СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативная технология в работе учителя начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Внедрение условий для развития коммуникативных навыков учащихся начальных классов на сегодняшний день является одной из самых актуальных проблем.

Просмотр содержимого документа
«Коммуникативная технология в работе учителя начальных классов»

Коммуникативная технология в работе учителя начальных классов


Внедрение условий для развития коммуникативных навыков учащихся начальных классов на сегодняшний день является одной из самых актуальных проблем.

Развитие коммуникативных навыков учителю начальных классов необходимо начинать с первого класса и продолжать работать над этой проблемой систематически в процессе всех уроков, а также во внеурочной деятельности.

Все аспекты коммуникативных компетенций универсальны и тесно связаны между собой. Каждой компетенции необходимо уделить внимание, в обратном случае, результат будет заметить очень сложно.

Приемами формирования коммуникативной компетенции младших школьников являются:

- коммуникативная способность;

- коммуникативное знание;

- коммуникативные умения.

Коммуникативная способность - природная одарённость человека к общению, с одной стороны, и коммуникативная производительность - с другой, то есть умение воспроизводить полученные коммуникативные знания, использовать средства общения.

Коммуникативные умения формируются у младших школьников в процессе жизнедеятельности: при общении со сверстниками и взрослыми. Успешность и интенсивность их формирования зависят от того, насколько сформированы эти умения и навыки, чтобы школьник самостоятельно мог ими оперировать в повседневной жизни.

Сформированные коммуникативными умения и навыки позволяют эффективно взаимодействовать школьнику с одноклассниками, учителями и всеми окружающими, при различных видах деятельности.

Вначале учителю необходимо сформировать у школьников мотивацию к общению, снять психологические барьеры, препятствующие общению между учащимися в классе, побудить каждого ученика к общению. Это нетрудно сделать при помощи игровой деятельности. Игра является одним из наиболее значимых видов детской активности, в которой происходит формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Именно игровая деятельность выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом выявления их жизнедеятельности, методом познания ребенка. Каждая коммуникативная игра, продуманная и организованная учителем начальных классов на уроке – процесс творчества, активности, самопознания и самовыражения для ученика. Учителю необходимо систематически активизировать коммуникативную деятельность младших школьников в процессе побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению.

Общение - неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных компетенций учащихся ведет к повышению качества всего учебно - воспитательного процесса.

Игра, обладая синтетическим свойством, вбирает в себя многие стороны различных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным явлением. Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры – рефлексия деятельности, конечный результат - развитие реализуемых в ней способностей. Коммуникативная направленность любой дидактической игры в начальной школе - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений младших школьников, прослеживаются особенности микроклимата в классном коллективе.

Игровая деятельность должна систематически присутствовать на уроке в начальных классах. Это позволит сделать каждый урок увлекательным, содержательным и эффективным.

Одним из наиболее актуальных способов, позволяющих влиять на уровень сформированности коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы, является интерактивная игра. Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность - это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем - либо или непосредственно с самим человеком. Это - одна из характеристик диалоговых форм познания. Интерактивную игру принято рассматривать как активный метод обучения, основанный на опыте, полученном в результате специально организованного социального взаимодействия участников с целью изменения индивидуальной модели поведения. Главным субъектом в интерактивной игре выступают дети. Важно при этом обеспечить им удобное расположение и полное отсутствие отвлекающих факторов. После объяснения правил игры дети включаются в самостоятельное взаимодействие, главной задачей учителя становится умелое направление процесса в нужное русло. Успех интерактивной игры (особенно на начальных этапах) зависит от учителя, от его умения создать мотивацию, условия взаимодействия и общения. Педагогическая деятельность в рамках интерактивной игры приобретает характер авторской деятельности. Учащиеся имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и коммуникативные компетенции.


Список использованных источников:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В, Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / М.: Просвещение, 2011. - 152 с.

2. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии. 1989. - с. 105.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2011. - с.536.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ URL https://pravo.edusite.ru/Order-of- Ministry-Education-6-10-2009-N-373-with-adds.pdf

5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.- М.: Генезис, 1998.- 160 с, ил.

6. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. - 2-е изд. - М.: Генезис. 2004. - 267 с.