Коммуникативная технология в работе учителя начальных классов
Внедрение условий для развития коммуникативных навыков учащихся начальных классов на сегодняшний день является одной из самых актуальных проблем.
Развитие коммуникативных навыков учителю начальных классов необходимо начинать с первого класса и продолжать работать над этой проблемой систематически в процессе всех уроков, а также во внеурочной деятельности.
Все аспекты коммуникативных компетенций универсальны и тесно связаны между собой. Каждой компетенции необходимо уделить внимание, в обратном случае, результат будет заметить очень сложно.
Приемами формирования коммуникативной компетенции младших школьников являются:
- коммуникативная способность;
- коммуникативное знание;
- коммуникативные умения.
Коммуникативная способность - природная одарённость человека к общению, с одной стороны, и коммуникативная производительность - с другой, то есть умение воспроизводить полученные коммуникативные знания, использовать средства общения.
Коммуникативные умения формируются у младших школьников в процессе жизнедеятельности: при общении со сверстниками и взрослыми. Успешность и интенсивность их формирования зависят от того, насколько сформированы эти умения и навыки, чтобы школьник самостоятельно мог ими оперировать в повседневной жизни.
Сформированные коммуникативными умения и навыки позволяют эффективно взаимодействовать школьнику с одноклассниками, учителями и всеми окружающими, при различных видах деятельности.
Вначале учителю необходимо сформировать у школьников мотивацию к общению, снять психологические барьеры, препятствующие общению между учащимися в классе, побудить каждого ученика к общению. Это нетрудно сделать при помощи игровой деятельности. Игра является одним из наиболее значимых видов детской активности, в которой происходит формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Именно игровая деятельность выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом выявления их жизнедеятельности, методом познания ребенка. Каждая коммуникативная игра, продуманная и организованная учителем начальных классов на уроке – процесс творчества, активности, самопознания и самовыражения для ученика. Учителю необходимо систематически активизировать коммуникативную деятельность младших школьников в процессе побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению.
Общение - неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных компетенций учащихся ведет к повышению качества всего учебно - воспитательного процесса.
Игра, обладая синтетическим свойством, вбирает в себя многие стороны различных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным явлением. Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры – рефлексия деятельности, конечный результат - развитие реализуемых в ней способностей. Коммуникативная направленность любой дидактической игры в начальной школе - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений младших школьников, прослеживаются особенности микроклимата в классном коллективе.
Игровая деятельность должна систематически присутствовать на уроке в начальных классах. Это позволит сделать каждый урок увлекательным, содержательным и эффективным.
Одним из наиболее актуальных способов, позволяющих влиять на уровень сформированности коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы, является интерактивная игра. Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность - это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем - либо или непосредственно с самим человеком. Это - одна из характеристик диалоговых форм познания. Интерактивную игру принято рассматривать как активный метод обучения, основанный на опыте, полученном в результате специально организованного социального взаимодействия участников с целью изменения индивидуальной модели поведения. Главным субъектом в интерактивной игре выступают дети. Важно при этом обеспечить им удобное расположение и полное отсутствие отвлекающих факторов. После объяснения правил игры дети включаются в самостоятельное взаимодействие, главной задачей учителя становится умелое направление процесса в нужное русло. Успех интерактивной игры (особенно на начальных этапах) зависит от учителя, от его умения создать мотивацию, условия взаимодействия и общения. Педагогическая деятельность в рамках интерактивной игры приобретает характер авторской деятельности. Учащиеся имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и коммуникативные компетенции.
Список использованных источников:
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В, Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
2. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии. 1989. - с. 105.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2011. - с.536.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ URL https://pravo.edusite.ru/Order-of- Ministry-Education-6-10-2009-N-373-with-adds.pdf
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.- М.: Генезис, 1998.- 160 с, ил.
6. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. - 2-е изд. - М.: Генезис. 2004. - 267 с.