СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностно-ориентированные задания для 5-6 класса по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы предназначены для учителей географии. С помощью компетентностно-ориентированных заданий можно проводить оценивание универсальных учебных действий обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Компетентностно-ориентированные задания для 5-6 класса по географии»

Российская Федерация

Отдел образования Арамильского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»



Согласовано: Утверждаю:

Педагогический совет Директор МБОУ «СОШ №3»

Протокол № __________ _____________ /А.С. Бархатова/

«_____» ___________ 2024 г. Приказ № _________________

«_____» ___________ 2024 г.









Компетентностно-ориентированные задания

по географии для обучающихся 5-6 классов основной школы

по учебнику предметной линии «Полярная звезда»

















Составитель:

учитель географии ВКК

Полякова Т.Л.







Арамиль 2024

Пояснительная записка

Компетентностно-ориентированные задания составлены к учебнику «География» для 5-6 классов предметной линии «Полярная звезда», допущенным Министерством просвещения Российской Федерации, разработанным в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого Приказом Министерства Просвещения РФ № 287 от 31.05.2021 г.

Ориентация федерального государственного образовательного стандарта общего образования на результат – освоение обучающимися не только знаний, умений и навыков, но и творческих компетенций, способности самостоятельно мыслить, активно развиваться в условиях инновационной информационной и коммуникативно насыщенной среды – ставит перед педагогами сложную проблему оценки не только информационной составляющей образовательного результата, но и деятельностной, и личностной составляющих. Ограниченность педагогических диагностик личностного развития обучающихся серьезно осложняет решение задачи оценивания качества педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Разработанные компетентностно-ориентированные задания, основанные на оценке сформированности компонентов деятельности (эмоционально-психологического, регулятивного, социального, аналитического, творческого, самосовершенствования), позволяют педагогу оценить уровень развития универсальных учебных действий обучающихся (коммуникативных, регулятивных, познавательных) и определить результаты (личностные, метапредметные, предметные) в соответствии с требованиями ФГОС.

Задания, предложенные обучающимся, делятся на группы не только по содержанию учебного материала, но и по уровню решаемости от простых заданий на «узнаваемость», которые выполняются всеми учениками до заданий повышенного уровня.



Компетентностно-ориентированные задания

География, 5 класс

Тема. Земная кора. Горные породы и минералы.

Компоненты деятельности

Результаты ФГОС

Содержание

Решаемость

Пример задания

Эмоционально-психологический

Личностные

Задание на узнавание

100%

1. Ядро, мантия, земная кора – это:

А) внутреннее строение Земли

Б) внешнее строение Земли

2. Земная кора толще:

А) океаническая

Б) материковая

Регулятивный

Метапредметные

(регулятивные)

Задания на базовые знания и умения

85%

1. Горы создаются силами:

А) внутренними

Б) внешними

2. Землетрясения и извержение вулканов происходит на:

А) литосферных плитах

Б) границах литосферных плит

Социальный

Метапредметные

(коммуникативные)

Задания на действия в стандартной ситуации

70%

Работа в парах.

Исключить лишнее слово.

1.Уголь, торф, мрамор, нефть, газ

2.Галька, глина, гранит, песок


Аналитический

Метапредметные

(познавательные)

Задания на анализ

55%-40%

1.Чем минералы отличаются от горных пород?

2.Чем отличаются магматические горные породы от метаморфических?


Творческий

Личностные

Задание – проект

30%-35%

Как люди в нашей местности используют горные породы и минералы?

Самосовершенство-

вания

Метапредметные

(регулятивные)

Задания повышенного уровня

15%-5%

«Земная кора – это …». Продолжи составление статьи для географического словаря. Статья должна содержать определение и существенные характеристики земной коры.





Тема. Движения земной коры.

Компоненты деятельности

Результаты ФГОС

Содержание

Решаемость

Пример задания

Эмоционально-психологический

Личностные

Задание на узнавание

100%

1. Земная кора:

А) остаётся неподвижной

Б) находится в постоянном движении

2. Движения земной коры могут быть:

А) вертикальными и горизонтальными

Б) земная кора не движется

Регулятивный

Метапредметные

(регулятивные)

Задания на базовые знания и умения

85%

1.Землетрясения возникают:

А) в результате смещений земной коры

Б) в результате действия внешних сил Земли

2. Землетрясения и извержение вулканов происходит на:

А) литосферных плитах

Б) границах литосферных плит

Социальный

Метапредметные

(коммуникативные)

Задания на действия в стандартной ситуации

70%

Работа в парах.

Исключить лишнее слово.

1.Везувий, Ключевская Сопка, Этна, гейзер, Фудзияма

2.Япония, Мексика, Чили, Австралия, Турция


Аналитический

Метапредметные

(познавательные)

Задания на анализ

55%-40%

1.Почему возникают землетрясения?

2.Почему происходят извержения вулканов?

3.В чём сходство и различие между землетрясениями и вулканизмом?


Творческий

Личностные

Задание – проект

30%-35%

В каких странах происходят извержения вулканов и почему?

К какому вулканическому кольцу относятся вулканы Курильских островов? Почему оно там расположено?

Самосовершенство-

вания

Метапредметные

(регулятивные)

Задания повышенного уровня

15%-5%

Несмотря на то, что извержения вулканов – грозные стихийные явления, люди заселяют эти опасные территории. Почему? Что вы им посоветуете?

Сформулируйте правила поведения во время землетрясения. Чем обоснованы предложенные вами правила?

Сформулируйте правила поведения во время извержения вулканов. Чем обоснованы предложенные вами правила?



Тема. Рельеф Земли.

Компоненты деятельности

Результаты ФГОС

Содержание

Решаемость

Пример задания

Эмоционально-психологический

Личностные

Задание на узнавание

100%

1. Рельеф – это:

А) совокупность форм твёрдой поверхности Земли

Б) горные породы

2. Основные формы рельефа суши:

А) равнины

Б) горы и равнины

Регулятивный

Метапредметные

(регулятивные)

Задания на базовые знания и умения

85%

1.Равнины по высоте различаются на:

А) низменности, возвышенности и плоскогорья

Б) низменные равнины, плоскогорья

2. Равнина – это:

А) сочетание хребтов и котловин;

Б) обширный участок земной поверхности с колебаниями высот не более 200 метров

3.Плоскогорье – это вид:

А) гор

Б) равнин

В) гор и равнин

Социальный

Метапредметные

(коммуникативные)

Задания на действия в стандартной ситуации

70%

Работа в парах.

Исключить лишнее слово.

1.Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность, Западно-Сибирская равнина, Саяны, Русская равнина, Смоленско-Московская возвышенность

2. Аппалачи, Гималаи, Анды, Кордильеры, Декан, Урал, Кавказ, Альпы


Аналитический

Метапредметные

(познавательные)

Задания на анализ

55%-40%

1.Влияет ли выветривание на формирование рельефа? Ответ обоснуйте.

2.По карте определите, какой материк наиболее гористый. Ответ обоснуйте.

3.По плану сравните горы Урал и Кавказ. Найдите черты сходства и различия.


Творческий

Личностные

Задание – проект

30%-35%

1.Как вы считаете, происходит ли изменение равнин в настоящее время? Ответ обоснуйте

2.Найтите описания равнин в научной и художественной литературе. Какие особенности равнин отмечены в этих описаниях?

Самосовершенство-

вания

Метапредметные

(регулятивные)

Задания повышенного уровня

15%-5%

1.Вы изучаете историю древнего мира. Вспомните, как образовались плодородные земли Египта. Почему именно в дельте Нила сосредоточена большая часть населения Египта? Что вы посоветуете жителям долины Нила?

2. В горах случаются стихийные явления: обвалы, осыпи, камнепады, сели, снежные лавины. Выберите одно из стихийных явлений и предложите правила поведения в горах.




Движения Земли

Компоненты деятельности

Результаты ФГОС

Содержание

Решаемость

Пример задания

Эмоционально-психологический

Личностные

Задание на узнавание

100%

1. Земля вращается:

А) вокруг своей оси

Б) вокруг Солнца

В) вокруг своей оси и вокруг Солнца

2. В високосном году в феврале:

А) 29 дней

Б) 28 дней

В) 30 дней

3. Один оборот вокруг Солнца Земля совершает за:

А) 365 суток и 6 часов

Б) 29 суток

4. В каком направлении вращается Земля вокруг своей оси?

А) на запад

Б) на восток

Регулятивный

Метапредметные

(регулятивные)

Задания на базовые знания и умения

85%

1. Воображаемая прямая, проходящая через центр Земли, вокруг которой Земля вращается, называется:

А) полюсом

Б) экватором

В) земной осью

2. Экватор расположен на:

А) одинаковом расстоянии от полюсов

Б) на разном расстоянии от полюсов

3. Смена дня и ночи – следствие:

А) орбитального вращения Земли

Б) осевого вращения Земли

4. Дни солнцестояния:

А) 22 июня и 22 декабря

Б) 21 марта и 23 сентября


Социальный

Метапредметные

(коммуникативные)

Задания на действия в стандартной ситуации

70%

Работа в парах.

Исключить лишнее слово.

Закончите предложение.

1.Угол падения солнечных лучей и высота Солнца над горизонтом уменьшаются, если …

2.Где за Земле день всегда равен ночи? Ответ обоснуйте

3. В какой точке Земли куда ни пойдёшь, всегда идёшь на север? Почему?


Аналитический

Метапредметные

(познавательные)

Задания на анализ

55%-40%

1.Представьте, что вы с друзьями оказались на Северном полюсе. Часы показывают 22 часа. Над головой у вас Полярная звезда. Где будет эта звезда через 6 часов?

2.Как распределялось бы тепло на поверхности Земли, если бы Земля была плоская? Ответ обоснуйте

3.Составьте рассказ на тему «Влияние смены времён года на жизнь человека» и проиллюстрируйте его


Творческий

Личностные

Задание – проект

30%-35%

1.Как отражается движение Земли вокруг Солнца на изменении вашего режима дня в течение года?

2.Объясните поговорку «Солнце – на лето, зима – на мороз». К какому месяцу она относится и почему?

Самосовершенство-

вания

Метапредметные

(регулятивные)

Задания повышенного уровня

15%-5%

На какие пояса разделяют Землю тропики и полярные круги? Какие пояса получают меньше всего солнечного тепла? Почему? Что вы посоветуете жителям этих областей для комфортного проживания?



План и карта

Компоненты деятельности

Результаты ФГОС

Содержание

Решаемость

Пример задания

Эмоционально-психологический

Личностные

Задание на узнавание

100%

1. Основные стороны горизонта:

А) север, юг

Б) север, юг, запад, восток

2. Умение определять своё местоположение на местности относительно сторон горизонта – это:

А) азимут

Б) ориентирование

3.Прибор для определения направления:

А) компас

Б) линейка

Регулятивный

Метапредметные

(регулятивные)

Задания на базовые знания и умения

85%

1. Чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде условными знаками это:

А) карта

Б) план местности

2. Масштаб показывает:

А) расстояние от объекта до объекта

Б) во сколько раз расстояние на плане уменьшено по сравнению с реальным расстоянием на местности

3.Символы, с помощью которых изображают объекты на плане местности называются:

А) условные знаки

Б) картинки

4. Через какие материки проходит нулевой меридиан?

Социальный

Метапредметные

(коммуникативные)

Задания на действия в стандартной ситуации

70%

Работа в парах.

1.В каком направлении вы будете возвращаться домой, если в школу вы шли по азимуту 450:

А) на юг

Б) на С-З

В) на С-В

Г) на Ю-З

2.По карте России определите в каком направлении от Москвы находится Чёрное море?

Аналитический

Метапредметные

(познавательные)

Задания на анализ

55%-40%

1.Чем параллели отличаются от меридианов?

2.В каких полушариях расположена Россия?

3.Какие линии на карте показывают направления север-юг?

4 Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет а) 900 Б) 3600 В) 1800 ?


Творческий

Личностные

Задание – проект

30%-35%

1.Что значит – определить географическую широту и долготу точки?

2.Эта точка Земли интересна тем, что её географические координаты равны нулю. Где находится эта точка?

3.Почему герои романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» в поисках потерпевших корелеерушение вынуждены были посетить все материки, через которые проходила 370 ю.ш.?

Самосовершенство-

вания

Метапредметные

(регулятивные)

Задания повышенного уровня

15%-5%

1.Италия похожа на ботфорт (сапог), о. Сицилия (Шри-Ланка) на каплю воды. Найдите на карте Скандинавский полуостров, Озеро Байкал, материки Африка и Австралия, какие образы у вас складываются?

2.Сколько часовых поясов на Земле. Зачем нужны часовые пояса?






Компетентностно-ориентированные задания

География, 6 класс



Тема. Атмосфера. Состав и строение атмосферы.

Компоненты деятельности

Результаты ФГОС

Содержание

Решаемость

Пример задания

Эмоционально-психологический

Личностные

Задание на узнавание

100%

1. Атмосфера – это:

А) воздушная оболочка Земли

Б) водная оболочка Земли

2. Толщина атмосферы:

А) 3000км

Б) 10000 км

3. Кислород необходим человеку для:

А) жизни

Б) жизни и хозяйственной деятельности

Регулятивный

Метапредметные

(регулятивные)

Задания на базовые знания и умения

85%

1. Воздух состоит из:

А) азота, кислорода и других газов

Б) кислорода и углекислого газа

2. Нижний слой атмосферы:

А) стратосфера

Б) тропосфера

3. Озоновый слой находится в:

А) тропосфере

Б) стратосфере

4. Толщина тропосферы над экватором:

А) 9 км

Б) 18 км

5. Важная функция озонового слоя:

А) задержка ультрафиолетовых лучей

Б) задержка метеоритов


Социальный

Метапредметные

(коммуникативные)

Задания на действия в стандартной ситуации

70%

Работа в парах.

Исключить лишнее слово.

1.Сумерки, зори, полярные сияния, туман

2.Перечисленные атмосферные явления выпишите в 3 колонки:

А) те из них, которые вы наблюдали сами

Б) те, о которых узнали из рассказов

В) те, о которых никогда не слышали


Аналитический

Метапредметные

(познавательные)

Задания на анализ

55%-40%

1.Чем отличается тропосфера от стратосферы?

2.Чем отличаются миражи т полярного сияния?


Творческий

Личностные

Задание – проект

30%-35%

Какие атмосферные явления вы видели в нашей местности? Назовите причины возникновения оптических явлений на небе.

Самосовершенство-

вания

Метапредметные

(регулятивные)

Задания повышенного уровня

15%-5%

Составьте как можно больше вопросов по теме «Состав и строение атмосферы»

Назовите источники загрязнения атмосферы. Предложите способы наименьшего загрязнения атмосферы.



Тема. Атмосфера. Тепло в атмосфере.

Компоненты деятельности

Результаты ФГОС

Содержание

Решаемость

Пример задания

Эмоционально-психологический

Личностные

Задание на узнавание

100%

1. Воздух нагревается:

А) непосредственно от Солнца

Б) от поверхности Земли

2. Температура воздуха измеряется:

А) термометром

Б) барометром

Регулятивный

Метапредметные

(регулятивные)

Задания на базовые знания и умения

85%

1. Суша нагревается и остывает:

А) быстрее, чем водная поверхность

Б) медленнее, чем водная поверхность

2. Температура воздуха с высотой:

А) понижается на 60 на каждый км

Б) повышается на 60 на каждый км

Социальный

Метапредметные

(коммуникативные)

Задания на действия в стандартной ситуации

70%

Работа в парах.

1. Что такое амплитуда? Посчитайте годовую амплитуду: июнь +180, январь - 180

2. Как узнать среднюю суточную температуру? Посчитайте среднюю суточную температуру: +80; +120; +140; +170; +150; +120; +60

Аналитический

Метапредметные

(познавательные)

Задания на анализ

55%-40%

1. Почему температура воздуха меняется в течение суток?

2.Найди ошибку: чем меньше широта местности, тем ниже высота Солнца над горизонтом.

3.Как связаны широта места и высота Солнца над горизонтом?

Творческий

Личностные

Задание – проект

30%-35%

1.Как вы считаете, когда песок пляжа будет нагреваться сильнее, когда песок пляжа будет нагреваться сильнее: в полдень или вечером? Объясните почему?

2.В аэропорту Симферополя температура воздуха +260. Самолёт поднялся на высоту и температура за бортом -120; определите высоту, на которой летит самолёт

Самосовершенство-

вания

Метапредметные

(регулятивные)

Задания повышенного уровня

15%-5%

Приведите примеры, как изменение температуры в течение суток и в течение года влияет на жизнь, быт и хозяйственную деятельность людей нашей местности. Какое время года вам больше нравится и почему?



Тема. Атмосферное давление.

Компоненты деятельности

Результаты ФГОС

Содержание

Решаемость

Пример задания

Эмоционально-психологический

Личностные

Задание на узнавание

100%

1. Атмосферное давление:

А) сила, с которой воздух давит на земную поверхность

Б) сила ветра

2. Атмосферное давление измеряется:

А) термометром

Б) барометром

Регулятивный

Метапредметные

(регулятивные)

Задания на базовые знания и умения

85%

1. Нормальное атмосферное давление:

А) 740 мм рт. ст.

Б) 760 мм рт. ст.

2. Атмосферное давление с высотой:

А) понижается

Б) повышается

3.Давление тёплого воздуха на поверхность Земли:

А) меньше, чем холодного

Б) больше, чем холодного

Социальный

Метапредметные

(коммуникативные)

Задания на действия в стандартной ситуации

70%

Работа в парах.

1.Атмосферное давление зависит от:

А) температуры воздуха

Б) высоты места над уровнем моря

В) температуры воздуха и высоты места над уровнем моря

2.При подъёме в гору давление изменилось на 25 мм рт. ст.. Как оно изменилось: понизилось или повысилось?

Аналитический

Метапредметные

(познавательные)

Задания на анализ

55%-40%

1.Высота главного здания МГУ в Москве 237 м. Каково атмосферное давление на его шпиле, если у основания здания оно составляет 745 мм рт. ст.?

Творческий

Личностные

Задание – проект

30%-35%

Самое высокое атмосферное давление зафиксировано в России, в сибирском городе Туруханске (816 мм рт. ст.) Почему?

Самосовершенство-

вания

Метапредметные

(регулятивные)

Задания повышенного уровня

15%-5%

При перепадах давления человек чувствует недомогание (особенно пожилые люди) почему? Что вы посоветуете таким людям при перепадах атмосферного давления?





Тема. Ветер.

Компоненты деятельности

Результаты ФГОС

Содержание

Решаемость

Пример задания

Эмоционально-психологический

Личностные

Задание на узнавание

100%

1. Ветер - это:

А) вертикальное движение воздуха у земной поверхности

Б) горизонтальное движение воздуха в приземном слое, направленное из области высокого давления в область пониженного давления

2. Направление ветра определяется прибором:

А) флюгер

Б) анемометр

Регулятивный

Метапредметные

(регулятивные)

Задания на базовые знания и умения

85%

1.Сила ветра зависит от:

А) разницы а атмосферном давлении

Б) облачности

2.Направление ветра определяется:

А) по той стороне, откуда дует ветер

Б) по противоположной стороне, откуда дует ветер


Социальный

Метапредметные

(коммуникативные)

Задания на действия в стандартной ситуации

70%

Работа в парах.

1.Назовите основные и промежуточные стороны горизонта. Обозначьте стрелкой юго-восточный ветер.

2.Скорость ветра определяют с помощью приборов, но можно её определить приблизительно с помощью шкалы Бофорта. Какой силы дул ветер, когда вы шли в школу (слабый – 3 м/с, сильный – 6 м/с, шторм – 9 м/с или был штиль – 0 м/с)?


Аналитический

Метапредметные

(познавательные)

Задания на анализ

55%-40%

1.Чем отличается бриз от муссона?

2.Назовите причину образования муссонов?

3.В какое время года муссон приносит осадки на восточное побережье Евразии?

Творческий

Личностные

Задание – проект

30%-35%

Как вы думаете, как называется ветер в переводе с французского, который называется «лёгкий ветер»? Где встречается такой ветер? В каком направлении он дует?

Самосовершенство-

вания

Метапредметные

(регулятивные)

Задания повышенного уровня

15%-5%

Начертите розу ветров в марте месяце по следующим показателям:

С – 1 день

СЗ – 5 дней

З – 7 дней

ЮЗ – 5 дней

Ю – 2 дня

ЮВ – 2 дня

В – 6 дней

СВ – 3 дня

Какой ветер преобладал в этом месяце?




Тема. Влага в атмосфере.

Компоненты деятельности

Результаты ФГОС

Содержание

Решаемость

Пример задания

Эмоционально-психологический

Личностные

Задание на узнавание

100%

1. Влага в атмосфере появляется в результате:

А) испарения с водной поверхности

Б) испарения с водной и твёрдой поверхности Земли

2. Влага в атмосфере может находиться в состояниях:

А) твёрдом, жидком и газообразном

Б) только в газообразном

3.Вода в твёрдом или жидком состоянии, выпавшая на землю – это:

А) атмосферные осадки

Б) относительная влажность

Регулятивный

Метапредметные

(регулятивные)

Задания на базовые знания и умения

85%

1. Какой воздух содержит больше влаги:

А) тёплый

Б) холодный

2. Степень насыщенности воздуха водяным паром показывает:

А) относительная влажность

Б) абсолютная влажность

3. Влажность воздуха считается нормальной:

А) менее 30%

Б) 30 – 60%

В) более 60%

4.

Социальный

Метапредметные

(коммуникативные)

Задания на действия в стандартной ситуации

70%

Работа в парах.

1.Как образуются облака?

2.Перечислить виды облаков. Назовите самые высокие и самые низкие облака.

Аналитический

Метапредметные

(познавательные)

Задания на анализ

55%-40%

1. Облачность. Определить состояние облачности в данное время. Указать причины такой облачности.

Творческий

Личностные

Задание – проект

30%-35%

Самое высокое атмосферное давление зафиксировано в России, в сибирском городе Туруханске (816 мм рт. ст.) Почему?

Самосовершенство-

вания

Метапредметные

(регулятивные)

Задания повышенного уровня

15%-5%

При перепадах давления человек чувствует недомогание (особенно пожилые люди) почему? Что вы посоветуете таким людям при перепадах атмосферного давления?

Тема. Погода и климат.

Компоненты деятельности

Результаты ФГОС

Содержание

Решаемость

Пример задания

Эмоционально-психологический

Личностные

Задание на узнавание

100%

1. Погода – это:

А) температура воздуха и осадки;

Б) состояние тропосферы в данном месте в данный момент.

2. Климат – это:

А) многолетний режим погоды, характерный для той или иной местности;

Б) состояние тропосферы в данном месте в данный момент.

3. Воздушные массы – это:

А) воздух над сушей;

Б) огромные объёмы воздуха с определёнными однородными свойствами, которые формируются над сушей и над морем;

4. Элементы погоды:

А) температура, осадки и ветер;

Б) Температура, давление, влажность, ветер, облачность, осадки.

Регулятивный

Метапредметные

(регулятивные)

Задания на базовые знания и умения

85%

1. Главная причина изменения погоды:

А) перемещение воздушных масс

Б) скорость ветра

2. От температуры воздуха зависит:

А) давление и влажность

Б) скорость верта;

3. Перечислить воздушные массы.

4. Перечислить климатообразующие факторы.

Социальный

Метапредметные

(коммуникативные)

Задания на действия в стандартной ситуации

70%

Работа в парах.

1.Сравнить арктические и тропические воздушные массы. Определить сходство и различие.


2.По данным построить график температур за сутки. Определить среднесуточную температуру и амплитуду.


3.Установить соответствие между элементами погоды и приборами:

1)температура воздуха а)барометр

2)осадки б)термометр

3)атмосф. давление в)осадкомер

4)влажность воздуха г)флюгер

5)направление ветра д)гигрометр


4.Дать метеосводку сегодняшнего дня


Аналитический

Метапредметные

(познавательные)

Задания на анализ

55%-40%

1.Как влияет широта местности на климат? Приведите примеры.

2.Как влияет близость морей и океанов на климат? Приведите примеры.

Творческий

Личностные

Задание – проект

30%-35%

Послушайте сводку погоды на сегодняшний день. Чем она отличается от погоды вчера? Используя народные приметы дайте прогноз на погоду завтра. Что вы посоветуете родным и близким?

Самосовершенство-

вания

Метапредметные

(регулятивные)

Задания повышенного уровня

15%-5%

Оцените различные погодные явления (малоснежную зиму, сильные верты, ливневые дожди, засуху) с точки зрения жителей села и города и с токи зрения работников транспорта. Что вы посоветуете родным и близким?



Тема. Атмосфера и человек.

Компоненты деятельности

Результаты ФГОС

Содержание

Решаемость

Пример задания

Эмоционально-психологический

Личностные

Задание на узнавание

100%

1. Погодные условия влияют на здоровье людей:

А) нет;

Б) да.

2. К опасным атмосферным явлениям относятся:

А) смерч и ливень;

Б) гроза, ураган, обильные осадки, сильный туман, смерч.

Регулятивный

Метапредметные

(регулятивные)

Задания на базовые знания и умения

85%

1.Каково значение атмосферы для жизни на планете Земля?

2.Почему необходимо охранять атмосферу?

Социальный

Метапредметные

(коммуникативные)

Задания на действия в стандартной ситуации

70%

Работа в парах.

1.Объясните зависимость: растения – атмосферный воздух – здоровье людей.


Аналитический

Метапредметные

(познавательные)

Задания на анализ

55%-40%

1.Попробуйте оценить загрязнение атмосферы с точки зрения сельской и городской местности. Укажите основные источники загрязнения воздуха. Сделайте выводы.

Творческий

Личностные

Задание – проект

30%-35%

Составьте схему «Загрязнение атмосферы». Придумайте значки и ими обозначьте источники загрязнения.

Самосовершенство-

вания

Метапредметные

(регулятивные)

Задания повышенного уровня

15%-5%

В России быстро растёт число автомобилей. Как это влияет на состояние воздуха? Что, на ваш взгляд, следует предпринять, чтобы уменьшить загрязнение воздуха?

Тема. Биосфера.

Компоненты деятельности

Результаты ФГОС

Содержание

Решаемость

Пример задания

Эмоционально-психологический

Личностные

Задание на узнавание

100%

1.Биосфера - это:

А) земная оболочка, в которой существуют живые организмы;

Б) земная оболочка, в которой существуют животные

2. Биосфера возникла:

А) раньше других земных оболочек;

Б) позже других земных оболочек

Регулятивный

Метапредметные

(регулятивные)

Задания на базовые знания и умения

85%

1.Выделите этапы развития биосферы Земли. Обозначьте продолжительность каждого этапа. Сопроводите каждый этап рисунком

Социальный

Метапредметные

(коммуникативные)

Задания на действия в стандартной ситуации

70%

Работа в парах.

1.Составьте схему «Границы биосферы». Покажите штриховкой область Земли, в которой существует жизнь.

2.Каковы особенности биосферы?

3.Раскройте многообразные связи человека с природой.


Аналитический

Метапредметные

(познавательные)

Задания на анализ

55%-40%

1.Назовите природные зоны Земли. В каких природных зонах больше всего видов растений и животных? В каких меньше? Почему?

2.Как влияют природные условия на формирование человеческих рас? Приведите примеры по каждой расе.

Творческий

Личностные

Задание – проект

30%-35%

Обсудите с родителями проблему «Что мы можем сделать для сохранения биосферы?» Какие действия должны быть первоочередными и почему?

Самосовершенство-

вания

Метапредметные

(регулятивные)

Задания повышенного уровня

15%-5%

1.Нарисуйте схему «Связь биосферы с другими оболочками Земли». Подтвердите её примерами

2.Почему человек на может жить вне биосферы?

3.Порассуждайте на тему «Как я осознаю себя частью биосферы?»



Тема. Природные комплексы.

Компоненты деятельности

Результаты ФГОС

Содержание

Решаемость

Пример задания

Эмоционально-психологический

Личностные

Задание на узнавание

100%

1.Природный комплекс - это:

А) антропогенный ландшафт;

Б) система взаимосвязанных и неразрывных компонентов на определённой территории или акватории.

2. Природные компоненты природного комплекса:

А) вода, воздух, горные породы;

Б) вода, воздух, горные породы, растительность, животные, почвы


Регулятивный

Метапредметные

(регулятивные)

Задания на базовые знания и умения

85%

1.Расставьте природные комплексы в порядке возрастания с точки зрения из размеров: географическая оболочка, тайга, материк, луг, оазис.

2.Назовите главную причину разнообразия природных комплексов Земли.

Социальный

Метапредметные

(коммуникативные)

Задания на действия в стандартной ситуации

70%

Работа в парах.

Составьте схему «Компоненты природы». Покажите их взаимосвязь.

Приведите примеры взаимосвязей компонентов природы в комплексе. Представьте работу одноклассникам.


Аналитический

Метапредметные

(познавательные)

Задания на анализ

55%-40%

1.Назовите природные зоны Земли. В каких природных зонах больше всего видов растений и животных? В каких меньше? Почему?

2.Назовите основные виды почв и их основное свойство. От чего зависит плодородие почв? В каких природных зонах почвы наиболее плодородные и почему? В каких – наименее плодородные? Почему?

Творческий

Личностные

Задание – проект

30%-35%

Опишите природный комплекс вашей местности по плану: а) название и географическое положение; б) почвы и их характеристика; в) растительный мио и его состав; г) животный мир и его основные представители; д) изменение природного комплекса под воздействием человека.

Сделайте выводы о влиянии человека на природный комплекс.

Самосовершенство-

вания

Метапредметные

(регулятивные)

Задания повышенного уровня

15%-5%

Приведите примеры памятников природного и культурного наследия. Какие памятники природного и культурного наследия России находятся в списке ЮНЕСКО?

Имеются ли такие памятники на территории Свердловской области?

Опишите один их памятников культурного или природного наследия. Объясните, почему вы выбрали именно этот объект?



Результаты выполнения заданий педагог заносит в таблицу, а затем может заполнить таблицу по универсальным учебным действиям.

Мониторинг по компонентам деятельности

ФИО

учеников

Компоненты деятельности

Эмоционально-психолог-кий

Регулятивный

Социальный

Аналитический

Творческий

Самосов-

вания

1







2







3







…..







25







Средний балл по классу









Мониторинг УУД

ФИО

учеников

Личностные

результаты

(эмоцион-психол+творч.)

Регулятивные

(регулятивные+

самосоверш.)


Коммуника-тивные

(социальный)

Познавательные


(аналитический)

1





2









Средний балл







Вывод: универсальные учебные действия, на формирование которых нужно обратить внимание при планировании урока.

Таким образом, анализ результатов проведенной диагностики позволит выявить проблемы в формировании компонентов деятельности у обучающихся и соответствующих им универсальных учебных действий.







Источники информации.

  1. Федеральный закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ

  2. Темняткина О. В. Оценка сформированности компонентов деятельности и универсальных учебных действий у обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 20. – С. 1–7