СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативная методика обучения иностранному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обоснована необходимость разработки коммуникативной методики при обучении иностранному языку

Просмотр содержимого документа
«Коммуникативная методика обучения иностранному языку»



КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Аннотация: В данной статье объясняется необходимость изучения и применения новых методов в обучении иностранному языку. Была обоснована актуальность современной коммуникативной методики обучения, ее сущность и особенности, охарактеризованы ее преимущества на фоне традиционных классических методик. Поставлен вопрос, возможно ли применение коммуникативной методики в России на современном этапе и насколько высока ее эффективность. Авторы проанализировали возможность использования многих элементов данной методики с целью успешного обучения английскому языку в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетенция, методика, методика обучения английскому языку.

В настоящее время выпускники вузов должны уметь адекватно ориентироваться в стандартных бытовых, социальных и деловых ситуациях в условиях иноязычной среды; анализировать, реферировать и аннотировать академическую и профессиональную литературу на иностранном языке; осуществлять взаимодействие с учетом культурных особенностей англоязычных стран. Исходя из этого, процесс обучения на занятиях по иностранному языку должен способствовать формированию коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности будущих специалистов общаться с представителями других культур.

Актуальность данной работы состоит в том, что российские высшие образовательные учреждения нуждаются в новых образовательных технологиях обучения, поисках новых образовательных подходов, организационных форм и методов [1; 2], которые, несомненно, основаны на апробированной и проверенной временем коммуникативной методике обучения иностранному языку, так как «без коммуникативности нет современной методики» [6, с. 7].

Коммуникативный метод или, как часто его называют «оксфордский» или «кембриджский» метод возник в Великобритании в 70–80-е года XX века. Причиной возникновения данного метода явился тот факт, что аудио-лингвальная методика и методика грамматического перевода не удовлетворяли запросам населения, изучающего иностранный язык. С этой целью в 1971 г. группа специалистов по инициативе Совета Европы разработали новый подход к обучению иностранным языкам. В Россию коммуникативный метод стал интенсивно развиваться в конце 80-х – начале 90-х годов и вытеснил классический грамматико-переводный метод [7; 11].

Коммуникативный метод обучения иностранному языку в вузе направлен на формирование и развитие умений устной и письменной коммуникации. Многие отечественные и зарубежные преподаватели предпочитают использовать на практических занятиях по иностранному языку именно коммуникативную методику обучения, которая является деятельностным типом обучения. Занятия ориентированы на овладение языком как средством общения в процессе речевой деятельности и воссоздания на занятиях ситуаций общения [9]. В рамках данного образовательного подхода предусматривается использование различных форм работы в аудитории: индивидуальной, парной, групповой, коллективной. Такие формы работы являются продуктивными, так как способствуют воспитанию коммуникативной культуры обучающихся, активизируют познавательный интерес к изучаемому материалу. В-третьих, вариативность и креативность предлагаемых заданий стимулирует не только творческие способности учеников, но и способствует усвоению языковых средств общения. На начальном этапе обучения иностранному языку предлагаются игровые задания (языковые игры), ролевые игры и драматизация, упражнения, имеющие интерактивный характер. На втором этапе обучения иностранному языку драматизация сменяется командными интеллектуальными играми (например, «Брейн ринга») [3]. Также целесообразно использовать дискуссии, сочинения, головоломки и викторины («Word search», «Crosswords», «Chain words»).

Одним из эффективных и современных коммуникативных методов обучения является проектная форма работы. Проект представляется собой творческую работу обучающихся (индивидуальную, групповую), нацеленную на получение конечного продукта. Примерами проектов могут быть следующие: «Мое фамильное дерево», «Мы снимаем фильм», «Наш родной город», «Университет будущего». Данная форма работы обладает образовательным и воспитательным потенциалом и используется на любом этапе обучения иностранному языку. Проектная форма работы позволяет обучающимся петь, играть, читать, фантазировать и экспериментировать, музицировать, проявлять творческие способности. При этом она соответствует Нюрнбергским рекомендациям: ориентирована на обучающегося, соответствует его запросам, планам и интересам [10]. Роль преподавателя в процессе обучения может меняться в зависимости от типа работы, он может быть носителем знаний, а также другом, советчиком или помощникам. Задача преподавателя состоит в создании непринужденной атмосферы на уроке, способствующей эффективному изучению языку, организации и планировании работы на занятии.

Однако данная методика обладает рядом недостатков. Главным ее недостатком является, к сожалению, некомпетентность преподавателей. Помимо правильно организованного учебного процесса важным является грамотное исправление ошибок обучающихся. Умение адекватно исправлять ошибки, не нарушая при этом целостности высказывания обучающегося и не отбивая у него желания разговаривать – это искусство и ключ к успешному преподаванию по коммуникативной методике обучения иностранным языкам [11]. Корректно разработанные задания (проблемные ситуации), основанные на коммуникативном подходе, способствуют достижению высокого уровня коммуникативной компетенции. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Обучающимся предлагается обсудить проблему: Obesity is a common problem of many Russians. What should we do to solve the problem? Задача учащихся − описать пути решения. Задача учителя − поддерживать и направлять обсуждение проблемы, рассматривать разные точки зрения.

  2. Другое задание было направлено на восполнение пробелов в знаниях, со следующей инструкцией: Your teacher stuck a paper on your back. For example, you are a vacuum cleaner. You must ask all questions to learn what is written on your back. The questions should be general [9].

  3. Ситуативное упражнение: Kate was going home after a hard day at her office. But suddenly….Задача студентов − развить ситуацию, описать её лаконично. Задания такого типа способствуют развитию воображения.

Такого рода работа со студентами позволила нам предположить, что коммуникативные задания не только вызывают интерес у студентов, но и помещают их в ситуации, существующие в реальном мире. На наш взгляд, метод коммуникативного обучения, адаптированный под современное поколение обучающихся, мотивирует к дальнейшему изучению языка, так как принципиально важным является отбор материала на основе ситуаций и проблем общения, которые актуальны для обучающихся [6]. Отметим, что постоянная смена речевых ситуаций, форм работы и новизна материала также погружают обучающихся в изучение языка, развивают их познавательный интерес. Еще один положительный аспект данного подхода состоит в том, что обучение носит личностно-ориентировочный характер, так как на занятиях выражается личное мнение, обсуждаются важные проблемы личностного и профессионального характера.

Коммуникативная методика обучения иностранному языку позволяет использовать возможности глобальной сети интернета. Обучающиеся могут самостоятельно выбирать материал для подготовки презентаций, монологических высказываний, составления учебных диалогов; осуществлять поиск статей по актуальным проблемам современности и профессиональным темам для перевода, реферирования или аннотации; подготовки дополнительной страноведческой информации; пользоваться он-лайн словарями, справочниками, энциклопедиями, библиотеками; смотреть научно-популярные или художественные фильмы в оригинале, новостные передачи или видео-уроки по выбору; посещать веб-сайты международных организаций и участвовать в студенческих научно-практических видеоконференциях. Достижение любых поставленных индивидуальных задач в рамках самостоятельной работы способствует не только формированию коммуникативной способности обучающихся, но и развитию уверенности в себе, что ведет также к повышению уровня академической успеваемости.

При этом следует учитывать и то, что в условиях учебной аудитории основы межкультурной коммуникации формируются опосредованно в искусственно созданных ситуациях посредством использования выбранных преподавателем педагогических технологий, например, личностноориентированных, игровых, развивающих, обучения в сотрудничестве, интерактивных методов (кейс-стади, проектов, «мозгового штурма», дискуссии, блиц-опроса, мини-исследования и др.). Преподаватель выступает, с одной стороны, носителем необходимых знаний, умений и навыков, с другой стороны, инициатором и руководителем творческой самостоятельной работы студентов. Необходимо принимать во внимание, что, несмотря на весь широкий спектр предлагаемых технических средств и электронных ресурсов, преподавателю требуется грамотное включение имеющихся возможностей в процесс обучения как непосредственно в учебной аудитории, так и вовлечение студентов в языковую среду во внеурочное время в целях содействия эффективному формированию у них языковой, социокультурной, речевой, учебно-познавательной, компенсаторной компетенций и развитию потребности в изучении особенностей собственной культуры для дальнейшей готовности к взаимодействию с представителями иных культур.

Таким образом, применение и совершенствование коммуникативной методики обучения английскому языку в российских вузах представляется нам возможным, так как данная методика действительно является эффективной и определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Арсланова Г.А. Пути и формы использования современных технологий в преподавании иностранных языков / Г.А. Арсланова, А.Н. Юхименко // Иностранные языки в современном мире: состояние и тенденции развития системы оценивания в образовании: сб. статей VIII Междунар. науч.-практ. конф. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. – С. 147–152.

  2. Ибрагимова А.Н. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в высшей школе:новые подходы, формы и методы / А.Н. Ибрагимова // Иностранные языки в современном мире: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 33–39.

  3. Кожаева Н.Г. Сборник коммуникативных заданий по английскому языку / Н.Г Кожаева. – URL: https://infourok.ru/sbornik-kommunikativnih-zadaniypo-angliyskomu-yaziku-983906.html (Дата обращения 06.10. 2018).

  4. Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам. Каким он должен быть? – URL: https://lingvomaster.org/kommunikativnyj-metod (Дата обращения: 03.10.2018)

  5. Копьёва О.И. Коммуникативный метод обучения английскому языку / О.И Копьёва. – М.: Наука, 2010. – 456 с.

  6. Костомаров В.Г. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам / В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова. – М.: Высшая школа, 2016. – 367 с.

  7. Матвеева Т.С. Коммуникативный метод обучения иностранным языкам / Т.С Матвеева. 6. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

  8. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – URL:http://methodological_terms.academic.ru/ (Дата обращения: 03.10.2018)

  9. Рогова Т.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Т.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 2011. – 477 с.

  10. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004. – 266 с.

  11. Якушкина Т.Н. Методическая разработка по немецкому языку на тему: Проектная методика в обучении немецкому языку / Т.Н. Якушкина. – URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/nemetskiyyazyk/library/2015/02/09/proektnaya-metodika-v-obuchenii (Дата обращения: 06.10.2018).