьевым: «Успешность коммуникативной деятельности обусловлена уровнем сформированности коммуникативных умений». По М.К Кабардову, «коммуникативная компетенция - это усвоение социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение "техникой" общения» [Кабардов, 1989. с.103-104]. И.А. Зимняя, определяет коммуникативную компетентность как "овладение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентацию в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету, освоение ролевого репертуара в рамках данной профессии" [Зимняя, 2004 «.Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. В научных трудах представлено несколько подходов в решении проблем преодоления коммуникативных затруднений: А.В. Мудрик уделяет внимание вопросам организации общения при групповой деятельности. Е.И. Пассов определяет 5 параметров организации коммуникативности: учет индивидуальности каждого, речевая направленность, функциональность обучения, постоянная новизна процесса обучения. Доктор педагогических наук В.С.Безрукова, предлагает широко использовать вопросно-ответную форму урока наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей по ее мнению считаются следующие виды вопросов: Тренинговые вопросы, Конструктивные вопросы, Альтернативные вопросы. Вопросы-ловушки, Наводящий вопрос. Вопрос-внушение Контрвопрос. Из работ Тивиковой С.К. я адаптировала для учащихся своего класса этапы работы над сочинением и изложением. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО ОВЗ) предлагает формировать коммуникативные универсальные учебные действия для успешной социализации и социальной адаптации учащихся в социуме. Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
| Цель Повышение уровня владения учащимися с ОВЗ коммуникативными компетенциями, используя комплекс эффективных технологий, методов и приёмов работы. Задачи формировать коммуникативную компетентность развивать мыслительную деятельность на уроках воспитывать у детей потребность в общении |
| Ведущая педагогическая идея Использование сочетания элементов различных технологий, учитывающих возможности конкретной школы и класса, базирующихся на практическом опыте и теоретических знаниях, является основой и залогом формирования ключевых коммуникативных компетенций школьников. Атмосферу для развития личности ученика создаёт сам учитель, поэтому особенно велика роль правильно организованного педагогического общения. Считаю наилучшим в современных условиях демократический стиль. |
| Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации и относится, в первую очередь, речь. Свобода владения речью зависит от: произносительных возможностей, обширности словарного запаса, сформированного грамматического строя и способностей владения связной речью. Т.к., у большинства детей с ОВЗ наблюдаются нарушения всех уровней речевой системы, то работу над формированием коммуникативной компетенцией веду в системе, по уровням через аспекты: - обучение содержанию предмета; - развитие прикладных исследовательских умений; - развитие социально-коммуникативных умений; - личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации. |
| Большие возможности для активизации произносительных возможностей имеются на уроках литературного чтения. Речевая зарядка – необходимый элемент урока, на котором развивается мелкая моторика, речевое дыхание, фонематический слух, дикция. |
| Для речи, особенно монологической, обычно физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления. Цель упражнений для развития дыхания: тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи. Для этого использую на уроках Компьютерные тренажеры |
| Большое количество учащихся с ОВЗ начальной школы имеет недостаточно развитый фонематический слух. Это приводит к тому, что у ребенка на уроках не только возникают определенные трудности в артикуляции звуков. Он также испытывает проблемы в формировании элементарных коммуникативных умений и навыков во всех видах речевой деятельности (говорение, чтение, письмо). При планомерной работе по развитию фонематического слуха, дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п. Упражнения на развитие фонематического слуха делятся на: Упражнения на развитие неречевого слуха и речевого слуха. |
| Работа со словом служит фундаментом, который закладывается в активном словаре ребенка. Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. Работа ведется по обогащению словарного запаса, уточнению значений слов, расширению семантики. При обогащении словаря используются след. приемы работы на уроках: показ и называние, толкование слова, объяснение этимологии слова, введение слова в предложение, |
| Толкование слова (гиперссылка) как один из приемов обогащения словаря, приучает школьников к точному, строгому выражению своих мыслей (значение слова раскрываем в беседе, при работе с толковыми словарями, с использованием ресурсов интернет.) |
| Приемы работы при уточнении слов: подбор синонимов, антонимов, работа с многозначными словами, повторение индивидуально или хором, загадки, кроссворды (при подборе синонимов и антонимов) активно использую ЛОТО на уроках литературного чтения, сделанное своими руками. (Гиперссылка) Приемы работы расширения семантики слов: упражнения на классификацию, на поиск ассоциаций, «аналогии», «Из букв слова составь новые слова», «Отгадай пословицу» |
| Грамматический уровень. Коммуникативные навыки развиваю по направлениям : Развитие навыков словообразования и словоизменения: согласование частей речи (сущ.+гл., сущ. + прил., мест. + сущ.), употребление предлогов, уточнение форм падежей и т.д. Формирование глубинной и поверхностной структуры предложения |
| Приемы работы по развитию навыков словообразования и словоизменению: игры, упражнения творческого характера, заучивание стихов, ответы на вопросы по картинке, беседа по содержанию стихов. Игры |
| Приемы работы по формированию глубинной и поверхностной структуры предложения: схемы, идеограммы, пиктограммы. Пиктограммы я использую и на русском языке, и на литературном чтении. При работе с пиктограммами меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть» Использование пиктограмм вызывает интерес к уроку, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики” Применяя пиктограммы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, учим говорить. |
| Уровень текста. При формировании диалогической и монологической речи коммуникативные способности развиваются как на уроках русского языка, так и на уроке литературного чтения. В формировании диалогового общения друг с другом помогают следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), группах. творческое упражнение я провожу на уроках русского языка. «Правило по телефону»: ученикам предлагается рассказать правило «по телефону» маме или товарищу и попросить их проверить, не сделано ли ошибок в правиле. Можно усложнить этот вариант работы, если рассказывающий нарочно сделает ошибку, которую должен уловить «на другом конце провода» ученик, слушающий за маму или товарища. Оцениваются результаты обоих учащихся. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. |
| Развитию навыков монологического высказывания помогают приемы работы с текстом. Видов работы с текстом очень много. Текст – это основа создания на уроках русского языка и литературного чтения развивающей речевой среды. Дети работают в паре, в группе, самостоятельно. |
| Особое внимание уделяю на уроках русского языка и литературы стратегии смыслового чтения(ТРКМ) |
| 1этап (до чтения): «Попробуй найди!» Во время приема развиваются внимательность, быстрота реакции, ориентация в логическом изложении материала в учебнике. |
| Всегда удачным получается урок, который начинается с приема «Верю – не верю» (игра развивает оценочные суждения детей) Учащимся предлагаются ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые по их мнению соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение. После знакомства с основной информацией (текст раздела учебника, слово учителя, дополнительная информация в различных источниках) я возвращаюсь к данным утверждениям и прошу ребят оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. После знакомства с текстом учебника спрашиваю: Что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты |
| «Банк гипотез» (формирование навыков научно-исследовательской деятельности) |
| 2этап(чтение): «Инсерт» система маркировочных знаков, позволяющая накапливать информацию, прокладывать путь от старого к новому |
| «План» По плану легко восстанавливается текст прочитанного |
| Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного. | По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа. | Учимся определять уровень сложности вопроса – относить его к «толстым» или «тонким». Например, в конце каждого раздела имеются вопросы. Можно спросить: - Какие из них требуют односложного ответа? - Какие заставляют размышлять, анализировать? | |
| 3этап (после чтения): |
| «Кластер» Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, соединяя это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Благодаря составлению рисунков, схем, кластеров я развиваю творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим. Прием «Кластера» использую также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома. Развиваются умения сравнивать, выделять главное, умение прогнозировать, умение обобщать и систематизировать, умение работать в группе, а значит, общаться. |
| Синквейн» помогает развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас. |
| «Кубик Блума» Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление); Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами); Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление); Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит); Используй (дети показывают, как можно применить предмет); Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого |
| «Денотатный граф» Денотатный граф (от лат. denoto — обозначаю) — очень эффективный способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. |
| Использование технологии ФГОС на уроках русского языка и литературного чтения способствует положительной динамике развития коммуникативной компетентности младших школьников. |
| Учитывая контингент детей, имеющих определенные заболевания. Здоровьесберегающие технологии. Для повышения эффективности своей работы и работы воспитанников на уроках я использую развивающую кинезиологическую программу, которая развивает межполушарное взаимодействие и синхронизирует работу правого и левого полушарий, способствует развитию речи. Использую элементы ауриколотерапии. Это метод рефлексотерапии, при котором происходит воздействие на биологически активные точки ушной раковины. Все это позволяет учащимся успешно и эффективно работать в течение дня и улучшить результаты речевого развития. |
| Главная привлекательность использования приемов ТРИЗ заключается в том, что все они интересны для ученика, формируют познавательную активность, развивают все операции мышления, все виды универсальных учебных действий Прием используется для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик: o на литературном чтении – героев литературных произведений; Создаём паспорт литературного героя. Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками. Паспорт • Имя – Страшила Мудрый • Создатель – А. Волков • Прописка – сказочная повесть «Волшебник Изумрудного города» • Внешний вид – соломенное чучело, нарисованное лицо, поношенный голубой кафтан, потертая шляпа, старые голубые ботфорты • Где впервые встречается – шест у голубой изгороди • Личные качества – забавный, добродушный, любопытный, немного глуповатый • Заветное желание – мозги, так как хотел быть умным • На русском языке – паспорт частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов |
| Приём «Рюкзак» Прием рефлексии изучения учебного материал. Данный прием чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Цель этого приема: ученик должен понять и зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания умения по данной теме). Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи». |
| Приём «Причина – Факт – Следствие». Этот приём позволяет определять причинно – следственную связь осуществлять мини-исследование. Данный приём эффективен на стадии рефлексии, так как он позволяет увидеть перспективы и предположить дальнейший ход событий, мотивирует обучающихся на дальнейшее изучение материала и выполнение домашнего задания. Для решения логической цепочки предлагается только один из её компонентов. Учащиеся подбирают к заданному факту причину (или причины) и определяют его последствия или к названной причине ищут факт и вытекающее из него следствие. Урок литературного чтения Тема урока С.Я. Маршак «Старуха, дверь закрой» по мотивам русской народной сказки «Кому горшок мыть». |
| Приём «Маша-растеряша» Это универсальный приём ТРИЗ, способствующий накоплению информации о разных способах решения проблем. Один ученик играет роль Маши-растеряши, задает действие, которое требуется выполнить. Например, «Ой – что с тобой? Потеряла пенал. Чем я буду теперь писать на уроках? (попросить у учителя, у одноклассников, позвонить родителям). Другие дети предлагают варианты решения этой проблемы. Тот, кто предложил хорошее решение, сам становится ведущим (роль Маши-растеряши переходит к нему). |
| Приём «Я беру тебя с собой» Прием направлен на формирование умения объединять объекты по общему признаку, умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов, умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков. Он направлен на формирование познавательных умений: особенно хорошо отрабатывается классификация. Этот прием можно использовать и на этапе актуализации знаний учащихся, и на этапе закрепления материала, можно изменять его так, как того требует тема урока и умение, которое формируем. Например, на уроке русского языка: распределить глаголы по группам. Название групп уже даны. 1 ряд глаголы прошедшего времени, 2 ряд – глаголы настоящего времени, 3 ряд глаголы будущего времени. Ребёнок задает вопрос, по вопросу определяет и говорит «Я беру тебя с собой» или «Я не беру тебя с собой». Еще одно достоинство этого приема: он может вывести на проблемную ситуацию, а затем на учебную задачу, которая и будет решаться на уроке. Если использовать интерактивную доску или раздаточный материал, тогда будет задействован весь класс. Плюс приема еще в том, что его можно использовать как динамическую паузу на уроке. На уроке, используя этот прием, ребята сами выходят к доске и ставят слова в нужное место. |
| Приём «Нестандартный вход в урок» Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Например, слова: сад, садовник, садовый. Корень сад (обучающиеся знают, что корень – одинаковая часть слова) Свет, светить, светлый, свеча (корень отличается одной буквой. Проблема: корень свет, свеч или све?) |
| Приём «Цепочка признаков» Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу. Направлен на формирование познавательных умений (сравнение, анализ и синтез), регулятивных (составление плана действий). Формирует: • умение описывать объект через имена и значения признаков; • умение определять по заданным частям модели скрытые части; • умение составлять внутренний план действий. Например, грамматические признаки имен существительных. Даны слова: у тети, у лисы, у собаки, у конфеты. 1-й ученик называет род, второй ученик – склонение, третий – падеж. |
| Приём «ПОПС-формула» Ученики учатся выражать мысли грамотно и убедительно. Этот приём используют на этапе рефлексии, но можно использовать и на этапе изучения нового материала, потому что он учит доказывать свою точку зрения. Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые являются необходимыми элементами для построения текста. П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…». О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь ученик приводит аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должен быть обоснованным, а не пустословным. Здесь основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…». П – примеры. Для подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Этот пункт раскрывает умения, учащихся доказать правоту своей позиции на практике. Начинать нужно со слов «, например,», «Я могу доказать это на примере…». С – следствие. Этот шаг является итоговым, он содержит окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начать можно: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…». Пример, урок русского языка. Я считаю, что безударные гласные надо проверять ударением, потому что в слабой позиции слышим другой звук. Например, в слове вода слышим безударный гласный звук [а], а если я поставлю гласный под ударение воды, то о будет слышаться чётко. Исходя из этого делаю вывод о том, что безударный гласный в корне слова надо проверять ударением. |
| Приём «Шаг за шагом» Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление из изученного ранее материала. Например, на уроке русского языка по теме «Имя существительное». Задание: назовите имена существительные женского рода. Ученик шагает и на каждый шаг называет имя существительное. |
| Использование мультимедийных средств на уроках-занятиях по развитию речи помогают развивать речь и познавательную деятельность, расширять представления об окружающей действительности |
| Формировать умения сопровождать речью совершаемые действия, развивать общую и артикуляционную моторику, движения кистей рук, пальцев, направленную по дифференциации неречевых звуков окружающей среды. |
| Мультимедийные средства помогают обогащать словарь: подбор обобщающих слов к группе предметов, исключение лишнего предмета, запоминать и называть по ряду предметов, уточнять лексическое значение слов |
| Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Результаты своей работы по данному направлению отслеживаю по критериям: уровень обученности и уровень качества по русскому языку и чтению при помощи срезов, контрольных работ, тестов. Из приведенной таблицы видно, что на протяжении 2-х лет неуспевающих по предметам нет, наблюдается стабильность. Качество знаний по литературному чтению соответствует программным требованиям. Увеличился процент детей, участвующих в конкурсах, олимпиадах. |
| В результате активного использования системы упражнений по формированию коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературного чтения видна положительная динамика в развитии речевых умений обучающихся. Это доказано диагностикой, проведенной мною по методике Фотеховой ТА. Увеличилось количество детей со средним уровнем речевых умений, уменьшился процент низких показателей. (критерии: произносительный уровень, лексический, грамматический, связная речь |
| «Развитие читательской грамотности на уроках в нач. шк.», 2019-2020 «Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературного чтения» Пр.№1 от 31.10.2018 «Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций» Пр.№2 от 30.12.2020 «Особенности речевого развития младших школьников» (2018 – 2019) «Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературного чтения». ( 2019-2020) infourok.ru « Методы работы по формированию самостоятельной, развернутой фразовой речи», «Пересказ текста природоведческого содержания» Мультиурок: «Формирование связной речи у детей с ЗПР по средствам художественной литературы» |
| Подобранный комплекс упражнений и методических игр, использование элементов современных технологий способствует достижению положительных результатов в формировании коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ. |