СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Компетентность в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

отражает качество реализации педагогом формирования мотивации детей на образовательную деятельность

Просмотр содержимого документа
«"Компетентность в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности"»

краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Алтайская общеобразовательная школа №1»






Доклад



«Компетентность в области мотивирования обучающихся

на осуществление учебной деятельности».







Подготовила и выступила:

учитель- дефектолог

Иванченко Е.А.







Барнаул 2020 г.



Компетентность в области мотивирования обучающихся

на осуществление учебной деятельности.


Компетентность в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности отражает качество реализации педагогом такой задачи, как формирование мотивации детей на образовательную деятельность.

Профессиональный стандарт педагогической деятельности определяет эту задачу как одну из важнейших для педагога. Любая деятельность окажется малоэффективной или вообще неэффективной, если у человека не будет заинтересованности в ее выполнении. Эта заинтересованность выражается в мотивированности субъекта на соответствующую деятельность.

Мотивация – это настроенность, стремление человека что-то сделать, проявить активность.

Функция мотивирования является необходимым структурным элементом общей системы деятельности педагога.

Под мотивом образовательной деятельности понимают все факторы,

обусловливающие проявление образовательной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. д. Мотив является определившимся намерением, желанием конкретного действия и вместе с целью составляет основной регулятор поведения, включенный в высший уровень психологической системы деятельности. Исходя из этого, одной из важнейших практических задач, стоящих перед педагогом, является создание надлежащей мотивации учебной деятельности обучающихся.

Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности, умение создавать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся, умение создавать условия для самомотивирования обучающихся.

Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности.

Педагог осознает, что для достижения требуемого результата учебной деятельности обучающемуся необходима поддержка в виде определенных условий деятельности. Такими условиями могут быть: дозирование заданий, пример из опыта обучающегося, похвала и т. д. Главное, чтобы контекст деятельности способствовал формированию и закреплению у обучающегося веры в свои силы, в возможность достижения в использовании принципа “маленькой и быстрой победы”. Успех, пришедший в начале выполнения какого-либо дела, несет в себе мотивационный заряд. Если педагог стремится показать ученику, что тот уже имеет определенные достижения, пусть и небольшие, это будет свидетельством компетентности педагога в данной области.

Ученик, выполняя деятельность и даже просто посещая образовательное учреждение, должен ожидать успеха. Педагогу важно уметь формировать у учащихся привычки и мысли, ведущие к успеху. В реальной практике это выражается в том, что педагог, общаясь с обучающимся, использует позитивные утверждения, отказывается от использования слов с частицей “не” или с любой другой формой отрицания. Например, компетентный педагог говорит: “хороший результат” или “достойный результат”, “дружный класс”, вместо фраз: “неплохой результат”, “неконфликтный класс”. Ставя цель, педагог указывает, чего надо достичь, а не то, чего надо избегать (“дайте творческий ответ” вместо“не давайте банальных, шаблонных ответов”).

Педагог демонстрирует успехи детей родителям, при оценивании учитывает их конкретные возможности и всегда отмечает позитивные изменения. Даже самый незначительный успех ребенка отмечается компетентными учителями как определенная победа и движение вперед.

Умение создавать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся предполагает, что педагог умеет выявлять ведущие мотивы конкретного ученика и организовывать учебный процесс с их учетом. Важно, чтобы педагог умел соотнести предлагаемый материал с личным опытом ученика. Если получаемая на занятиях информация опирается на имеющийся у ребенка опыт и в то же время содержит новые, личностно осмысленные и обогащающие знания, то она сама начинает обладать мотивирующим потенциалом. В целом это создает активную установку на позитивное принятие учебной деятельности.

Компетентный в данной области педагог позволяет ученикам самостоятельно формулировать личные цели, связанные с усвоением материала, ставит творческие задачи, требующие применения полученных знаний, формулирует проблемные задания, которые могут быть решены только тогда, когда ребенок освоил определенные знания и умения.

Педагог дает возможность обучающимся использовать самоконтроль и самооценку при проведении занятия.

Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности.

Умение создавать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Компетентный педагог осознает, что ученик может быть совсем не настроен на то, чтобы делать все, что скажет учитель. Поэтому вместо априорного порицания такого ребенка педагог будет нацелен на выявление его мотивационного ресурса, того, что ученику по-настоящему интересно и что может его заинтересовать в постановке и достижении образовательных задач. Такой педагог в своей деятельности обеспечивает коррекцию негативных мотивов и стабилизацию позитивных познавательных и социально значимых мотивов, он сравнивает ученика не с другими учащимися, а с ним самим, его прежними результатами, оценивает его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.

Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся особенно важно, т. к. не всегда мотивирующих усилий педагога достаточно для того, чтобы ученик достигал возможных для его потенциала результатов.

Существуют ситуации выполнения домашних заданий, самостоятельной работы, которые будут успешно разрешаться только при наличии внутренних установок на реализацию учебной деятельности. Педагог, который умеет добиваться самомотивирования учеников, делает это используя такие приемы, как уважительное отношение к ребенку, подчеркивание его самоценности, поощрение интеллектуальной любознательности и готовности к исследовательскому риску, формирование у ученика положительного отношения к окружающему миру, привычки опираться на собственные силы, готовности нести ответственность за свои поступки; развитие навыков общения в различных условиях и с разными людьми.

Совокупность этих приемов, примененная к конкретному ученику, обеспечивает создание у него ощущения личностной значимости и собственного позитивного социального статуса.