Коммуникативно-речевое развития обучающихся в процессе проектной деятельности.
СЛАЙД 1. Речь – является главнейшим средством коммуникации и определяет успешную социализацию человека в обществе. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике, как «узел», в котором сходятся различные линии психологического развития – мышление, воображение, память, эмоции.
Проблема речевого недоразвития одна из самых глобальных в сфере коррекционной педагогики. В последнее время к нам в школу поступает все больше детей с тяжёлыми комплексными нарушениями речи и развития в целом. Но это не должно быть психологическим барьером, который становится препятствиями для полноценной жизни. Это повод для создания максимально развёрнутой системы специальных условий обучения и воспитания и более качественного психолого – педагогического сопровождения.
СЛАЙД 2. Сегодня много говориться о формировании жизненных компетенций. Согласно ФГОС для детей с ОВЗ к особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся овладение навыками коммуникации: умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; умение активно использовать все разнообразие арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях. (ФГОС. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи).
СЛАЙД 3. Общение, письмо, чтение – это жизненная необходимость. Следовательно, формирование коммуникативной компетенции – это важнейшая миссия нашей школы.
На сегодняшний день педагогами и специалистами накоплен достаточный опыт по организации коррекционного и психолого – педагогического сопровождения таких детей, но с каждым новым днем мы все равно продолжаем экспериментировать и искать новые, более действенные методики и подходы в коррекции и обучении детей или реанимировать старые, давно забытые эффективные методы. Одним из современных подходов к преодолению недостатков в познава-тельной сфере и коррекции коммуникативных расстройств является самостоятельная проектно - исследовательская деятельность детей, которая заключается в интеграции всех образовательных областей и создает идеальные условия для формирования коммуникативных навыков.
СЛАЙД 4. Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи). В России группа педагогов – исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода обучения с 1905 года. Однако, тогда метод проектов не прижился, поэтому в нашей стране долгое время не использовался. Сегодня данный метод относится к педагогическим технологиям ХХI века. Метод творческого проектирования ориентирован прежде всего на средние и старшие звенья школьного обучения, в начальной школе до недавнего времени использовался редко, а уж в коррекционной и того реже.
СЛАЙД 5. Коммуникация – это своего рода сотрудничество. “То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно». Выполнение проектов (как индивидуальных, так и групповых) погружает детей в коммуникативно – речевую ситуацию и ситуацию сотрудничества. Принимая на себя роль проектантов, они учатся работать с книгой и другими источниками, слушать учителя, товарища, самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника. У учащихся формируются умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи (связно отвечать по плану, пересказывать и излагать свои учебные действия, как устно, так и письменно, вести записи в дневнике наблюдений и т.д.)
СЛАЙД 6. Анализируя учебники, которыми мы пользуемся, я отметила, что при завершении раздела или темы детям предлагается выполнить проект. Очень сложная работа, требующая, больших усилий, навыков самостоятельной деятельности, программирования и анализирования! Честно говоря, учитывая специфические проблемы наших детей, начиная работу в данном направлении, я несколько опасалась, как мы справимся с ней, не будет ли это пустой тратой времени. Но позже поняла, что работая над проектами, мы объединяем все компоненты познавательной и речевой деятельности в единую систему, в которой каждый ребенок – автор своего проекта и одновременно участник общего дела!
Эта работа сложна! Естественно, ученики, вступая в проектную деятельность, нуждаются в дополнительной поддержке.
СЛАЙД 7. В чем сущность психолого – педагогического сопровождения в процессе работы над проектом? В какой помощи нуждается ученик на разных этапах реализации проекта?
1. Поисковый (погружение в проект) – оказание помощи в определении проблемы (она должна соответствовать возрастным потребностям и интеллектуальным возможностям, быть «психологически безопасной» для учащихся.
2. Практический (осуществление деятельности) - формирование коммуникативной культуры в процессе взаимодействия со всеми участниками проекта.
3. Презентационный (оформление и предъявление результатов) - формирование навыков публичного выступления в ходе подготовки к защите проекта.
4. Контрольный (рефлексия) - рефлексия результатов деятельности и эмоционального состояния участников проекта. |
Не менее важны и следующие правила:
1. Учитель относится к ребенку как к равному партнеру. (Мы работаем над единой проблемой и учимся вместе.)
2. Учитель помогает ребенку поверить в собственные силы. (Я поддерживаю твое саморазвитие, у тебя все получится, твоя информация будет очень полезной).
3. Учитель включает ребенка в сотрудничество, пробуждает душевные силы ребенка. (Твое мнение важно для нас).
4. Происходит имитация образовательного процесса. (Роли меняются, ученик сам добывает знания и транслирует их своим сверстникам, выступает в роли учителя).
И тогда я решила, что для начала это может быть небольшая творческая или исследовательская работа, игра, требующая реализации поставленных задач, но не требующая большого количества времени и сил при подготовке. Например, выполнить рисунок, подготовить не доклад, а небольшую презентацию, придумать и эстетично оформить задачу или тесты для одноклассников, изготовить плакат, музыкальный клип или фильм. Такого рода задания не встречали негативной реакции у обучающихся, всегда выполнялись с удовольствием.
Итак, коротко хочу напомнить, уважаемые коллеги, способы и алгоритм разработки проектов. С чего начать?
Прежде всего, выбираем тему проекта. Затем типологию:
СЛАЙД 8. Типология проектов:
По количеству учащихся - индивидуальные; парные; групповые, фронтальные.
По содержанию – моно-проекты (1 образовательная область); интегративные (2 и более образовательных областей)
По продолжительности - краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий, 1-4 недели); среднесрочные (от 1 месяца); долгосрочные проекты (полугодие, учебный год).
По доминирующему виду проектной деятельности:
- исследовательские - дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования;
- творческие - дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник);
- ролево – игровые - с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;
- информационные – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов;
- практико – ориентированные (прикладные) - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект правил группы, витражи и т.д.);
Начали мы реализовывать метод проектов на уроках окружающего мира, где естественным образом происходит соединение теории и практики. В рамках темы ознакомления с профессиями, мы решили исследовать профессии медицинской отрасли. И первым нашим опытом стал творческий проект с элементами исследования «Детская поликлиника» .
Первый этап – это выбор темы, определение проектного задания, планирование. Осуществляется со всей группой обучающихся одновременно. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотим достигнуть (А.С.Макаренко). Обозначается проблемное поле с помощью вопросов: «Что мы знаем», «Что мы хотим узнать?». «У кого и где можно получить ответы на все эти вопросы?»
Необходимо обсудить с учениками, как найти источники информации по теме исследования:
− в школьной (городской) библиотеке,
− в Интернете или мультимедийной энциклопедии,
− книги (какие?),
− интервью (с кем?),
− опросы (кого?),
− веб-сайты (какие?),
− мультимедиаиздания (какие?),
− видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?)
СЛАЙД 9. Каждое начинание подчинено реализации определенной цели. В достижении поставленной цели помогает составление системной паутинки, своего рода плана и содержания работы над проектом, которая реализуется на втором этапе - организация деятельности. Поскольку работа над проектом затрагивает все сферы развития, то системная паутинка может выглядеть так:
Системная паутинка по проекту «Детская поликлиника».

Познавательное развитие :
1.Ознакомление с медицинскими специальностями.
2. Наблюдение за работой врача и медсестры.
3. Рассматривание и сравнение медицинских инструментов.
4. Решение проблемных ситуаций.
5. Экскурсия в медицинский кабинет.
Коммуникативно - речевое развитие :
1. Чтение художественной литературы:
2. Загадывание загадок.
3. Защита доклада – презентации «Медицинские специальности детской поликлиники».
Физическое развитие
1. Физкультурный праздник «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»
2. Посещение занятий ЛФК.
3. Осенний кросс. «Мы за здоровый образ жизни»
Социально – коммуникативное развитие
1. Беседа «Я прививок не боюсь»
2. Беседа «Кто нас лечит?»
3. Инсценировка «На приеме у врача. Правила поведения»
4. Презентация клипа «Путешествие в детскую поликлинику».
Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами
1. Привлечение родителей к изготовлению пособий, презентаций и т.д.
2. Подбор стихотворений, загадок, иллюстраций для создания проекта.
3. Консультации «Здоровый образ жизни», «Компьютер – друг или враг», «Профилактика нарушений зрения».
4. Участие в акции по оказанию помощи тяжелобольным детям.
СЛАЙД 10. На втором этапе - происходит самостоятельная работа по сбору информации, подготовка материалов и т.д. Именно на втором этапе дети работали в библиотеке, посетили медицинский кабинет, ознакомились с медицинскими специальностями, узнали, где можно получить медицинскую профессию. В этот период, в рамках проекта, ребята совершили очень благородное дело - самостоятельно, совместно с воспитателями изготовили поделки и устроили ярмарку в торговом центре г. Хотьково. Вырученные деньги, а это немного немало 30000 рублей, мы перечислили больной раком девочке, живущей в нашем городе.
Оформление результатов (продукта) – третий этап - основная часть проекта, одно из самых сложных его звеньев. Порядок оформления дифференцируется в зависимости от возможностей и возраста обучающихся. Ребята работают над тем, что они получили в результате работы над проектом (презентация, альбомы, плакаты, дидактические игры, тесты и т.д.)
СЛАЙД 11. Для презентации результатов - четвертого этапа проекта - микрогруппы объединяются вновь и происходит защита «продукта» перед жюри и одноклассниками.
Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в внеклассной работе, дома пр.). Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть видеофильм, газета, журнал, коллекция, макет, модель, наглядные пособия, плакат, поделка, праздник, представление, серия иллюстраций, стенгазета, экскурсия, путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования и т.д..
СЛАЙД 12. Тема безопасности дорожного движения является очень актуальной на сегодняшний день. Так возникла идея проекта по теме «Азбука дороги». Это проект длительный. Мы работаем уже 2,5 месяца и уже есть результаты.
СЛАЙД 13,14. Ребята создали видеоклип к песне «Азбука дороги», а так же интерактивный обучающий журнал «Правила дорожного движения».
Подводя итоги, я могу с уверенностью сказать, что это очень трудно, но интересно и актуально. Совместное участие в проектной деятельности учит детей организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, уметь задавать уточняющие вопросы, оценивать различные точки зрения. В результате такого взаимодействия развиваются коммуникативные умения: постановка вопросов, обращение за помощью к людям, умение быть вежливым. Во время защиты проекта дети учатся выступать перед аудиторией, подбирать слова и строить фразы в спонтанной монологической речи, владеть различными формами публичных выступлений, уметь составлять план выступления, связно выступать по плану. Когда ребёнок видит результаты своей работы, представляет их окружающим, то он чувствует уверенность в своих силах, гордость, а это очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.