«Коммуникативная направленность в изучении английского языка на начальном этапе».
Любой язык, будь то родной или иностранный, является средством общения людей между собой. Как средство общения, изучаемый язык постоянно должен находиться в состоянии «готовности к употреблению».
Поэтому ведущей целью, представляемого мною педагогического опыта является процесс коммуникации, столь необходимый сегодня для обучения школьников английскому языку. Данная цель отражает социальный заказ общества в воспитании гармоничной всесторонне-развитой личности и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что на уроке буквально преследуется цель речевой практики, сколько в том, что путь к этой цели и есть само практическое пользование языком.
Целью коммуникативности является комплексное решение задач, а именно – формирование коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как готовность и способность учащихся общаться на английском языке.
Эта цель подразумевает следующие задачи: развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, аудировании и письме, сформированных в процессе обучения английскому языку.
Для достижения цели я выбрала следующие педагогические технологии: коммуникативная технология, игровая, проектная, технология группового сотрудничества, ИКТ.
Применять технологии можно по-разному. Можно работать с одной лидирующей технологией целый урок, можно с двумя, а можно сочетать несколько технологий в зависимости от цели урока, возраста учащихся, уровня обучаемости учащихся.
Почему используется именно этот методический приём?
Разрабатывая стратегию уроков, приходится учитывать психологические особенности детей. В первую очередь нужно подумать о поддержании мотивации изучения английского языка. Для этого как нельзя лучше подходят: игровая технология, ИКТ, проектная.
Есть у нас и дети - «звёздочки». Мы их любим, всячески поддерживаем и конечно же они принимают участие во всех значимых конкурсах. Такие дети являются опорой для остальных при использовании на уроках коммуникативной технологии, проектной и технологии группового сотрудничества, так как эти технологии требуют определённого словарного запаса, определённых речевых умений и навыков и конечно же повышенной концентрации внимания.
Существует ещё одна трудность в изучении английского языка, самая главная, пожалуй - это отсутствие языковой среды. Нет практики общения с носителями языка, а если и бывает, то крайне редко.
В результате, из всех умений, предусмотренных программой, хуже всего учащиеся овладевают именно разговорной речью.
Поэтому на уроках я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся, имитируя «языковую среду» и создавая:
- потребность в общении (вводная беседа, анкетирование, с помощью которых у учащихся создается дефицит информации);
- необходимость в чёткой постановке коммуникативной задачи или ее формулирование самими учащимися;
- наличие опор, как условий решения задачи и постепенное их убывание;
- учет интереса учащихся (возрастных, индивидуальных, групповых);
- создание мотивации (уроки в форме викторины, дискуссии, игры).
Практика.
Я работаю в разных классах. В начальной школе, в среднем звене. Кроме того, имеется внеурочное занятие в 1 классе.
Основная задача обучения иностранному языку на начальном этапе состоит в развитии у учащихся основ коммуникативной компетенции.
Данная задача предполагает наличие определенных личностных качеств учащихся: общительности, раскованности, желания вступить в контакт, активности на занятии (именно то, что в большом достатке мы имеем в начальной школе).
Поэтому, в качестве ведущей педагогической технологии на раннем обучении английскому языку лучше всего использовать игровую технологию.
В качестве ведущей учебной деятельности – сюжетно-ролевую игру.
Например, очень эффективно использование куклы при составлении диалогов, рассказов, инсценировок, рифмовок.
Куклы вступают в разговор друг с другом, тем самым, показывая образец (приветствие, знакомство). С помощью кукол можно отрабатывать любые умения, вводить лексику, разыгрывать простые диалоги (диалог-приветствие, диалог-знакомство).
Куклы и игрушки помогают и при проведении контрольно – обобщающих уроков, они оживляют такие уроки, проводя их в нестандартной форме. Благодаря таким игровым формам контроля учащиеся даже не подозревают, что их контролируют, и в непринужденной форме показывают свои знания, умения, навыки.
Подвижные игры подходят для закрепления или тренировки лексического или грамматического материала. (Очень часто я использую мяч. Эта подвижная игра позволяет снять усталость ребят. Можно использовать мяч при тренировке местоимений, личных форм глагола to be, названия цветов, игрушек, счета и т.д.)
Кроме игровой и коммуникативной технологии в начальной школе я успешно использую и другие: проектную, группового сотрудничества, ИКТ.