СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностный подход в изучении литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель компетентностного подхода – не увеличить объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь ему самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход в изучении литературы»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

МКОУ «Ругельдинская СОШ» Шамильский район.



Утвержден

руководитель РМО

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ________

Протокол №4

от 27.03.2019г.

Выступление

на тему:



«Компетентностный подход в изучении русского языка»

(представлено на заседании районного методического объединения учителей русского языка и литературы)







Якубова Патимат Кебедгаджиевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Ругельдинская СОШ»














Компетентностный подход в обучении — это направленность обучения на развитие комплекса таких качеств обучающегося, которые необходимы для формирования социальной мобильности ученика, проявляющаяся в способности осуществлять деятельность в меняющихся условиях.

Цель компетентностного подхода – не увеличить объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь ему самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.

Компетентностный подход ведет к смене образовательной парадигмы и предполагает поиск таких подходов и методов обучения учащихся, при которых они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях.

Изучение русского языка на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.

  В известном варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее

Языковая компетенция

Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями. Этой цели служат разделы русского языка.

В формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация работы учащихся со словарями. Виды упражнений со словарями имеют практическую направленность обучения, но в то же время должны решать и задачи развития учащихся, воспитание интереса к этой работе. При работе со словарями важно научить детей поисковому, просмотровому чтению, совершенствовать навык чтения, пользоваться справочным аппаратом словаря, прежде всего указателями слов, алфавитными индексами.


Лингвистическая компетенция

Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции, однако это понятие шире и предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры, усвоение сведений о роли языка в жизни общества и человека, элементы истории науки о языке, о выдающихся ученых.. Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа , самооценки.

Формы работы на уроке:

  • сообщения об учёных-лингвистах

  • написание сочинений на лингвистическую тему

  • создание проектов

  • лексический анализ слова


Новый учебный год в каждом классе я начинаю с проведения специальных уроков, содержанием которых станет раскрытие понятий «язык» и «речь», богатства русского языка. Урок обычно начинаю с беседы,    в которой подчеркну мысль о том, что словарное богатство русского языка создаётся не только большим количеством слов, но и наличием слов, близких по значению, противоположных по значению, огромным количеством устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок.

Коммуникативная компетенция 

Коммуникативная компетенция – способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения.


Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности.

Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речистили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.

Собственно коммуникативные умения и навыки – это умения и навыки речевого общения с учётом того, с кем мы говорим, где говорим, и, наконец, с какой целью.

Нет сомнения, что формирование их возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции.


Компетентность обучающихся формируется при составлении комплексных видов заданий.

Особое, ведущее место в системе обучения русскому языку на современном этапе занимает работа с текстом, которую я провожу уже с 5 класса: это художественно-стилистический, лексико-грамматический и другие виды анализа

Текст — основная дидактическая единица. Поэтому один из ведущих принципов — насыщенность урока текстами: художественными, научно-популярными, учебными. Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на уроках развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции. Кроме того, на уроках мало знакомить ученика с яркими текстами, учить понимать их, видеть и слышать изображённое в них. Учащиеся должны запоминать непроизвольно образцовые тексты, уметь легко воспроизводить их, а затем использовать элементы, фразы из них в своей речи как образцы. Организованная работа с текстом должна вести к непроизвольному запоминанию образцовых текстов.

Использование текста как речеведческого понятия в качестве опорного, ключевого не только на уроках развития связной речи, но и при изучении лексики, морфологии, синтаксиса позволяет создавать условия для интеграции курса русского языка и литературы, для усиления работы по духовно-нравственному развитию учащихся, для повышения их творческой активности.
При этом грамматический материал на каждом этапе изучается, обобщается и используется в речевом аспекте. Учащиеся в процессе работы над текстом анализируют лексические средства связи, проводят наблюдения над значением словообразовательных элементов, грамматических форм, словосочетаний и синтаксических конструкций. Анализируют смысловую и стилистическую роль порядка слов, текстообразующую и стилистическую функцию разных типов простых предложений, синонимию синтаксических конструкций. Работают над лексическими и синтаксическими средствами выражения в речи различных смысловых отношений, литературной нормой языка и разного рода отклонениями от неё.

Приёмы работы с текстом

анализ текстов различных стилей и типов речи

развитие монологической речи учащихся

формирование умения рассуждать на предложенную тему, приводя тезис, аргументы и делая вывод

рациональное чтение учебных, научно-популярных, публицистических текстов

комментирование текстов

создание собственных текстов


Компетентностно-ориентированное задание

Создание  КОЗ подчинено определенным требованиям к его структуре и содержанию.

Структура КОЗ предполагает наличие следующих  структурных частей:

- стимул;

- задачная формулировка;

- источник информации;

- бланк для выполнения задания;

-инструмент проверки;

- модельный ответ.

Каждая составляющая КОЗ  должна  мотивировать  учащегося на организацию деятельности. Так, например, работа со стимулом в начале урока позволяет учащимся увидеть проблему, сформулировать ее, убедиться в ее актуальности, подумать о путях решения.

При этом именно стимул (текст, позволяющий соединить жизненную проблемную  ситуацию и необходимость получения определенных знаний для разрешения данной ситуации), по моему мнению, является  наиболее сложным  при конструировании.

Например,  в качестве стимула использую следующий текст:

«Коля делал домашнее задание. Из-за болезни он пропустил несколько уроков и решил самостоятельно выучить несколько пропущенных тем. Он открыл учебник. На странице 134 была написана тема: «Предложения распространенные и нераспространенные».

- Странно,- подумал Коля,- распространять можно листовки, рекламные проспекты, товар,  информацию. А как можно распространять предложения? Разносить их по домам что ли? Их же никто не купит!

Коля вздохнул и закрыл учебник.

В чем прав и в чем не прав Коля?

Можно ли распространять предложения? (5 класс, тема « Распространенные и нераспространенные предложения». )

Проблемно-творческие задания

  • Письмо автору, герою, героине и т.д.

  • Сочинение – продолжение, сочинение – ассоциация, сценарий, фантазия-картинка, дневник…

  • Составление памяток, советов, инструкций.

  • Пресс-конференция (составление проблемных вопросов, прогнозирование ответов).

  • Проекты (индивидуальные и групповые).

  • Составление аннотации потенциальным покупателям и читателям книги.



Рекомендации по формированию компетенций

поощрять учащегося за попытку использовать интуицию

формировать у обучаемых уверенность в своих силах

стимулировать стремление к самостоятельному выбору целей, задач и средств решения

использовать задачи открытого типа, когда отсутствует одно верное решение

применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания

вести совместную исследовательскую деятельность с учениками. Это возможно только в том случае, когда решается задача, ответ на который не знает ни ученик, ни учитель.

 Выводы:

Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим  действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях. 

Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего

школьного образования (в том числе предметного обучения)