Тема: «Коммуникативные основы личностно-ориентированного урока»
“Психолого-педагогическая деятельность, позволяющая реализовать личностно-ориентированную педагогику на коммуникативной основе”
Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению на иностранном языке. Реализация этой цели связана с формированием у учащихся коммуникативных умений. При этом организация учебного процесса должна быть поставлена так, чтобы ребёнок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимая активное участие в обсуждении темы урока, выстраивая его сюжет.
При этом должен осуществляться индивидуальный подход в условиях коллективных форм обучения. Реализация этого положения на практике предусматривает:
подбор индивидуальных заданий в зависимости от способностей ученика и уровня сформированности речевых навыков и умений;
постановку речевых и познавательных задач, связанных с личностью обучаемого, его личностным опытом, его мировоззрением, желаниями, интересами, эмоционально-чувственной сферой, контекстом деятельности, со статусом личности в коллективе.
Например, одна и та же тема “Семья” может обсуждаться по-разному в зависимости от того, с кем мы работаем. Есть дети из неполных семей, дети, потерявшие родителей при трагических обстоятельствах, сироты, воспитанники детских домов, дети-беженцы. Есть дети из так называемых благополучных семей, но каковы критерии этого благополучия? У каждого человека может быть своё отношение к обсуждаемой теме. Хорошо, если учитель знает жизненные обстоятельства своих учеников и может их учесть при определении круга обсуждаемых проблем.
При обсуждении темы “Семья”, которая обычно вводится на начальном этапе обучения иностранному языку, дают следующие ситуации для детей не имеющих родителей:
опираясь на рисунок, расскажите что говорят Зайчишка и Мишка о своих семьях.
Как ты думаешь, что Буратино может сказать о своей семье?
Тебе пришло письмо от Майка, скажи, что ты узнал об его семье.
Что рассказывают о семье эти сказочные персонажи (Красная Шапочка, Колобок)?
Любопытная ворона хочет узнать, какие родственники есть у этих зверюшек (заяц, ёж, медвежонок)? Как она об этом спрашивает? Используя игрушки, разыграй с одноклассниками диалог по теме “Семья” между вороной и зверюшками.
Представь себе, что ты был в гостях в американской семье. Твоим друзьям в классе любопытно узнать об этом. Пусть они задают вопросы, а ты ответь на них.
Детям из полных семей даю следующие ситуации:
Ты хочешь познакомить со своей семьей твоего зарубежного друга – пошли ему фотографии и звуковое письмо.
У тебя в семье поселился твой зарубежный сверстник. Попроси его показать фото его семьи, расспроси о членах семьи.
Покажи фотографии или рисунки и расскажи о своей семье: кто у тебя есть, как их зовут, откуда они, как они поживают?
К тебе из Африки приехал новый друг. Что ты ему расскажешь о себе и своей семье?
Расскажи о семье твоего друга.
Игнорируя личностную индивидуализацию, отрывая речевые действия от реальных чувств, мыслей, интересов, мировоззрения и т.п., т.е. от практического отношения личности к действительности, мы заставляем учеников рассматривать язык лишь как некую формальную систему, а не орудие общения. Речевой акт в данном случае находится в полной психологической изоляции от деятельности личности.
Итак, личностная индивидуализация учитывает:
а) контекст деятельности обучаемого;
б) жизненный опыт учеников (опыт их как читателей, спортсменов, путешественников и т.п.);
в) сферу интересов, желаний, склонностей, духовных потребностей;
г) мировоззрение (взгляды на жизнь);
д) эмоционально-чувственную сферу (при “провоцировании” учеников на высказывания в защиту своей любимой команды, актёра, книги, профессии);
е) статус личности в коллективе: популярность ученика среди товарищей, взаимные симпатии для нахождения речевых партнёров, назначение ведущего в речевых группах и т.п.
Личностная индивидуализация является главным средством создания коммуникативной мотивации, под которой мы понимаем такой ее вид, который обеспечивает инициативное участие человека в общении (как в жизни, так и на уроке).
Однако потребности и интересы каждой личности неодинаковы, как неодинаковы чувства, интеллектуальный уровень, жизненный опыт и др. Необходима индивидуализация ситуаций, которая позволит подойти к обучению как бы с другой стороны – изменит его стратегию: всё, что будет усваивать ученик, будут исходить из его желания, из сознания потребности в том, что он усваивает, а не из принуждения или обязанностей.
Любое высказывание ученика должно быть по возможности естественно мотивированным, т.е. исходить как бы из его внутреннего “я”, этому способствует личностно-ориентированный подход, учитывающий личностные интересы школьников, их индивидуальные особенности и создающий предпосылки для большей результативности обучения.
Давайте рассмотрим воплощение личностной индивидуализации при обсуждении проблемы “Свободное время – что это такое?”
Личностные свойства | Вопросы для обсуждения проблемы |
1. | Мировоззрение | Как ты понимаешь “свободное время”? Как, по-твоему, можно проводить свободное время с пользой для себя и других? От чего зависит времяпровождение? |
2. | Контекст деятельности | Как ты обычно проводишь своё свободное время? Можешь ли ты провести свободное время в школе с ребятами? |
3. | Жизненный опыт | Опишите наиболее запомнившейся случай удачно проведённого свободного времени. |
4. | Сфера желаний, интересов, склонностей | Чем ты любишь заниматься в свободное время? (Если есть, укажи своё хобби). Чем любят заниматься члены твоей семьи? О каких хобби ты хотел бы узнать подробнее? О каких можешь рассказать товарищам сам? |
5. | Эмоционально-чувственная сфера | Удовлетворён ли ты сам тем, как проводишь своё свободное время? Что мешает проводить свободное время по желанию? |
6. | Статус личности в группе | С кем из ребят группы ты проводишь или хотел бы проводить свободное время? |
Чем больше личностных свойств подключается установкой к речевому акту, тем выше его мотивационное обеспечение.
Все вышесказанные приемы можно отнести к психолого-педагогической деятельности, которая позволяет реализовать личностно-ориентированную педагогику.