СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативные упражнения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коммуникативные упражнения — это простой и эффективный способ научить человека устанавливать контакт и уверенно общаться.

Просмотр содержимого документа
«Коммуникативные упражнения»


Коммуникативные упражнения — это простой и эффективный способ научить человека устанавливать контакт и уверенно общаться.

Коммуникативные упражнения используются как в коммуникационных тренингах, так и в тренингах по увеличению продаж, переговоров, тренингах по риторике и ораторскому мастерству. Популярность этих упражнений не случайна. Ведь они развивают важнейший для успеха в любой области навык — умение общаться.

Коммуникативные упражнения могут иметь различные акценты и задачи. Одни упражнения учат красиво говорить, другие демонстрируют важность умения слушать и задавать вопросы. А ещё коммуникативные упражнения помогают снять барьеры в общении, научить участников тренинга общаться более легко и непринужденно.

Коммуникативные упражнения – это вид творческих упражнений, обеспечивающих формирование речевых умений и наиболее высокий уровень практического владения языком.


Упражнение «Я хочу тебе сказать…»

Участники, передавая по кругу предмет, говорят друг другу фразу, которая начинается со слов, (хорошее и доброе): «Я хочу тебе сказать, что ты…..».


Упражнение 3. «Без маски»

Цель: развитие навыков коммуникации, доверительного общения.

В круг кладутся карточки. Каждый участник должен брать по очереди карточку и сразу продолжать то, что в ней написано.

Варианты содержания карточек:

Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…

Особенно мне не нравится, когда…

Однажды меня очень напугало то, что…

В незнакомом обществе я, как правило, чувствую…

У меня немало недостатков, например…

В обществе лиц противоположного пола я обычно чувствую себя…

Особенно меня раздражает то, что…



Упражнение «Три ответа»

Цель: развить умения определять адекватный способ поведения при взаимодействии.

Ход занятия:

Каждый студент выбирает ситуацию, в которой ему приходится отвечать воображаемому собеседнику. Эту ситуацию он сообщает группе, а потом демонстрирует три варианта ответов. Один из вариантов должен демонстрировать уверенное поведение, второй – агрессивное, напористое, наступательное, третий – неуверенное.

Все три варианта демонстрируются без предварительного предупреждения о том, какой конкретно вариант сейчас будет показан. После показа свои впечатления об услышанном и увиденном варианте ответа сообщает группа.

Можно раздать карточки с кратко изложенными ситуациями, например:

1.В автобусе проверка билетов. У вас по каким-то причинам билета нет. К вам подходит контролер. Вы говорите ему…

2.Собака вашего соседа испортила ваш половик. Вы звоните в дверь соседа. Он показывается на пороге. Вы говорите ему…

3.Преподаватель задает вам вопрос, который вы прослушали. Вы отвечаете ему…

4.Группа молодых веселых людей в кинотеатре мешает вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…

5.Ваш приятель не отдал вам в назначенный срок взятые в долг деньги. Вы говорите…

6.В поликлинике какой-то тип прорывается к врачу вне очереди. Все молчат. Вы говорите…

7.Родители просят сходить вас в магазин. Вы устали. Вы говорите им…


Коммуникативное упражнение «Передать одним словом»

Цель: упражнение помогает подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

Описание. Преподаватель раздает группе карточки, на которых написаны названия эмоций, и просит не показывать их другим участникам.

Далее тренер просит каждого по очереди произнести только одно слово: «Здравствуйте!» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке участника.

Вся группа отгадывает, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Вопросы для обсуждения:

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Было ли так, что, позвонив в организацию, вы по интонации первых слов понимали, что вам здесь не рады?

Насколько безупречно ваше собственное телефонное общение?

Вариант. Можно предложить рассказать короткий стишок типа «уронили мишку на пол».

Список эмоций:

радость

удивление

подозрительность

грусть

усталость

волнение



Коммуникативное упражнение «Испорченный телефон»

Цель: показать участникам важность активного слушания, важность задавания уточняющих вопросов.

Описание. Тренер просит выйти 3 добровольцев, которые будут принимать участие в упражнении, после объясняет правила: 3 человека выходят за двери, одному (тот, кто остался) тренер зачитывает текст.

Задача слушавшего: передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди — слушают и передают полученную информацию следующему участнику.

Примеры текстов:

Вариант А

Исполнительный директор ОАО «Косметикс трейдинг групп» Ираида Генриховна Оюшминальд просила сообщить всем акционерам общества, что собрание акционеров, посвященное переизбранию членов правления, в связи с тяжёлым финансовым положением общества переносится со вторника, 19 сентября в 17–00 на четверг, 22 сентября в 16–00. Место проведения собрания изменилось с актового зала Оперного театра на Зал заседаний ДК «Шинник».

Вариант В

Иван Петрович ждал Вас и не дождался. Очень огорчился и просил передать, что он сейчас в главном здании решает вопрос насчет оборудования, кстати, возможно, японского.

Должен вернуться к обеду, но если его не будет к 15 часам, то совещание нужно начинать без него.

А самое главное, объявите, что всем руководителям среднего звена необходимо пройти тестирование в 20-ой комнате в главном здании, в любое удобное время, но до 20-го февраля.

Обсуждение итогов:

Сколько информации от первоначального текста вы услышали?

Наблюдатели, заметили ли вы, как искажалась информация? Почему это происходило?

Какие есть способы повышения качества передачи информации?


Умение слушать другого. «Спина к спине»

Двое Студентов садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача — вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные студентыиграют роль молчаливых зрителей.


Обсуждение.

Студенты делятся своими ощущениями.

• Легко ли было вести разговор?

• В чем были трудности?

• Есть ли удовлетворение от разговора?

Зрители высказывают свои наблюдения.

Можно повторить упражнение еще с одной парой участников.



Запасные упражнения!

Упражнение «Шаг навстречу»

Цель: развить умение студентов делать комплимент, говорить приятное.

Ход занятия:

Педагог просит двух студентов (это в данном случае важно) выйти к доске и стать лицом друг к другу с разных сторон.

Затем педагог дает им следующее задание: сделать шаг навстречу друг другу и сказать что-либо приятное. Студенты шагают до тех пор, пока не приблизятся друг к другу.

Примечание:

Обычно само задание вызывает смех среди присутствующих и смущение тех, кто стоит перед аудиторией.

Иногда кто-нибудь из студентов предлагает: «Попросите их говорить неприятное, они пойдут быстрее». После этой реплики педагогу необходимо обратиться ко всем студентам с просьбой проанализировать увиденное и услышанное.

УПРАЖНЕНИЕ «НЕОБЫЧНЫЙ РАССКАЗ»

Цель: Применение фантазии, работа с уверенностью, развитие спонтанности, воспитание доверительных отношений. Тренировка применения невербальных компонентов в общении.

Ход упражнения: Желающий студент берёт карточку с описанием любой обыденной ситуации.

Необходимо прочитать, что написано, затем выйдя на середину круга показать , что написано

на его карточке. Для этого можно делать разные движения, «говорить» ногами и руками, но

нельзя пользоваться речью.

Примеры ситуаций:

Скоро мой День Рождения – я приглашаю всех вас к себе на праздничный торт.

Я очень люблю поесть и наедаюсь каждый день на ночь.

Летом я люблю собирать одуванчики на большом лугу и плести из них веночки на

голову для себя и для друзей.

Мои соседи очень шумные люди: они громко разговаривают, кричат, топают ногами и

хлопают дверьми – это мешает мне заснуть.