Коммуникативные упражнения — это простой и эффективный способ научить человека устанавливать контакт и уверенно общаться.
Коммуникативные упражнения используются как в коммуникационных тренингах, так и в тренингах по увеличению продаж, переговоров, тренингах по риторике и ораторскому мастерству. Популярность этих упражнений не случайна. Ведь они развивают важнейший для успеха в любой области навык — умение общаться.
Коммуникативные упражнения могут иметь различные акценты и задачи. Одни упражнения учат красиво говорить, другие демонстрируют важность умения слушать и задавать вопросы. А ещё коммуникативные упражнения помогают снять барьеры в общении, научить участников тренинга общаться более легко и непринужденно.
Коммуникативные упражнения – это вид творческих упражнений, обеспечивающих формирование речевых умений и наиболее высокий уровень практического владения языком.
Упражнение «Я хочу тебе сказать…»
Участники, передавая по кругу предмет, говорят друг другу фразу, которая начинается со слов, (хорошее и доброе): «Я хочу тебе сказать, что ты…..».
Упражнение 3. «Без маски»
Цель: развитие навыков коммуникации, доверительного общения.
В круг кладутся карточки. Каждый участник должен брать по очереди карточку и сразу продолжать то, что в ней написано.
Варианты содержания карточек:
Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…
Особенно мне не нравится, когда…
Однажды меня очень напугало то, что…
В незнакомом обществе я, как правило, чувствую…
У меня немало недостатков, например…
В обществе лиц противоположного пола я обычно чувствую себя…
Особенно меня раздражает то, что…
Упражнение «Три ответа»
Цель: развить умения определять адекватный способ поведения при взаимодействии.
Ход занятия:
Каждый студент выбирает ситуацию, в которой ему приходится отвечать воображаемому собеседнику. Эту ситуацию он сообщает группе, а потом демонстрирует три варианта ответов. Один из вариантов должен демонстрировать уверенное поведение, второй – агрессивное, напористое, наступательное, третий – неуверенное.
Все три варианта демонстрируются без предварительного предупреждения о том, какой конкретно вариант сейчас будет показан. После показа свои впечатления об услышанном и увиденном варианте ответа сообщает группа.
Можно раздать карточки с кратко изложенными ситуациями, например:
1.В автобусе проверка билетов. У вас по каким-то причинам билета нет. К вам подходит контролер. Вы говорите ему…
2.Собака вашего соседа испортила ваш половик. Вы звоните в дверь соседа. Он показывается на пороге. Вы говорите ему…
3.Преподаватель задает вам вопрос, который вы прослушали. Вы отвечаете ему…
4.Группа молодых веселых людей в кинотеатре мешает вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…
5.Ваш приятель не отдал вам в назначенный срок взятые в долг деньги. Вы говорите…
6.В поликлинике какой-то тип прорывается к врачу вне очереди. Все молчат. Вы говорите…
7.Родители просят сходить вас в магазин. Вы устали. Вы говорите им…
Коммуникативное упражнение «Передать одним словом»
Цель: упражнение помогает подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.
Описание. Преподаватель раздает группе карточки, на которых написаны названия эмоций, и просит не показывать их другим участникам.
Далее тренер просит каждого по очереди произнести только одно слово: «Здравствуйте!» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке участника.
Вся группа отгадывает, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Вопросы для обсуждения:
Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
Было ли так, что, позвонив в организацию, вы по интонации первых слов понимали, что вам здесь не рады?
Насколько безупречно ваше собственное телефонное общение?
Вариант. Можно предложить рассказать короткий стишок типа «уронили мишку на пол».
Список эмоций:
радость
удивление
подозрительность
грусть
усталость
волнение
Коммуникативное упражнение «Испорченный телефон»
Цель: показать участникам важность активного слушания, важность задавания уточняющих вопросов.
Описание. Тренер просит выйти 3 добровольцев, которые будут принимать участие в упражнении, после объясняет правила: 3 человека выходят за двери, одному (тот, кто остался) тренер зачитывает текст.
Задача слушавшего: передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди — слушают и передают полученную информацию следующему участнику.
Примеры текстов:
Вариант А
Исполнительный директор ОАО «Косметикс трейдинг групп» Ираида Генриховна Оюшминальд просила сообщить всем акционерам общества, что собрание акционеров, посвященное переизбранию членов правления, в связи с тяжёлым финансовым положением общества переносится со вторника, 19 сентября в 17–00 на четверг, 22 сентября в 16–00. Место проведения собрания изменилось с актового зала Оперного театра на Зал заседаний ДК «Шинник».
Вариант В
Иван Петрович ждал Вас и не дождался. Очень огорчился и просил передать, что он сейчас в главном здании решает вопрос насчет оборудования, кстати, возможно, японского.
Должен вернуться к обеду, но если его не будет к 15 часам, то совещание нужно начинать без него.
А самое главное, объявите, что всем руководителям среднего звена необходимо пройти тестирование в 20-ой комнате в главном здании, в любое удобное время, но до 20-го февраля.
Обсуждение итогов:
Сколько информации от первоначального текста вы услышали?
Наблюдатели, заметили ли вы, как искажалась информация? Почему это происходило?
Какие есть способы повышения качества передачи информации?
Умение слушать другого. «Спина к спине»
Двое Студентов садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача — вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные студентыиграют роль молчаливых зрителей.
Обсуждение.
Студенты делятся своими ощущениями.
• Легко ли было вести разговор?
• В чем были трудности?
• Есть ли удовлетворение от разговора?
Зрители высказывают свои наблюдения.
Можно повторить упражнение еще с одной парой участников.
Запасные упражнения!
Упражнение «Шаг навстречу»
Цель: развить умение студентов делать комплимент, говорить приятное.
Ход занятия:
Педагог просит двух студентов (это в данном случае важно) выйти к доске и стать лицом друг к другу с разных сторон.
Затем педагог дает им следующее задание: сделать шаг навстречу друг другу и сказать что-либо приятное. Студенты шагают до тех пор, пока не приблизятся друг к другу.
Примечание:
Обычно само задание вызывает смех среди присутствующих и смущение тех, кто стоит перед аудиторией.
Иногда кто-нибудь из студентов предлагает: «Попросите их говорить неприятное, они пойдут быстрее». После этой реплики педагогу необходимо обратиться ко всем студентам с просьбой проанализировать увиденное и услышанное.
УПРАЖНЕНИЕ «НЕОБЫЧНЫЙ РАССКАЗ»
Цель: Применение фантазии, работа с уверенностью, развитие спонтанности, воспитание доверительных отношений. Тренировка применения невербальных компонентов в общении.
Ход упражнения: Желающий студент берёт карточку с описанием любой обыденной ситуации.
Необходимо прочитать, что написано, затем выйдя на середину круга показать , что написано
на его карточке. Для этого можно делать разные движения, «говорить» ногами и руками, но
нельзя пользоваться речью.
Примеры ситуаций:
Скоро мой День Рождения – я приглашаю всех вас к себе на праздничный торт.
Я очень люблю поесть и наедаюсь каждый день на ночь.
Летом я люблю собирать одуванчики на большом лугу и плести из них веночки на
голову для себя и для друзей.
Мои соседи очень шумные люди: они громко разговаривают, кричат, топают ногами и
хлопают дверьми – это мешает мне заснуть.