Коммуникативные барьеры. Невербальная коммуникация.
План
- Коммуникативные барьеры
- Невербальная коммуникация
- Типы и виды невербальной коммуникации
1. Коммуникативные барьеры
Коммуникативные барьеры - это психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов, или препятствующие взаимопониманию или взаимодействию
Основные виды коммуникационных барьеров
Фонетический
Логический
Стилистический
Эстетический
Семантический (смысловой)
Психологический
Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания.
Стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию.
Возникает при неправильной организации сообщения.
Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию.
Семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур.
Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.).
Надо говорить четко, внятно, достаточно громко.
Эстетический барьер - возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе.
Преодолеть внутреннее препятствие к ведению разговора трудно, нельзя показывать, что нас что-то коробит.
- Психологические барьеры – это внутренние проблемы человека, которые мешают установлению контактов с другими людьми.
- Они препятствуют адекватному восприятию и передаче информации.
- К барьерам относятся комплексы, страхи, стереотипы и многое другое.
2. Невербальная коммуникация
Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей.
Средства невербальной коммуникации
- мимика,
- жесты,
- интонация,
- поза,
- пауза,
- слезы,
- смех и т.д .
- Роль невербальной коммуникации заключается в получении информации о человеке.
- Информация получается через жесты, мимику и интонации, поскольку они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, симптомы и движения.
3. Типы и виды невербальной коммуникации
- Невербальная коммуникация спонтанна и непроизвольна.
- Она практически не поддается контролю, поэтому так просто выявить истину при вербальном общении.
Типы невербальной коммуникации
Ненамеренные знаки
Поведенческие знаки
Коммуникативные знаки
Поведенческие знаки – имеют физиологические реакции, такие как покраснение, побледнение, волнение, дрожь и т.д.
Ненамеренные знаки – использование подобных знаков связано непосредственно с привычками человека, такими как покусывание губ, качание ногой без явных на то причин, почесывание носа.
Коммуникативные знаки – представляют собой конкретные сигналы, способные передавать конкретную информацию о событиях, объектах или состоянии человека.
Основные виды невербальной коммуникации
Кинесика – данный элемент представляет совокупность телодвижений, жестов и поз, применяющийся для дополнения выразительных средств коммуникации.
Тактильное поведение – было установлено, что при общении все люди используют разнообразные типы прикосновений к тем собеседникам, которые находятся в непосредственной близости.
- Сенсорика – является одним из видов невербальной коммуникации, в основе которого лежит чувственное восприятие всеми культурами.
- Отношение к партнеру складывается на ощущении органов чувств: запахов, ощущения вкуса, восприятия звуковых и цветовых сочетаний, ощущения тела собеседника и тепла, исходящего от него.
- Проксемика исследует пространственные условия общения — взаиморасположение собеседников в момент их физического, визуального или иного контакта.
Паравербальная коммуникация – смысл коммуникации зависитот проявления уровня ритма, интонации и тембра голоса, которые используются для непосредственной передачи высказывания