Коммуникативный подход к изучению английской грамматики
Русакова Г.С.
учитель английского языка МБОУ «Хиславичская СШ»
В настоящее время в связи с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса происходит существенное переосмысление целей Российского образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность. Будущий выпускник щколы для успешной жизнедеятельности в современном обществе должен приобрести навыки критического мышления, умение общаться с различными людьми в разных ситуациях, освоить элементы информационной и коммуникационной культуры.
Именно коммуникативная компетентность играет при этом основную роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности, обеспечивая успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни, готовность получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения на основе уважительного отношения к ценностям других людей.
В современном обществе остро ощущается потребность во всесторонне грамотных людях. Очевидно, что знание иностранного языка становится просто необходимым. Владеть иностранным языком – это не значит знать грамматические правила, лексику или уметь пользоваться словарем. Язык необходим для того, чтобы уметь на нем общаться. Именно поэтому коммуникативный подход в обучении иностранным языкам обусловлен требованиями времени.
Цель коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам - это формирование у учащихся восприятия и понимания иностранной речи, а также овладение языковым материалом для построения речевых высказываний. Но общение без грамматики будет чем – то напоминать чтение словаря. Вы можете знать сто тысяч английских слов, но без знания грамматики процесс общения будет невозможен, ведь именно грамматика объясняет, как именно все эти слова сочетать в предложении.
Коммуникативная методика предполагает обучение грамматике на функциональной и ситуативной основе. Грамматические явления изучаются и усваиваются не как формы и структуры, а как средство выражения определенных мыслей, отношений, коммуникативных намерений. Безусловно, знание грамматических правил необходимо для успешного владения иностранным языком. Но, прежде всего, важна не правильность языковых структур, а другие параметры:
взаимодействие участников в процессе общения
достижение общей коммуникативной цели
попытки объяснить и выразить вещи разными способами
расширение компетенции одного участника коммуникации за счёт общения с другими участниками.
Таким образом, коммуникационный подход не исключает изучения грамматики – он просто смещает акцент с изучения правил и закрепления их в упражнениях на активизацию речевой деятельности.
В своей педагогической деятельности сочетаю традиционные формы и методы обучения с инновационными методами и технологиями. На своих уроках английского языка отдаю предпочтение коммуникативной методике, методу проектов, технологии проблемного, разноуровнего обучения, здоровьесберегающим и информационным технологиям, интерактивным методам. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
Основное место при коммуникативном обучении иностранному языку занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок. Они позволяют наращивать лексический запас и учат мыслить аналитически. Появляется возможность использовать иностранный язык в реальных жизненных ситуациях. Работа в парах и малых группах учит воспринимать речь собеседника, проявлять творческий подход к занятиям. Меняющийся состав группы обеспечивает тесное общение одноклассников, желание и умение сотрудничать между собой. Взаимодействие в группе организуется как свободное общение, обмен мнениями, дискуссии, ролевые игры, импровизации, скетчи. Предварительно проводится традиционная работа над словарным запасом и грамматическими навыками. Ориентиром в организации обучения служат естественные и учебные речевые ситуации. Таким образом, любая грамматическая тема может быть использована при обсуждении актуальных и интересных тем в ситуациях, приближенных к естественным. Задания носят подлинно речевой характер, а это соответствует задачам формирования коммуникативной компетенции. Результатом использования таких заданий является овладение способами практических действий с грамматическим материалом и интеграция его в речи (постановка вопросов, объяснение, рассказ, выражение мыслей, высказывание идей).
Формирование грамматических навыков носит поэтапный характер.
1-й этап – ознакомление и первичное закрепление. Необходимо осмыслить грамматическое явление, понять его содержание, форму и употребление. На этом этапе используются подстановочные, условно – речевые упражнения, а также языковые аналитические (укажите грамматическую форму, определите значение грамматической формы в приведённых ситуациях, выберите подходящую форму из предложенных, найдите в тексте грамматическое явление и т.д.). Эти упражнения способствуют осознанию и осмысленному усвоению грамматического явления.
2 -этап - тренировка грамматического материала. Формирование грамматических навыков предполагает развитие способности точно воспроизводить изучаемое явление в типичных ситуациях, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. С этой целью используются упражнения имитационные, подстановочные, трансформационные, упражнения в комбинировании (они ставят ученика перед необходимостью соединять активизируемые речевые образцы с усвоенными ранее). Задача этого этапа – придать тренировке грамматических явлений речевой характер.
3-й этап – применение грамматического материала в речи. Переход навыков к умениям обеспечивается упражнениями, в которых активизируемое грамматическое явление требует употребления без языковой подготовки в соответствии с речевыми обстоятельствами. Например, докажите своему собеседнику, что …, выскажите своё мнение о … , приведите примеры, доказывающие, что …, объясните, как … и т.д. Методическая ценность таких упражнений в том, что они развивают речевую активность и самостоятельность школьников, способствуют мотивированному участию в общении.
Коммуникативный подход к обучению грамматике позволяет расширить экспрессивные возможности речи, придать естественность высказываниям обучающихся в учебных условиях. Личностно - ориентированные упражнения обеспечивают обратную связь и позволяют выполнять функцию контроля умения обучающихся грамотно пользоваться языком. оооооооооооооооооооооооооооооп ррроооьрррр ррррррраааааа рроорррроорорааапап
В результате использования этих форм и методов у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению английского языка, более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие. Повышается культурный уровень, что позволяет обучающимся добиваться действительных успехов в учёбе, в различных конкурсах, во всероссийских и международных олимпиадах школьного и муниципального уровней («Лев», «British Bulldog», «Face2Face» и др.); повышается способность самостоятельно добывать знания, эффективно заниматься самообразованием, успешной социализацией: владение речью, умение взаимодействовать и отстаивать свою точку зрения.
Таким образом, у обучающихся формируются ключевые компетенции, предъявляемые Государственным стандартом образования:
умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
умение работать в группе;
умение находить информацию в различных источниках;
коммуникативная компетентность.
Литература
Бим И.Л. Личностно – ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. – 2002.- № 2.
Бабинская П.К. Некоторые методические подходы к обучению иноязычной грамматике: итоги и перспективы // Сборник материалов конференции. – МГПУ, 2002.
Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. – М.: Изд-во МГУ,1986.
Мильруд Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике // Иностранные языки в школе.- 2002.- № 2