Тема урока: «Компьютерная память»
Цель:
обучающие: дать представление об информационном процессе передачи и хранении информации; дать представление учащимся о компьютерной памяти; ввести понятия;
развивающие: развитие памяти, внимания, логического мышления.
воспитательные: правильная осанка за компьютером, бережное отношение к техническим средствам.
Тип урока: изложение нового материал
Форма урока: синтетическая.
Место урока в учебной теме: первичный
Методы и методические приемы:
1 Информационно - рецептивный:
а) словесный: рассказ - объяснение, описание, беседа,
б) наглядный: иллюстрации, демонстрация, ТСО.
Приемы обучения: изложение информации, объяснение, активизация внимания и мышления, получение из текста и иллюстраций новых знаний, работа с раздаточным материалом.
2. Репродуктивный.
Приемы обучения: подача материала в готовом виде, конкретизация и закрепление уже приобретенных знаний.
3. Визуальный: составление логических цепочек.
4. Суггестивный: применение различных видов искусства.
5. Перцептивный (восприятие и связь с жизнью):
6. Релаксопедический: психологическая разгрузка.
Межпредметные связи: математика, экономика
Материалы и оборудование: презентация, раздаточный материал для проверки понятий и практической работы, проектор, ноутбук
Основные понятия и термины: диск, память
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний:
разгадай ребус и кроссворд
Ребус: клавиатура, память, колонки, дисплей
Кроссворд:
Вопросы по горизонтали:
3. Устройство воспроизведения звука
4. … содержит большое количество кнопок
5. Графический процессор
6. Главная часть системного блока
7. Бывает полевая, ручная и компьютерная
8. Отверстие для подключения различных устройств
10. Шлейф, а по другому…
12. Устройство сканирования информации
13. Устройство отображения информации
14. Их множество на клавиатуре
16. Звуковая…
17. Устройство ввода звуковой информации.
Вопросы по вертикали:
1. Системная плата
2. Жесткий…
3. Устройство охлаждения
4. Как называется одним словом монитор, системный блок, клавиатура, мышь
9. Устройство передачи графической информации в печатном виде
10. Оперативная…
11. Устройство ввода гибких дисков
13. Устройство выхода в Интернет
15. Центральное устройство ЭВМ
Ответы на кроссворд:
По вертикали: 1. Магистраль 2. Диск 3. Куллер 4. Компьютер 9. Принтер 10. Память 11. Дисковод 13. Модем 15. Процессор.
По горизонтали: 3. Колонка 4. Клавиатура 5. Видеокарта 6.Корпус 7. Мышь 8. Порт 10. Провод 12. Сканер 13. Монитор 14. Клавиша 16. Карта 17. Микрофон.
Объяснение нового материала
Компьютерная память делится на две: Внутренняя память и внешняя память.
Внутренняя – быстродействующая, но ограниченная по объему и по времени хранения информации
Постоянная память (ПЗУ, ROM) – устройство для долговременного хранения программ и данных. ROM – только чтение информации. Информация не изменяется, но сохраняется при выключении ПК.
Оперативная память (ОЗУ, RAM) – устройство для хранения программ и данных, которые обрабатываются процессором в текущем сеансе работы. RAM – память с произвольным доступом.
Кэш-память – промежуточная память. Не видна для пользователя и не доступна для прикладного программного обеспечения. Данные из ОЗУ копируются в кэш-память и при постоянном обращении пользователя к одним и тем же данным компьютер пользуется кэш-памятью. Если пользователь редко пользуется какой-либо информацией, то она автоматически удаляется из кэш-памяти.
Внешняя – менее быстродействующая, но позволяющая длительное время сохранять большой объем информации.
Гибкие магнитные диски (FDD, Floppy disk, дискета). Устройства для записи/чтения информации на дискету называется дисковод.
Жесткие магнитные диски (HDD, винчестер, жесткий диск) – группа дисков, имеющих магнитное покрытие и вращающихся с большой скоростью.
Магнитные ленты. Устройства для записи/чтения информации на магнитные ленты называется стример.
Лазерные диски – диски, на поверхности которых информация записывается с помощью лазерного луча. Существует 2 вида лазерных дисков, отличающихся объемом информации: CD (до 700 Mb) и DVD (от 1,4 Gb), также различают диски –R, которые позволяют только записывать информацию и –RW, которые позволяют записывать, дозаписывать, удалять информацию.
Флэш-диски
Рассмотрим сначала внутреннюю память. Все узлы компьютера выполняют определенную работу с информацией. А что же собой представляет сама информация в машине? Для ответа на этот вопрос «заглянем» внутрь машинной памяти. Но смотреть мы будем не на технические элементы, из которых собрана память, а на принципиальную схему ее организации.
Давайте зарисуем таблицу,

мы видим память, в каждой клетке может храниться в данный момент только одно из двух значений: нуль или единица. Использование всего двух знаков для представления информации называется двоичной кодировкой. Запишем:
1.Данные и программы в памяти компьютера имеют вид двоичного кода.
2.Ячейка памяти, хранящая один двоичный знак, называемый «бит»
Бит- наименьшая частица памяти компьютера. Он является единицей измерения количества информации и частица памяти компьютера. Оба понятия связаны, в одном бите памяти хранится один бит информации.
Рассмотрим свойства внутренней памяти компьютера. Дискретность- дискретные объекты составлены из частиц. Например, песок дискретен, так как состоит из песчинок. «Песчинками» компьютерной памяти являются биты.
Адресуемость - второе свойство. Восемь расположенных подряд битов памяти образуют байт. Как вы уже знаете, что это слово также обозначает единицу количества информации, равную восьми битам. Следовательно, в одном байте памяти хранится один байт информации.
Во внутренней памяти компьютера все байты пронумерованы. Нумерация начинается с нуля.
Давайте запишем: Порядковый номер байта называется его адресом.
Принцип адресуемости означает, что занесение информации в память, а также извлечение ее из памяти, производится по адресам.
Рассмотрим теперь внешнюю память. Устройства внешней памяти - это, прежде всего, магнитные устройства для хранения информации. Кто знает, что такое магнитофон? На нем мы можем прослушивать и записывать записи, речь, музыку. Звук записывается на дорожках магнитной ленты с помощью магнитной головки, с помощью нее же воспроизводится звук.
Аналогично действует устройство внешней памяти компьютера - накопитель на магнитной ленте (НМЛ). На дорожки ленты записывается все тот же двоичный код: намагниченный участок - единица, не намагниченный - нуль. При чтении с ленты эта запись превращается в нули и единицы в битах внутренней памяти.
Самым распространенным устройством внешней памяти на современных компьютерах стали накопители на магнитных дисках (НМД), или дисководы.
Сравнительно новым видом внешних носителей является оптические, или лазерные диски. На них используется не магнитный, а оптико-механический способ записи и чтения информации. На оптических дисках достигается очень высокая плотность размещения информации. Однако с лазерного диска на компьютере нельзя стереть старую и записать новую информацию. Однажды записанную информацию можно только читать.
Существуют также диски, совмещающие оптический и магнитный механизмы записи информации магнитооптические диски.
Информация на внешних носителях имеет файловую организацию. В переводе с английского слово файл (file) означает «папка».
Давайте запишем: Файл - это информация, хранящаяся на внешнем носителе и объединенная общим именем.
Для пояснения этого понятия удобно воспользоваться следующей аналогией: сам носитель информации (диск) подобен книге. Книга- внешняя память человека, а магнитный диск - внешняя память компьютера. Книга состоит из глав, каждый из которых имеет название. Также и файлы имеют свои названия, их называют именами файлов. На диске есть список, содержащий имена хранимых файлов.
Систематизация полученных знаний
Фронтальный опрос:
Что называется архитектурой ЭВМ?
Что такое оперативная память?
Что такое внешняя память?
Подведение итогов.
Сегодня мы узнали:
На какие две памяти делится компьютерная память.
Что является наименьшей частицей внутренней памяти компьютера.
Как называется представление информации из двух знаков.
Два свойства внутренней памяти.
Что такое файл.
Домашнее задание.
§ 6 стр.42 – 49
Задание 5,6 доклад стр.49