«Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования».
В настоящее время в содержании Федерального компонента государственного образовательного стандарта принципиально выделены новые черты содержания математического образования на всех ступенях обучения. Их особенностью являются вариативность и разноуровневость, усиление личностно-ориентированного характера содержания образования, создание условий для деятельностного подхода, становление и развитие ключевых компетенций, предполагающих готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Необходимость развития ключевых компетентностей обусловлена повышением практической направленности обучения в современном обществе, потребностью развития познавательной самостоятельности обучающихся, формирования умений ориентироваться в потоке информации.
Цель современной школы является формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество образования.
Основным результатом деятельности школы должна стать не просто система знаний, умений, навыков учащихся, а развитие ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах современной жизни.
Цель учителя математики - средствами математики формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания
При этом решаются следующие задачи:
Развитие творческого потенциала личности.
Формирование у обучающихся мотивации к самостоятельной познавательной деятельности.
Создание условий для вовлечения обучающихся в проектную, исследовательскую деятельность.
Компетентностный подход требует поиска новых методов обучения учащихся, когда они приобретают возможность использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. у учащихся формируется готовности к осуществлению познавательной деятельности в сфере математического моделирования реальных процессов. В процессе обучения математике у учащихся развиваются следующие компетентности: личностные, метапредметные, предметные.
В направлении личностного развития
Развитие логического и критического мышления, способности к умственному эксперименту
Формирование интеллектуальной объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов
Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения
Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе
Развитие математических способностей и интереса к математическому творчеству
В метапредметном направлении
Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры
Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования
Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности
3. В предметном направлении
Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни
Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности
Изучение математики даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов развития
В личностном направлении
Умение грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
Критичность мышления, умение отличать гипотезу от факта;
Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности;
Креативность мышления, активность при решении задач
Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
В метапредметном направлении
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
Умение находить информацию;
Умение использовать математические средства наглядности;
Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
Умение ставить цели, создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
Умение планировать и решать задачи исследовательского характера
В предметном направлении:
Умение работать с математическим текстом;
Развитие представлений о числе, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
Овладение символьным языком алгебры, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений, неравенств для решения задач;
Овладение системой функциональных понятий;
Наличие представлений о статистических закономерностях, о вероятностных моделях;
Овладение геометрическим языком;
Умение применять изученные понятия, методы для решения задач практического характера.
Основная концептуальная идея курса математики состоит в использовании деятельностного подхода. Поэтому образовательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, сохраняя и укрепляя при этом своё здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Основные направления:
Учебная деятельность: личностно-ориентированное обучение, деятельностный подход, инновационные технологии, сотрудничество, информатизация образовательного процесса, развитие интеллекта, введение системы формирующего оценивания результатов деятельности, ведение элективного курса.
Внеурочная деятельность: проектная деятельность, исследовательская деятельность, создание ситуации успеха, участие в олимпиадах, конкурсах, мониторинг развития личности, предметный кружок.
Работа с родителями: родительский всеобуч, родительские собрания, индивидуальная работа, разработка и реализация детско-взрослых социально-значимых проектов.
Самообразование: систематическое изучение новинок методической литературы, портфолио учителя, повышение квалификации, обобщение и представление опыта, участие в семинарах.