1 | 2 | 3 | 4 |
Владение монологической и диалогической формами речи |
Не умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач (монологическая и диалогическая речь развита на низком уровне; пассивность, неумение вступать в процесс коммуникации; при ответах использует «бытовой язык») | Способен при помощи учителя в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства при монологической и диалогической форме коммуникации (слабо владеет терминологическим «языком предмета», рассказывая, допускает существенные отступления от темы, речевые ошибки, не всегда обосновывает свои высказывания) | Умеет самостоятельно или при незначительной помощи учителя адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач (монологическая и диалогическая речь развита на хорошем уровне, допускает ошибки при использовании «языка предмета»; ситуативно проявляет активность участия в процессе коммуникации, не испытывает трудности в установлении контакта; высказывания не всегда логичны, содержательны, конкретны) в целом демонстрирует способность логично и связно вести беседу | Умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, в том числе с использованием средств и инструментов ИКТ в соответствии с нормами родного языка (развитая монологическая и диалогическая речь, грамотно пользуется «языком предмета», высокая активность, самоопределение в коммуникативной ситуации, умение установить контакт; при изложении мыслей полностью придерживается темы) демонстрирует способность логично и связно вести беседу, творчески развивать тему |
Умения выражать свои мысли в письменной речи |
Не умеет создавать письменный текст с учетом необходимого объема и темы (объем работы меньше или больше требуемого) допускет грамматические ошибки; тема не раскрыта | Слабо владеет навыками письменной речи: нарушает логику и последовательность изложения, испытывает затруднения в выборе средств связи предложений в тексте, аргументации тезисов, не выдерживает требования к объему работы; при изложении допускает существенные отступления от темы, речевые и грамматические ошибки | Испытывает небольшие затруднения в оформлении своих мыслей в письменной форме, соблюдает нормы оформления текста в соответствии заданные образцом, с требованиями (объем работы может быть слегка больше или меньше требуемого); при изложении допускает незначительные отступления от темы; грамматические ошибки; приведенные примеры не всегда уместны и убедительны | Владеет письменной речью в соответствии с нормами родного языка; осознанно использует речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; создаёт и редактирует письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм родного языка и речевого этикета (умеет представлять результаты в письменной нерегламентированной форме, определять жанр и структуру письменного документа в соответствии с поставленной целью) |
Умение точно выражать свои мысли, аргументировать свою позицию в совместной деятельности |
Не умеет оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать свою позицию в совместной деятельности (не высказывает свои суждения, предположения); с помощью наводящих вопросов может выразить свои мысли кратко, не аргументировано | Умеет использовать речь для регуляции своего действия; не всегда может донести свою позицию до других; с трудом защищает и аргументирует свою точку зрения | Умеет выражать свою точку зрения, строить понятные высказывания, но для полноты, последовательности и аргументированности позиции, требуются уточняющие вопросы учителя или одноклассников | Умеет обосновывать и доказывать свою точку зрения, аргументировать и корректировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности |
Умение формулировать вопросы партнеру по общению |
Не умеет формулировать вопросы, понятные собеседнику, задавать уточняющих вопросов и/или допускает существенные грамматические и речевые ошибки в формулировании вопросов | Умеет при помощи учителя сформулировать вопросы партнеру по общению (формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений; нарушены речевые, грамматические нормы) | Умеет самостоятельно или при незначительной помощи учителя сформулировать понятные вопросы партнеру по общению, используя опору или алгоритм; не допускает речевых, грамматических ошибок | Умеет самостоятельно формулировать и задавать вопросы партнеру по общению с достаточной полнотой и точностью в соответствии с коммуникативной задачей |
Умение работать в группе |
Не имеет навыков работы в группе, сотрудничества в поиске совместного решения проблемы (задачи): пассивен, выполняет учебные действия в одиночку или взаимодействует с членами группы по указанию учителя | Не проявляет инициативы, занимает пассивную позицию к распределению и выполнению своих обязанностей в работе группы; высказывает свое мнение только по ситуации; не может представлять результат деятельности группы | Умеет согласовывать позиции членов команды (группы) в процессе работы над общим продуктом, выполняет различные роли, положительно влияет на успешное выполнение задания | Активно работает в группе, выступает с инициативой, высказывает свое мнение, предлагает пути решения задач, считается с мнениями группы; способен организовать деятельность группы, распределить роли, работу среди членов группы, координировать ход выполнения задания, дать оценку группы и ее участников, выступать от имени группы; взаимодействует со всеми членами группы |
Умение разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов |
Не умеет разрешать конфликты, на основе согласования позиций и учета интересов, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (не допускает возможности существования разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной) | Испытывает затруднения в умении договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, допускает возможность существования разных точек зрения, но при несовпадении с его собственной не умеет избегать конфликтов | Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, допускает возможность существования разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, испытывает затруднения в умении аргументировать свое предложение, соблюдая правила речевого этикета; убеждать и уступать | Умеет договариваться, находить общее решение в ситуации столкновения интересов, разрешать конфликты, учитывая интересы сторон; найти компромисс; аргументировать свое предложение (убеждать и уступать, может гибко менять свою позицию в случае необходимости); способен подчиниться решению группы; вежлив, тактичен, доброжелателен |
Умение учитывать разные мнения, аргументированно обосновывать свою точку зрения |
Не имеет собственной точки зрения, придерживается позиции более активных одноклассников (или не в состоянии изменить собственное мнение, даже если понимает, что оно ошибочно); не умеет аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, делать выводы и подводить итоги обсуждения даже с помощью учителя | Затрудняется высказывать свою позицию или выступает только по ситуации; высказывание не всегда адекватно цели, содержательно, корректно, логично; не может аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; не умеет делать выводы и подводить итоги обсуждения даже с помощью учителя | Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; выражает свою точку зрения, приводит аргументы, строит понятные речевые высказывания; затрудняется корректировать свое мнение под воздействием контраргументов; подводить итоги обсуждения | Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; умеет самостоятельно договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнера, делать выводы, подводить итоги обсуждения, заявлять свою позицию, формулировать и аргументированно отстаивать свою точку зрения; высказывания логичны, содержательны, конкретны |
Выполнение различных социальных ролей в совместной деятельности |
Не умеет брать на себя выполнение различных социальных ролей при решении учебных заданий (социальных ролей не выполняет) | Испытывает затруднения с выполнением заданий, где необходимо взять на себя социальную роль или от имени которой необходимо решить задание (нужна постоянная поддержка учителя) может придерживаться ролей в совместной деятельности (под руководством учителя и на основе памяток, сигнальных карточек и т. п.) | Способен к выполнению различных заданий от имени одной или нескольких социальных ролей, но испытывает небольшие трудности | Умеет договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; выполнять различные социальные роли и выступать от имени взятой на себя социальной роли |
Умение отвечать на поставленные вопросы |
Непонимание семантики многих слов значительно затрудняет процесс коммуникации: не понимает сути вопросов, заданий, в этой связи не может самостоятельно отвечать на поставленные вопросы | Ограниченность словарного запаса, слабо сформированные навыки коммуникации (волнение, замкнутость, неумение слушать и понимать собеседника) вызывают затруднения при ответе на поставленные вопросы | Отвечает кратким или развернутым ответом, в зависимости от задач коммуникации, допуская незначительные ошибки; самостоятельно отвечает на поставленные вопросы | Умеет формулировать полные ответы на вопросы других учеников и педагога; грамотно, последовательно, логично выразить собственное мнение, позицию (самостоятельно отвечает на поставленные вопросы, приводит примеры, аргументы) |