СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативные УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коммуникативные УУД»

Тема: компетентность взаимодействия с другими

и компетентность взаимодействия с собой.

К взаимодействию с другими и взаимодействию с собой, непосредственно, относится формирование коммуникативнвых навыков не только у обучающихся, но и у учителся.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что для младшего школьника общение выступает необходимым условием, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Дети общаются всегда, ведь общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между другими сверстниками. Исходя из этого, формирование коммуникативной компетентности является актуальной проблемой современного образования, решение которой имеет важное значение, как в ситуации конкретной личности, так и общества в целом.

Младший школьный возраст - оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.

Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к общению с одноклассниками, активности, самостоятельности в процессе учебного общения, старается соблюдать правила поведения в школе и вне школы. Если ученик ищет и открывает новые знания, решает сложные задачи проблемного характера — это способствует развитию коммуникативных УУД.

Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. Дети должны верить в успех своей работы.

Опыт по развитию и формированию компетенции. Коммуникативные умения, которыми должны обладать младшие школьники:

- умение воспринимать и понимать информацию;

- умение работать в группе. решая поставленные задачи коммуникативными средствами;

- умение пользоваться коммуникативными средствами для представления, обоснования собственной позиции;

- умение оценивать результаты собственных учебных и внеучебных действий в монологической форме.

Каждое из данных умений формируется в деятельности. Ниже приведу виды деятельности и примеры их организации из собственного педагогического опыта.

1. Организация групповой и парной работы на каждом уроке. Организация групповой и парной видов учебной деятельности на каждом уроке позволяет обучающимся научиться координировать свои действия с действиями одноклассников с помощью коммуникативных средств. Ребенку необходимо сообщить своим одноклассникам о намерении выполнить то или иное действие; непроизвольно оценить уместность его выполнения, уместность предложения одноклассникам конкретного способа действий. Данные формы работы в своей педагогической деятельности я организовываю на каждом уроке. На слайде представлена фотография с урока окружающего мира, где мною организована групповая работа обучающихся по поиску информации по теме урока (указать тему, класс).

2. Применение игровых технологий в учебной и во внеурочной деятельности. Одним из самых продуктивных способов формирования компетенции «Взаимодействие с другими и с самим собой» является включение игровых технологий в учебную и внеурочную деятельность обучающихся. В игре обучающиеся получают колоссальный опыт коммуникативного взаимодействия не только с педагогом и сверстниками но и с самим собой. Особую ценность игровая деятельность приобретает еще и по следующей причине: в игре младший школьник «примеряет на себя» различные социальные роли, каждая из которых предполагает свою специфику коммуникативного взаимодействия (исходя из условий игры). В рамках игрового процесса каждый ребенок может также с помощью рефлексивных карт (либо других материалов) проанализировать собственную деятельность. На слайде презентации вы можете наблюдать фото организации и проведения дидактической игры в рамках кружка (название кружка и небольшое описание игры).

3. Организация проектной деятельности младших школьников. В помощь педагогу, стремящемуся сформировать у обучающихся высокий уровень развития коммуникативных компетенций, разработана современная педагогическая технология – организация проектной деятельности младших школьников, которую я регулярно использую в своей педагогической деятельности. На слайде представлены в виде фотографий конкретные примеры организации подобной работы: проекты «Живой уголок» и «Зеленый город». В рамках реализации проектов классный коллектив делится на группы. Перед каждой группой стоит конкретная задача, решение которой приблизит обучающихся к достижению проектной цели. Обучающиеся не ограничены в своем взаимодействии внутри групп Более того, проект позволяет обучающимся самостоятельно согласовать способы выполнения поставленной перед группой задачи. В постоянном коммуникативном взаимодействии дети учатся принимать и понимать поставленную задачу, договариваться с одноклассниками о способах ее решения, согласовывают собственные действия друг с другом для совместной реализации проектных мероприятий. На слайдах представлены уже конечные результаты реализации вышеупомянутых мною проектов.

4. Организация взаимодействия обучающихся в форме диспутов, дебатов. В современном мире любому человеку необходимо уметь: отстоять собственную позицию, по какому либо вопросу; обосновывать свою приверженность позиции, опираясь на логичную доказательную базу. Развитие этих умений невозможно без развитых коммуникативных умений. Младший школьный возраст является сензитивным для развития данных умений. В своей педагогической деятельности я регулярно использую такие методы обучения как диспут и дебаты. На слайде представлен конкретный пример организации дебатов по учебному предмету «Русский язык» (либо любой другой учебный предмет) по теме (указать тему). В процессе дискуссии обучающиеся формируют умение отстаивать и обосновывать собственную позицию. Учатся принимать позицию оппонента и отказываться от своей в том случае, если собственная позиция является ошибочной.

5. Способ составления (дополнения) мини-рассказов. Каждый обучающийся должен осознавать возможности и значимость собственной речи. Для этого ребенку необходимо предоставлять возможность анализа результатов собственной коммуникативной деятельности. В своей педагогической деятельности я предоставляю такую возможность через метод составления мини-рассказов. Обучающимся предлагается дополнить небольшой рассказ своими словами. Перед вами на слайде представлен шаблон подобного рассказа. Дополняя его, младший школьник анализирует свои коммуникативные действия, осознает, к какому результату они привели, рассуждает о том, чего позволяет добиться коммуникативное взаимодействие.

Применение компетенции обучающимися:

- в учебной деятельности;

- во взаимодействии со взрослыми;

- при поиске информации (не только учебной);

- при общении со сверстниками;

- в общественно-полезных проектах;

- при взаимодействии с самим собой.

Могу сказать, что использование вышеописанных методов по развитию, формированию компетенции создают мой положительный педагогический опыт. Я вижу положительную динамику результатов своих обучающихся. При чем, это не только образовательные результаты. С развитой коммуникативной компетенцией обучающемуся проще ориентироваться в потоке информации (не только учебной), обучающийся не боится вступать в коммуникативное взаимодействие ни со сверстниками, ни со взрослыми, обучающийся легко ориентируется в современном изменчивом мире. Все это демонстрирует успешность применения данной компетенции детьми, которую изо дня в день я формирую при организации образовательного и воспитательного процессов. Моя основная задача: социализировать ребенка, дать ему возможность научиться ориентироваться в мире и адаптироваться под его особенности, сделать его компетентным со всех сторон. Презентованный мною педагогический опыт является наглядной демонстрацией того, что я справляюсь с этой задачей успешно.

Познакомиться подробнее с моим педагогическим опытом по формированию компетенции «Взаимодействие с другими и с самим собой» можно на персональном педагогическом сайте.