СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативные основы личностно-ориентированного урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель обучения иностранным языкам в школе- развитие способности школьников к общению.

Просмотр содержимого документа
«педсовет»



Тема: «Коммуникативные основы личностно-ориентированного урока»







“Психолого-педагогическая деятельность, позволяющая реализовать личностно-ориентированную педагогику на коммуникативной основе”


Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению на иностранном языке. Реализация этой цели связана с формированием у учащихся коммуникативных умений. При этом организация учебного процесса должна быть поставлена так, чтобы ребёнок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимая активное участие в обсуждении темы урока, выстраивая его сюжет.

При этом должен осуществляться индивидуальный подход в условиях коллективных форм обучения. Реализация этого положения на практике предусматривает:

  • подбор индивидуальных заданий в зависимости от способностей ученика и уровня сформированности речевых навыков и умений;

  • постановку речевых и познавательных задач, связанных с личностью обучаемого, его личностным опытом, его мировоззрением, желаниями, интересами, эмоционально-чувственной сферой, контекстом деятельности, со статусом личности в коллективе.

Например, одна и та же тема “Семья” может обсуждаться по-разному в зависимости от того, с кем мы работаем. Есть дети из неполных семей, дети, потерявшие родителей при трагических обстоятельствах, сироты, воспитанники детских домов, дети-беженцы. Есть дети из так называемых благополучных семей, но каковы критерии этого благополучия? У каждого человека может быть своё отношение к обсуждаемой теме. Хорошо, если учитель знает жизненные обстоятельства своих учеников и может их учесть при определении круга обсуждаемых проблем.

При обсуждении темы “Семья”, которая обычно вводится на начальном этапе обучения иностранному языку, дают следующие ситуации для детей не имеющих родителей:

  1. опираясь на рисунок, расскажите что говорят Зайчишка и Мишка о своих семьях.

  2. Как ты думаешь, что Буратино может сказать о своей семье?

  3. Тебе пришло письмо от Майка, скажи, что ты узнал об его семье.

  4. Что рассказывают о семье эти сказочные персонажи (Красная Шапочка, Колобок)?

  5. Любопытная ворона хочет узнать, какие родственники есть у этих зверюшек (заяц, ёж, медвежонок)? Как она об этом спрашивает? Используя игрушки, разыграй с одноклассниками диалог по теме “Семья” между вороной и зверюшками.

  6. Представь себе, что ты был в гостях в американской семье. Твоим друзьям в классе любопытно узнать об этом. Пусть они задают вопросы, а ты ответь на них.

Детям из полных семей даю следующие ситуации:

  1. Ты хочешь познакомить со своей семьей твоего зарубежного друга – пошли ему фотографии и звуковое письмо.

  2. У тебя в семье поселился твой зарубежный сверстник. Попроси его показать фото его семьи, расспроси о членах семьи.

  3. Покажи фотографии или рисунки и расскажи о своей семье: кто у тебя есть, как их зовут, откуда они, как они поживают?

  4. К тебе из Африки приехал новый друг. Что ты ему расскажешь о себе и своей семье?

  5. Расскажи о семье твоего друга.

Игнорируя личностную индивидуализацию, отрывая речевые действия от реальных чувств, мыслей, интересов, мировоззрения и т.п., т.е. от практического отношения личности к действительности, мы заставляем учеников рассматривать язык лишь как некую формальную систему, а не орудие общения. Речевой акт в данном случае находится в полной психологической изоляции от деятельности личности.

Итак, личностная индивидуализация учитывает:

а) контекст деятельности обучаемого;

б) жизненный опыт учеников (опыт их как читателей, спортсменов, путешественников и т.п.);

в) сферу интересов, желаний, склонностей, духовных потребностей;

г) мировоззрение (взгляды на жизнь);

д) эмоционально-чувственную сферу (при “провоцировании” учеников на высказывания в защиту своей любимой команды, актёра, книги, профессии);

е) статус личности в коллективе: популярность ученика среди товарищей, взаимные симпатии для нахождения речевых партнёров, назначение ведущего в речевых группах и т.п.

Личностная индивидуализация является главным средством создания коммуникативной мотивации, под которой мы понимаем такой ее вид, который обеспечивает инициативное участие человека в общении (как в жизни, так и на уроке).

Однако потребности и интересы каждой личности неодинаковы, как неодинаковы чувства, интеллектуальный уровень, жизненный опыт и др. Необходима индивидуализация ситуаций, которая позволит подойти к обучению как бы с другой стороны – изменит его стратегию: всё, что будет усваивать ученик, будут исходить из его желания, из сознания потребности в том, что он усваивает, а не из принуждения или обязанностей.

Любое высказывание ученика должно быть по возможности естественно мотивированным, т.е. исходить как бы из его внутреннего “я”, этому способствует личностно-ориентированный подход, учитывающий личностные интересы школьников, их индивидуальные особенности и создающий предпосылки для большей результативности обучения.

Давайте рассмотрим воплощение личностной индивидуализации при обсуждении проблемы “Свободное время – что это такое?”






Личностные свойства

Вопросы для обсуждения проблемы

1.

Мировоззрение

  1. Как ты понимаешь “свободное время”?

  2. Как, по-твоему, можно проводить свободное время с пользой для себя и других?

  3. От чего зависит времяпровождение?

2.

Контекст деятельности

  1. Как ты обычно проводишь своё свободное время?

  2. Можешь ли ты провести свободное время в школе с ребятами?

3.

Жизненный опыт

  1. Опишите наиболее запомнившейся случай удачно проведённого свободного времени.

4.

Сфера желаний, интересов, склонностей

  1. Чем ты любишь заниматься в свободное время? (Если есть, укажи своё хобби).

  2. Чем любят заниматься члены твоей семьи?

  3. О каких хобби ты хотел бы узнать подробнее? О каких можешь рассказать товарищам сам?

5.

Эмоционально-чувственная сфера

  1. Удовлетворён ли ты сам тем, как проводишь своё свободное время?

  2. Что мешает проводить свободное время по желанию?

6.

Статус личности в группе

  1. С кем из ребят группы ты проводишь или хотел бы проводить свободное время?


Чем больше личностных свойств подключается установкой к речевому акту, тем выше его мотивационное обеспечение.

Все вышесказанные приемы можно отнести к психолого-педагогической деятельности, которая позволяет реализовать личностно-ориентированную педагогику.