СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативные игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка коммуникативных игр направленных на развитие речевого общения

Просмотр содержимого документа
«Коммуникативные игры»

Коммуникативные игры.

Младшая группа.

          Ритуал приветствия «Солнышко»

Ход игры: Проводится утром с использованием игрушки « Доброе солнышко». Дети встают в круг, взявшись за руки.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково. Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.

«Ходит солнышко по кругу Дарит деточкам свой свет. А со светом к нам приходит - Дружба – солнечный привет».


«Солнышко»

Солнышко, солнышко, в небе свети! (дети тянутся руками верх, встают на ноги)

Яркие лучики нам протяни. (Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Ручки мы вложим (разбиваются на пары, протягивают друг другу руки) В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли. (Кружатся парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок (выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки) Там все мы встанем дружно в кружок (образовывают круг)

С песнями водим мы хоровод. Солнышко с нами по кругу идет. (Идут по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки, (хлопают в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки. (Идут быстрым шагом)

Солнышко скрылось, ушло на покой (приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

Мы же на место сядем с тобой (тихо, спокойно садятся на свои места)


«Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)

«Доброе утро!» - маме и папе «Доброе утро!» - останется с нами.



Игра «Доброе утро!»

Ход игры. Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст: Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев) Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа) Ты проснулся? (хлопки в ладоши) Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек). Вы проснулись?

Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ) Ты проснулся?

Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики») Вы проснулись?

Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)         Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся)                


«Прилетела птичка»

Цель:  развивать внимание к сверстнику.

Материал: игрушечная птичка.

Ход:  педагог  показывает птичку и выполняет действия в соответствии с текстом:           Прилетела птичка,  Синичка-невеличка. К Лене прилетела (сажает птичку на ручку Лене и по очереди другим детям).  На деток посмотрела,  Дальше полетела.


Игра «Колокольчик»

Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:

- Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!

- Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон! (и так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг).

Приветствие Эхо»

Каждый ребенок проговаривает и прохлопывает свое имя, а все остальные дети, как эхо, его повторяют.


Приветствие

Шел по крыше воробей,

Собирал своих друзей,

Много, много, много нас,

Встанут Танечки (Ванечки и т.п.) сейчас…


Игра «Ленточка»

Цель: развитие коммуникативных навыков; творческих способностей.

Цель для ребенка: станцевать с партнером.

Дидактические действия: дети сидят на стульях. Ребенок с ленточкой в руках ходит перед ними и поет на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот»:

По кружочку я хожу,

И всем ленту покажу.

Саше (Свете, Маше…) ленту повяжу.

И на танец приглашу (повязывает или накидывает на шею выбранному ребенку ленточку, выводит в центр, танцует с ним, остальные хлопают).


Игра «Веселые ладошки»

Цель: развитие коммуникативных навыков, внимания.

Цель для ребенка: произносить текст и действовать в соответствии со словами.

Дидактические действия: дети стоят лицом в круг, руки вытянуты вперед ладошками вверх, ведущий идет по кругу и шлепает своими ладошками по ладошкам детей.

Веселые ладошки

Побежали по дорожке

И к ребятам прибежали, да? (на слово «да» тот ребенок, у которого оказались ладошки ведущего, становится за ведущим, теперь двое детей идут в середине круга и шлепают ладошками детей… — так до последнего ребенка).


Игра «Мы капусту рубим…»

Цель: сплочение коллектива, снятие телесных зажимов.

Цель для ребенка: повторять слова, движения за ведущим.

Дидактические действия: (дети стоят в кругу друг за другом)

Мы капусту рубим, рубим (дети ребром ладошек стучат по спине впереди стоящего ребенка)

Мы морковку трем, трем (кулачками «трут» спину впереди стоящего ребенка)

Мы капусту солим, солим (пальчиками постукивают спину впереди стоящего)

Мы капусту жмем, жмем ( «жмут» руками спину впереди стоящего)

Затем все дети поворачиваются в кругу в обратную сторону, и игра повторяется.




Игра «Под веселой крышей жили»

Цель: развитие навыков сотрудничества, преодоление тактильных барьеров.

Цель для ребенка: запомнить текст, повторять действия и слова за ведущим.

Дидактические действия: выбирается ведущий, он держит руку ладошкой вниз ( «крыша»). Дети подставляют пальцы ( «хвостики мышей») под ладошку ребенка и произносят текст:

Под веселой крышей

Жили — были мыши.

Кошка стала их считать:1,2, 3, 4, 5…

Ведущий зажимает ладошкой пальчики тех детей, кто не успел убрать палец ( «поймала кошка»)


Игра «В бубен поиграй»

Цель: развитие способности концентрировать внимание, чувства ритма.

Цель для ребенка: ударить в бубен, когда подойдет очередь.

Дидактические действия: дети сидят на стульях, педагог с бубном, напевая, идет по кругу, давая им по очереди ударять в бубен:

Хлоп ладошкой, хлоп, хлоп!

Веселее хлоп, хлоп!

В бубен четко ударяй,

Если хочешь — поиграй! (отдает бубен ребенку, перед которым остановился. Ребенок играет, встряхивая его, остальные дети хлопают).


Игра «Завивайся, капустка»

Цель: развитие умения действовать в команде.

Цель для ребенка: повторять слова, движения за ведущим.

Дидактические действия: дети стоят в кругу, держась за руки.

Завивайся, капустка,

Завивайся большая.

Становись вот такая, вот такая тугая (дети идут за ведущим, он закручивает их по часовой стрелке — «завивает капусту»).

Развивайся, капустка, развивайся большая.

Становись вот такая (последний ребенок становится ведущим и ведет детей в обратную сторону ( «развивает капусту»); должен получится большой круг.


Игра «Веселый паровозик»

Цель: сплочение детского коллектива.

Цель для ребенка: сказать ласковое слово про себя, преодолеть «препятствия», не расцепляя рук.

Дидактические действия: выбирается ведущий ( «паровоз»), дети — «вагончики»«Паровоз» поочередно подъезжает к каждому, знакомится с ним (при назывании своего имени ребенок придумывает для себя одно хорошее слово).

- Я — веселый паровозик Лена, а ты кто?

- А я красивый паровозик Саша.

- Поехали дальше вместе!

- Поехали!

Так собирают все «вагончики».

Усложнение: в таком положении преодолевают различные препятствия: «переехали через горы» — подняться и сойти со скамейки

«въехали в тоннель» — проползти со столом

«пробираемся через дремучий лес»

«тихо- тихо проехали по заколдованному лесу» — чтобы не попасть в лапы диких зверей… В конце резюме педагога: «Паровозик, вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге, поэтому никто не потерялся в пути»

Игра «Подарки»

Цель: сплочение группы; дети имеют шанс выразить себя.

Цель для ребенка: выразительно изобразить «игрушку».

Дидактические действия: выбирается водящий, дети встают в хоровод, идут по кругу в правую сторону и говорят:

Принесли мы всем подарки,

Кто захочет — тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

С окончанием слов дети останавливаются, а стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он желает получить. Если назовет коня — дети изображают, как скачет конь: бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги, руки вперед, корпус слегка отклонен назад; если куклу — они пляшут на месте лицом к центру круга на любую плясовую мелодию; если волчок — кружатся на месте, потом присаживаются, слегка склонившись набок, как волчок; если самолет — подражают полету и приземлению самолета: раздвинув руки в стороны, бегут плавно друг за другом по кругу; по сигналу педагога «Стоп» — замедляют ход и плавным движением опускаются на корточки. Изображая ту или иную игрушку, дети говорят соответствующие слова:

Скачет конь наш, чок, чок, чок,

Слышен топот быстрых ног.

Кукла, кукла, попляши,

Красной лентой помаши.

Вот так кружится волчок,

Прожужжал и на бок лег.

Самолет летит, летит,

Летчик смелый в нем сидит.

Стоящий в кругу ребенок выбирает какую-нибудь игрушку — одного из участников игры. Тот, кого выбрали, идет на середину круга, игра повторяется.

Игра «Зверята»

Цель: создание эмоционально благополучного микроклимата в группе; развитие умения слушать, способности выполнять подражательные движения.

Цель для ребенка: выполнять движения в соответствии с текстом.

Дидактические действия: дети стоят в кругу и выполняют движения, соответствующие тексту стихотворения.

Мы сегодня не ребята,

А веселые котята (поочередно плавно выставляют руки — «лапки» вперед.

Всем покажем коготки,

Очень острые они (сжимают и разжимают пальцы).

Мы сегодня не ребята,

А веселые утята (переступают с ноги на ногу, опустив руки вдоль туловища, развернув ладони перпендикулярно корпусу).

Вслед за уточкой идем,

От нее не отстаем (идут по кругу на прямых ногах, слегка переваливаясь с боку на бок).

Мы сегодня не ребята,

А веселые щенята (прижав согнутые руки к груди, опустив кисти свободно вниз.

Можем хвостиком вилять (виляют)

И тихонько порычать (рычат, показывая верхние зубы).

Мы сегодня не ребята,

В веселые козлята (прикладывают указательные пальцы к голове, показывая рожки).

Любим рожками бодаться,

Бегать, прыгать и толкаться (наклоняют голову, слегка толкают соседей).

Мы сегодня не козлята (берутся за руки),

Не утята, а ребята.

Мы друзей себе найдем,

Хоровод свой заведем (заводят хоровод).

Игра «Улыбка»

Цель: формирование доброжелательных отношений между детьми, развитие умения осознавать себя в группе.

Цель для ребенка: передать улыбку по кругу.

Дидактические действия: выбирается ведущий. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, напевая:

Ничего не покупаем,

Ничего не продаем,

Лишь улыбки собираем

И прохожим раздаем.

Водящий поворачивается к ребенку, стоящему справа от него, прижимает ладони к губам, потом хлопает ладонями по его ладоням и, улыбаясь, обращается к нему:

Рома (Вова, Таня…), улыбнись!

К Свете (Маше, Алеше…) повернись!

Названный ребенок поворачивается к следующему и передает ему свою улыбку. Игра продолжается, пока улыбка не обойдет весь круг (закончить игру можно исполнением песни о дружбе или танцем под песню «Улыбка» муз. В. Шаинского, сл. М.Пляцковского).

Игра «Корова»

Цель: создание доброжелательного эмоционального фона в группе; развитие терпимого отношения к физическому контакту.

Цель для ребенка: выразительно изобразить «корову».

Дидактические действия: дети сидят на стульях по кругу. Перед ними гуляет «корова» с рогами — пальчиками со словами:

Я — корова, я – корова,

Я — бодливая корова,

Я гуляю по лугу,

Громко песенку пою,

И кого бодну,

Тот тоже скажет: «Му!»

Кого боднет, тот мычит и тоже встает в круг. В следующий раз в кругу уже 2

коровы», затем 4 и т.д.

Игра «Веселый хоровод»

Цель: повышение уверенности в себе, осознание значимости обращения к ребенку по имени, развитие творческих способностей.

Цель для ребенка: выразительно станцевать с султанчиками, стоя в центре круга.

Дидактические действия: дети стоят в кругу, педагог — в центре с султанчиками. Дети, взявшись за руки, идут по кругу; педагог – в противоположном направлении, покачивая султанчиками под слова:

Звенит веселый хоровод.

Все шире круг у нас.

И тот, кто в этот круг войдет,

Станцует нам сейчас.

Педагог передает султанчики любому ребенку, называя его по имени:

Коля (маша, Саша…) станцует нам сейчас.

Коля, Коля пустится в пляс (названный ребенок берет у педагога султанчики, выходит на середину круга и танцует, остальные дети хлопают. Затем водящим становится ребенок).


Игра «Мячик озорной»

Цель: развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом в общем темпе, укрепление уверенности в себе.

Цель для ребенка: выполнять движения в общем темпе в соответствии с текстом.

Дидактические действия: дети стоят в кругу, в центре водящий выполняет движения с мячом под текст:

Мячик, мячик озорной (прижимает мяч к груди),

Поиграй-ка ты со мной (выставляет перед собой, показывая его детям).

Вправо — влево повернись (повороты мячом вправо и влево с полуприседанием),

Всем ребятам покажись.

По дорожке поскачи (удары мячом об пол),

Друга нового найди.

Раз, два, три!

Света (имя ребенка), мяч лови (поворачивается лицом к ребенку, которому хочет бросить мяч, бросает. Названный участник старается поймать мяч (если поймал – становится водящим, если нет – водящий выбирается считалкой).




Игра «Дрозд»

(русская народная игра)

Цель: развитие умения взаимодействовать в парах.

Цель для ребенка: выполнять движения в соответствии с текстом.

Дидактические действия: дети под спокойную музыку идут по кругу, останавливаются с окончанием музыки, поворачиваются лицом друг к другу и говорят:

Я – дрозд (показывают на себя), и ты – дрозд (показывают на товарища).

У меня нос (прикасаются к своему носу), и у тебя нос (к носу товарища).

У меня щечки гладкие (круговыми движениями гладят свои щеки),

И у тебя щечки гладкие (гладят круговыми движениями щеки партнера).

У меня губки сладкие (указательными пальцами прикасаются к уголкам своего рта),

И у тебя губки сладкие (указывают на губы партнера).

Я — твой друг (прикладывают обе руки к своей груди),

А ты (раскрытыми ладонями обеих рук указывают на друга) — мой друг.

Нам хорошо вместе (обнимаются).


Игра «Ниточка»

Цель: сплочение коллектива.

Цель для ребенка: двигаться за педагогом, не расцепляя рук, меняя направление движения.

Дидактические действия: педагог говорит детям: «Я – иголочка, а вы – ниточка». Дети встают за педагогом, берутся за руки, идут со словами:

Ниточка, ниточка за иголкой тянется,

Никогда без ниточки иголка не останется.

Педагог останавливается и говорит:

Я за ниточку взялась -

Тонка нитка порвалась! (дети поднимают сцепленные руки вверх и резко опускают их на последний слог, расцепляя).

Игра «Мои руки хороши, а у соседа лучше»

Цель: формирование положительного отношения к сверстнику, сплочение группы.

Цель для ребенка: дотронуться до названой части тела сначала своей, а потом товарища.

Дидактические действия: дети стоят в парах и дотрагиваются до названой части тела сначала своей, а потом — товарища со словами: «Мои руки (показ) хороши, а у соседа лучше (взять товарища за руки). Мои ноги хороши, а у соседа лучше». Перечисляются части тела: нос, плечи, уши, локти, коленки, пятки, спина.

Игра «Топ — топ!»

Цель: создание радостного настроения, сплочение детского коллектива.

Цель для ребенка: выполнять движения в соответствии с текстом.

Дидактические действия: дети действуют в соответствии со словами:

Топ- топ — топотушки (поочередные движения поднятыми ладонями (как махать)

Пляшет зайка на опушке ( «лапки у зайчика»)

Пляшет ежик на пеньке (скрестить пальцы обеих рук — «иголки у ежика»)

Пляшет чижик на сучке ( «клюв»)

Пляшет песик на крылечке (пальчиками показать «песика»).

Пляшет котик возле печки ( «умывается лапкой»)

Пляшет мышка возле норки ( «уши»)

Пляшет козочка на горке ( «рога»)

Пляшут рожки и хвосты (одной рукой изобразить рога, другой хвост)

Что стоишь (изобразить недоумение)

Пляши и ты! (пальцы «пляшут»)


Игра «Хлопушка»

Цель: создание радостного настроения, развитие умения взаимодействовать в группе.

Цель для ребенка: вовремя убрать руки.

Дидактические действия: дети и педагог встают в круг (руки вытянуть вперед, положить свои ладошки на ладошку педагога (получается «горка»), по команде «Раз, два, три — поднять эту горку вверх (поднять «горку» вверх). По команде «Раз, два, три» (на эти слова поднимать руки и тянуть их вверх»). На слово «хлоп» хлопушка хлопает к всеобщей радости — руки быстро разводятся в стороны «фонтаном»).


Ласковое имя
Цель:
 развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Возраст: 3-4 года.

Описание игры Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.










Средняя группа

«Бодливая корова»

Цель: развитие способности вступать в контакт с партнёрами в игровой ситуации.

Дети сидят на стульях в кругу. Перед ними гуляет «корова» с рогами-пальчиками под слова:

Я-корова, я – корова,

Я – бодливая корова,

Я гуляю по лугу,

Громко песенку пою,

И кого я бодну,

Тот тоже скажет: «Му!»

Кто боднёт, тот мычит и тоже встаёт в круг. В следующий раз в кругу уже 2 «коровы», затем 4 и т. д.


Ритуальная игра «С Добрым утром»

Цель: развитие дружеских взаимоотношений в группе.

С добрым утром, солнце! (Поднимают вверх правую руку)

Споём тебе песню! (Приветственно ею машут)

С Добрым утром, небо! (Поднимают вверх левую руку)

День такой чудесный! (Скрещивают руки над головой)

Дети все проснулись, (Вытягивают прямые руки вперёд)

В садик наш пришли (Ставят их на пояс)

И друзей хороших (протягивают руки вперёд, ставят их на пояс)

В садике нашли.

И Ваня здесь (педагог показывает на ребёнка, тот прижимает руки к груди и называет своё имя), И Наташа здесь…

Возьмёмся за руки с тобой

И станем лентой золотой (дети берутся за руки, и педагог уводит их к столу).

«Дождевые капельки»

Цель: развитие сотрудничества в группе»

Дети стоят в кругу, у одного из них в руках бубен. Дети передают бубен по кругу под слова:

Дождевые капельки-

Бойкие подружки,

Дождевые капельки

Пляшут на опушке.

Ребёнок, у которого оказался бубен, отстукивает на нём ритм, проговаривая «кап-кап…», дети повторяют ритмический рисунок.

Поварята

Все дети встают в круг. Это кастрюля. Ведущий: «Сейчас мы будем готовить суп» (салат, бор, винегрет).

Каждый участник игры придумывает, кем он будет – мясо, картошка, морковь, лук, помидор….

Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Услышавший себя впрыгивает в круг. Следующий игрок, прыгнув в круг, берёт за руку предыдущего.

Игра продолжается, пока все компоненты не окажутся в кругу.


Клубочек

Игроки садятся в круг. Ведущий держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца и задаёт любой вопрос участнику игры, сидящему рядом.

Например: «Как тебя зовут?» игрок берёт клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, затем задаёт свой вопрос сидящему рядом игроку. Например: Что ты любишь кушать? Ты хочешь со мной дружить? Чего ты боишься?

В конце игры клубочек должен вернуться к ведущему.


Охота на тигров
(авторы — Е. Карпова. Е. Лютова)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: не менее 4 человек.
Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).
Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников.





Игра «Мы капусту рубим…»

Цель: сплочение коллектива, снятие телесных зажимов.

Цель для ребенка: повторять слова, движения за ведущим.

Дидактические действия: (дети стоят в кругу друг за другом)

Мы капусту рубим, рубим (дети ребром ладошек стучат по спине впереди стоящего ребенка)

Мы морковку трем, трем (кулачками «трут» спину впереди стоящего ребенка)

Мы капусту солим, солим (пальчиками постукивают спину впереди стоящего)

Мы капусту жмем, жмем ( «жмут» руками спину впереди стоящего)

Затем все дети поворачиваются в кругу в обратную сторону, и игра повторяется.


Давай поговорим (автор — Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.

На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.








«Коровы, собаки, кошки»


Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других.

Ход игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.


 «Массаж чувствами»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Дети садятся "цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев упираются в спину впередисидящего ребенка. По сигна­лу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т. п.


«Здороваемся без слов»

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).

Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.


«Ласковое имя»

Цель: развитие умения вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Аленушка, Димуля и т. д.)

Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.


«Дрозды»

Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд,

Показывают на себя.

И ты дрозд.

Показывают на своего партнера.

У меня нос,

Дотрагиваются до своего носа.

У тебя нос.

Дотрагиваются до носа своего партнера.

У меня губки сладкие,

Дотрагиваются до своих губ.

У тебя губки сладкие.

Дотрагиваются до губ своего партнера.

У меня щечки гладкие,

Гладят свои щеки.

У тебя щечки гладкие.

Гладят щеки своего партнера.



















Старший возраст

Без маски

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;

“ Особенно мне не нравится, когда…”;

“Однажды меня очень напугало то, что…”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я…».


КОГО УКУСИЛ КОМАРИК?

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет — «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, «кого укусил комарик».


Эхо

Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.
Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определённом ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.







Упражнение «Поменяйтесь местами» (образование сложных прилагательных).

Цель: развитие уважения к другим людям, развитие наблюдательности, умение видеть себя частью коллектива).

Игроки либо стоят в кругу, либо сидят на стульях. Ведущий игры предлагает поменяться местами тем , кто …. (Далее идут задания : «Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы (светловолосые, те у кого карие глаза (кареглазые, у кого курносый нос) кто любит сладкое (сладкоежка)», «У кого длинные красивые волосы (длинноволосые)», «У кого короткая стрижка (короткостриженные )» и так далее).


Упражнение «Опиши друга».

Цель: развивать наблюдательность, внимание к окружающим людям, развивать умение составлять описательный рассказ по плану.

Содержание. С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.


«Перепутаница»

Сначала взрослый говорит ребенку перепутанные фразы со смешным значением: «Парта сидит на ученике; Нора над деревом; дорога стоит на машине» и т.д. чтобы запутать ребенка, можно называть правильные фразы.

Затем, меняемся с ребенком ролями. Ребенок придумывает не правильные фразы, а взрослый угадывает.


Упражнение «Слоник приветствует»

Средний палец правой руки превращается в «хобот», остальные четыре пальца- лапы слоника. «Слоник» правой руки стоит на ладони левой руки. По кругу, касаясь хоботком хоботка «соседа – слоника» передается приветствие: «Здравствуй, я слоник Катя» и т. д.









Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков. Количество играющих: группа детей. Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему. Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников. Ведущим может быть выбран и ребенок. Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья

Рассказ по кругу

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует особой подготовки. Однако она очень эффективна для развития речевых умений детей, их воображения, фантазий, умений быстро ориентироваться в партнёрах и неизвестных ситуациях общения.

Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня выходной день и ...” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

Изобрази пословицу

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

(по одному участнику выходят в центр и изображают пословицу)

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”





«Ты мне нравишься тем...»

Цель: создание ситуации психологического комфорта, принятия в группе. Материалы: резиновый мячик.

Участники встают в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, говоря при этом «Мне в тебе нравится...» и называя понравившееся качество (несколько качеств). Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понравившиеся ему качества. Мяч должен побывать у всех участников.

«Комплимент»

Цель: создание ситуации психологического комфорта, принятия в группе. Материалы: не требуются.

Выстраиваются 2 круга — внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники, стоящие друг напротив друга, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Дотронься до. (для детей с 5 лет)

Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до. синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.

Замечание: Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Пирамида любви

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

Возраст: 5-7 лет.

Ход: дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».




Цепочка слов

Цель: развитие слухового восприятия.

Возраст: 5-7 лет

Выбирается водящий. Он придумывает и называет три – пять слов, потом указывает на любого игрока, который должен повторить слова в той же последовательности. Если ребёнок справляется с заданием, он становится водящим.

Собери чемодан

Цель: развитие слухового восприятия.

Возраст: 5-7 лет

Детям предлагают отправиться в путешествие. Что для этого надо?

Уложить вещи в чемодан: «Подумайте: что нужно взять с собой в дорогу?». Первый путешественник называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет. Третий повторяет, что назвал второй путешественник, и называет свой. И т. д. Условие: повторяться нельзя.

Поварята

Все дети встают в круг. Это кастрюля. Ведущий: «Сейчас мы будем готовить суп» (салат, бор, винегрет).

Каждый участник игры придумывает, кем он будет – мясо, картошка, морковь, лук, помидор….

Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Услышавший себя впрыгивает в круг. Следующий игрок, прыгнув в круг, берёт за руку предыдущего.

Игра продолжается, пока все компоненты не окажутся в кругу.


Клубочек

Игроки садятся в круг. Ведущий держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца и задаёт любой вопрос участнику игры, сидящему рядом.

Например: «Как тебя зовут?» игрок берёт клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, затем задаёт свой вопрос сидящему рядом игроку. Например: Что ты любишь кушать? Ты хочешь со мной дружить? Чего ты боишься?

В конце игры клубочек должен вернуться к ведущему.