Тема урока: Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Практическая работа № 5 «Защита компьютера от вирусов».
Цель урока: дать понятие “компьютерный вирус”, “антивирусная программа”; рассмотреть различные классификации вирусов; изучить методы защиты от компьютерных вирусов; познакомиться с различными антивирусными программами.
Тип урока: урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.
Задачи урока:
Обучающие:
познакомить учащихся с историей возникновения вирусов;
сформировать знания о видах вирусов;
способствовать овладению знаниями о способах защиты компьютера от вирусов;
обучение работе с источником знаний: книгой, учебником, справочной литературой.
Развивающие:
способствовать развитию логического и критического мышления, культуры речи;
развивать умение обобщать и синтезировать знания;
планировать свою деятельность.
Воспитательные:
воспитывать внимание, аккуратность, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению;
воспитывать умение работать в группе – взаимодействовать для выработки общего решения в совместной деятельности, умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
Оборудование: компьютеры, учебники, презентации учителя, карточки для написания конспекта урока, сигнальные карточки, оценочный лист учащегося, конспект урока, проектор, видеозапись ( используется в качестве материала для определения темы урока), Интернет-ресурсы.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
понятие компьютерного вируса;
основные типы компьютерных вирусов;
действие программного вируса;
методы реализации антивирусной защиты;
виды антивирусных программ.
способы антивирусной защиты;
Учащиеся должны уметь:
Методы:
Технология: коллективного способа обучения (КСО).
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Этапы урока:
ориентировочно-мотивационный (постановка цели урока и мотивация учебной деятельности);
поисково-исследовательский (работа в группах; обобщение и систематизация понятий);
практический (воспроизведение и коррекция опорных знаний; электронное тестирование учащихся);
рефлексивно-оценочный (подведение итогов, домашнее задание, рефлексия).
Ход урока
1*30/
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Предполагаемые ответы учащихся:
Компьютер (англ. computer — вычислитель) — программируемое электронно-вычислительное устройство для обработки данных, передачи и хранения информации. То есть, компьютер — это комплекс программно-управляемых электронный устройств. (Презентация 1. Слайд 2)
Предполагаемые ответы учащихся:
1. Процессор компьютера аналогичен мозгу человека. Как и мозг, он является центральным компонентом всей структуры строения компьютера, и руководит остальными устройствами. Без него невозможно выполнить ни одну операцию.
2. Нервная система передает сигналы от частей тела к мозгу и наоборот, по такому же образу шина данных передает информацию от процессора, с помощью сигналов, другим частям компьютера.
3. Память компьютера подобно памяти человека. На носители записывается информация, которая в будущем может быть использована. (Презентация 1. Слайд 2)
Предполагаемые ответы учащихся: Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Ребята, сегодня на уроке мы воспользуемся таким методом работы как «З-Х-У», что означает Знал, Хочу узнать, Узнал. Сейчас я вам раздам карточки с таблицей и вы заполните первые две колонки, что касается нашей темы урока. (Приложение 12)
Верно, что компьютер, как и организм человека подвержен воздействию различных вирусов (компьютерных) и также ему необходима защита от них в виде антивирусных программ. (Презентация 1. Слайд 4)
Исходя из темы урока, сформулируйте задачи нашей деятельности.
Предполагаемые ответы учащихся:
1) понять, что такое компьютерный вирус и антивирусная программа;
2) узнать, какие бывают компьютерные вирусы и антивирусные программы;
3) узнать, как защитить компьютер от вирусов;
4) ...
Изучить понятие “компьютерный вирус”.
Рассмотреть основные виды компьютерных вирусов.
Определить методы защиты от компьютерных вирусов.
Рассмотреть понятие “антивирусная программа”. (Презентация 1. Слайд 5)
Перед каждой группой лежит своя часть конспекта урока (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5), который вы будете заполнять по ходу Вашей деятельности и, который поможет Вам, в дальнейшем, при выполнении задания в классе и домашнего задания.
Ваша задача изучить предлагаемый материал по теме “Компьютерные вирусы и антивирусные программы” и заполнить свою часть конспекта, затем представить полученные результаты остальным, а те заполнят свои записи по ходу ваших выступлений. Так, я надеюсь, мы за урок разберемся со всей информацией, решая поставленные задачи, и в результате получим конспект по теме нашего урока.
Физкультминутка для снятия мускульного напряжения.
Исходное положение — сидя на стуле.
Вытянуть и раскорячить пальцы так, чтобы почувствовать напряжение. В таком положении задержать их в течение 5 с. Расслабить, а затем согнуть пальцы. Повторить упражнение 5 раз.
Медленно и плавно опустить подбородок, оставаться в таком положении 2-3 с, расслабиться.
Сидя на стуле, поднести руки как можно выше, потом плавно опустить их наземь, расслабить. Упражнение повторить 5 раз.
Переплести пальцы рук и положить их за голову. Возвести лопатки, оставаться в таком положении 5 с, а затем расслабиться. Повторить упражнение 5 раз.
II. Поисково-исследовательский этап.
Каждая группа формулируют рабочие вопросы, ответ на которые они будут искать, используя презентацию (Презентация 2), учебник по информатике, Интернет-ресурсы.
После заполнения своей части конспекта группы обмениваются знаниями по изученному материалу, выступая с докладами, подготовленными в своих конспектах.
2*30/
III. Практический этап.
Представители групп озвучивают заполненную часть конспекта в виде устных ответов (в то же время остальные учащиеся заполняют свою часть конспекта).
Предлагаю вам портрет необыкновенной девочки:
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила-
Всё это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять тёмно-синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет всё совсем обычным,
Когда поймёте мой рассказ.
Вопрос: сколько лет было девочке?
Упражнения выполняются сидя в удобной позе, позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд — прямо, отвернувшись от компьютера.
Взгляд направлять влево вправо, вправо прямо, вверх прямо, наземь прямо без задержки в каждом положении. Повторить 5 раз и 5 раз в обратном направлении.
Закрыть глаза, на счет «раз-два» открыть глаза и посмотреть на кончик носа на счет «три-четыре».
Круговые движения глазами: до 5 кругов влево и вправо.
МОДЕМ
СЕРВЕР
ИНФОРМАТИКА
КЛАВИАТУРА
ПРОГРАММИСТ
ПРОГРАММИРОВАНИЕ
КЛАВИША
ПРОЦЕССОР
За полностью написанный развернутый конспект оцените себя по 2 балла, за неполный конспект – в 1 балл, за пустой конспект – 0 баллов.
А теперь давайте выполним Практическую работу № 5 по теме: «Защита компьютера от вирусов».
Какая антивирусная программа установлена на вашем ПК?
Загрузите антивирусную программу, имеющуюся на вашем ПК (Пуск → Программы...)
Ознакомьтесь с интерфейсом антивирусной программы.
Установите с помощью Справки (панель Меню), какие операции может выполнять данная программа.
Закройте программу.
Осуществите проверку на наличие вирусов папки «Мои документы» (С помощью Контекстного Меню – Сканирование).
Сколько объектов было проверено? Найдены ли вирусы? Если так, то что предложила программа?
Тестирование
Вы должны дать ответ на вопросы теста, причем в зависимости от ответа, должны поднять вверх руку с карточкой «Да» или «Нет». За правильный ответ вы себя оцениваете по 0,2 баллов:
Почему компьютерный вирус является вредным?
Может нанести вред здоровью пользователя; (Нет)
Может нанести ущерб компьютеру и информации, которая в нем хранится.(Да)
Как можно выявить и обезвредить компьютерный вирус?
Установить и запустить антивирусную программу; (Да)
С помощью Помощника поиска найти и удалить из компьютера. (Нет)
Что является основным источником вирусов?
Локальная сеть; (Да)
Новые документы.(Нет)
Почему некоторые виды вирусов называют загрузочными?
Потому что они проникают в загрузочный сектор диска; (Да)
Потому что они загружаются постоянно. (Нет)
Где находятся сетевые вирусы?
В компьютерной сети; (Да)
В принтере. (Нет)
Каким путем преимущественно проникают вирусы-черви в компьютер?
По электронной почте; (Да)
По телефонному звонку. (Нет)
Как называют программу, в которой выявили вирусы?
Инфицированной; (Да)
Заблокированной.(Нет)
Какие вирусы называют невидимками?
Те, которые не наносят никакого вреда; (Нет)
Те, которые маскируются и их тяжело найти.(Да)
Каким образом файловые вирусы инфицируют файлы?
Записывают свой код; (Да)
Переименовывают.(Нет)
Чтобы программа антивируса могла выявить новые вирусы, нужно:
Часто ее перезапускать; (Нет)
Обновлять вирусную базу.(Да)
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
Что такое компьютерные вирусы.
Типы компьютерных вирусов.
Признаки проявления вирусов.
Программы борьбы с компьютерными вирусами.
Методы защиты от компьютерных вирусов.
Составили развернутый конспект по теме “Компьютерные вирусы и антивирусные программы”.
Провели проверку усвоения полученных знаний по данной теме в виде теста и получили неплохие результаты.
В своих карточках «З-Х-У» заполните последнюю колонку и сделайте вывод, достигли ли вы своей цели.
1. Домашнее задание:
Домашним заданием будет выучить составленный конспект урока по теме “Компьютерные вирусы и антивирусные программы”. Прочитать § 13 и письменно ответить на вопросы стр.147.
Каждому из вас я даю конспект, составленный мною с ответами на такие же вопросы, которые вы изучали сегодня, для того, чтобы вы уверенно-подготовленными пришли на следующий урок. (Приложение 9 )
2. Рефлексия:
Выделите картинку, отражающую ваше настроение.
В этих же карточках ответьте на вопрос: Как информацию, изученную на сегодняшнем уроке, вы будете применять в дальнейшей практической деятельности? (Приложение 6 )
На данном уроке говорилось о …
Урок мне понравился (не понравился), потому что…
Сегодня я понял(а), что…
Ребята, я довольна вашей работой на сегодняшнем уроке и хотела бы поделиться с вами своим настроением и хочу пожелать вам, чтобы каждый ваш урок заканчивался довольным прекрасным настроением. (Приложение 11 )
9