СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация компетентностного подхода в обучении биологии на примере изучения курса "Животные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Реализация компетентностного подхода в обучении биологии на примере изучения курса "Животные"»

Реализация компетентностного подхода в обучении биологии

на примере изучения курса «Животные»

Павлова Юлия Юрьевна, учитель биологии

МБОУ «Пестречинская СОШ №1 имени Героя России И.А.Додосова»



В статье говорится о применении компетентностно-ориентированных заданий при изучении биологии в 8 классе.

Компетентность является интегрированным результатом обучения, а формирование ключевых компетенций в учебном процессе называется компетентностным подходом. Благодаря применяемым методикам и технологиям у учащихся формируется образовательная компетентность, т.е. умение применить полученные знания и навыки в конкретной жизненной ситуации, как требуют образовательные стандарты.

Основой урока является создание благоприятной психологической обстановки в классе. Уровни знаний и умений отдельных учащихся сильно различаются, поэтому применяется дифференцированный подход в сочетании с развивающим обучением, когда даже самый слабый ученик постепенно переходит к выполнению более сложных заданий. В возрасте 13-14 лет в обучении школьников применяются игровые технологии, частично-поисковый метод работы, элементы проблемного обучения. На занятиях внедряются задания, составленных по типу ТРИЗ (технологии решения исследовательских задач), что позволяет расширить кругозор и применить знания, полученные при изучении других дисциплин, в нестандартной ситуации. В результате реализуется метапредметный подход в обучении.

Реализация метапредметности происходит через работу с текстом, в которой сочетаются такие универсальные учебные действия, как умение пользоваться терминологией, умение находить главное в тексе, анализировать текст и критически осмысливать информацию, умение строить аргументированный ответ, а также применять знания из других областей науки.

Работая с индивидуальным заданием, учащийся не может найти готовый ответ в учебнике, что побуждает его использовать дополнительные источники информации. При таком формате работы мы формируем не только учебно-познавательную, но и информационную (работа с источниками информации), коммуникативную (умение составить грамотный ответ и выступить перед классом), и личностную компетенции (ученик осознаѐт значимость работы для своего развития, повышается его авторитетность в коллективе и самооценка).

Рассмотрим формирование учебно-познавательной компетенции при изучении биологии на примере изучения раздела «Животные».

Приведу примеры некоторых заданий на работу с текстом, которые успешно используются мной на уроках:

  1. заполните пропуски в предлагаемом тексте (задание ограничено по времени), впишите подходящие по смыслу слова, обменяйтесь работой с соседом по парте и осуществите взаимопроверку.

Рыбы – это _______________________ животные, обитающие в __________ среде. Все рыбы имеют _______________________ форму тела.

Тело рыб состоит из _________________, ______________________ и ______________ .

Органами движения рыб являются _____________________ . У рыб есть парные и _______________________ плавники. К ним относятся ____________________, _____________________ и ____________________ плавник.

Тело рыб покрыто _____________. Кожные покровы вырабатывают _______________.

На голове расположены _____________, лишённые век.

Органы дыхания - _______________. Основным органом, который позволяет ориентироваться в мутной воде, является _________________ __________.

2) Прочтите предлагаемый текст. Ответьте на поставленные вопросы, используя текст учебника и имеющиеся знания из других учебных дисциплин.

3) Прочтите отрывок из художественного произведения. Какие особенности образа жизни и поведения животного описал автор?

Жизнь земноводных связана с водной и наземно-воздушной средами. Зеленая лягушка летом встречается по берегам водоёмов. Здесь она подкарауливает насекомых, пауков, червей. Охотится лягушка только за движущейся добычей. При её приближении лягушка широко раскрывает рот, выбрасывает липкий язык, к нему приклеивается добыча, которую лягушка заглатывает. В случае опасности лягушка прыгает в воду и ныряет. Через некоторое время она всплывает, выставляя над поверхностью воды выступающие на голове глаза и ноздри. Если всё спокойно, она выбирается на берег. Лягушки, как и другие земноводные, активны лишь в тёплое время года. С наступлением холодов они опускаются на дно водоемов, закапываются в ил и впадают в оцепенение. Тритоны и жабы зимуют в наземных укрытиях — древесной трухе, норах грызунов, в углублениях почвы.

4) Прочитайте текст. Найдите в нѐм 3 предложения, в которых допущены ошибки, и исправьте их.

Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 1. В лесах летом можно найти паука-крестовика. 2. Тело паука разделено на три отдела — голову, грудь и брюшко. 3. На брюшке кроме крестообразного узора имеются паутинные железы — паутинные бородавки. 4. Паук имеет 5 пар ходильных ног и одну пару ротовых органов — челюстей. 5. Ими пауки перетирают пыльцу цветков, мякоть плодов и другую растительную пищу.

5. Преобразование текстовой информации в иные формы. Используя содержание текста, выполните задания:


Сравнительная характеристика плоских червей


Плоские черви – древняя группа животных. Представлены они тремя классами: свободноживущими ресничными червями и паразитическими формами – сосальщиками и ленточными червями. Плоские черви – двустороннесимметричные животные.

У свободноживущих червей (например, белой планарии) есть органы чувств, но нет приспособлений для прикрепления к хозяину, таких, как присоски или крючки, которые есть у паразитических форм. Так, у взрослого печёночного сосальщика есть слаборазветвлённая кишка, ротовая и брюшная присоски. Личинка бычьего цепня снабжена шестью крючками. У свободноживущих червей менее прочные покровы по сравнению с прочной кутикулой паразитирующих представителей данного типа. Цикл развития у них простой и происходит без смены хозяев.

Жизненный цикл паразитирующих червей происходит со сменой хозяев. Развитие первой личиночной стадии печёночного сосальщика происходит в теле улитки – малом прудовике. Вторая стадия - хвостатая личинка - плавает, а затем превращается в цисту и прикрепляется к траве. Пришедшие на водопой животные проглатывают цисты печёночного сосальщика. Развитие взрослой особи происходит уже в организме овцы или коровы.

Личинки бычьего цепня развиваются в организме коровы. Человек заражается цепнем, съев вместе с непрожаренным мясом финну (личинку в плотном пузырьке) бычьего цепня, которая превращается во взрослую форму – длинного червя, состоящего из множества члеников, каждый из которых снабжён собственным половым аппаратом.


  1. Какие организмы называют паразитами?

  2. Пользуясь текстом, заполните таблицу:

Представитель

Особенности строения

Особенности развития

Хозяева

Белая планария


Развитие без хозяина, прямое











  1. Для чего паразитическим червям нужна кутикула? Чем можно объяснить наличие на поверхности тела бычьего цепня огромного количества ворсинок?

  2. Нарисуйте схемы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня.

  3. Составьте памятку: какие меры необходимо соблюдать, чтобы не заразиться паразитическими червями.



Главной проблемой в обучении является низкий уровень мотивации учащихся. Используемые методы и приѐмы в работе позволяют преодолеть и эту проблему. Повышает интерес к изучаемому предмету применение нестандартных заданий с использованием рефлексии. Приведу некоторые примеры.

6) Игра «В чужом теле».

Представьте себя конкретным животным. Опишите ваш внешний вид. Как особенности внешнего строения помогают вам приспосабливаться к условиям обитания? Какие плюсы и минусы вашей среды обитания? Как вы спасаетесь от врагов? Где и как проводите зиму? Опишите свои действия и ощущения.

7) Построение логической цепочки.

В одном из районов Колумбии в борьбе с насекомыми, вредящими лесам, многократно применили сильнейшие ядохимикаты. И вдруг оказалось, что в ближайших реках полностью исчезли лососи. Какова связь между упомянутыми фактами? Постройте ваш ответ в виде последовательности событий.

8) Игра «Загадочный зверь».

Перед вами – рисунок необычного животного, которого не существует в природе. Признаки представителей каких классов животного мира оно в себе сочетает? В каких средах обитания оно могло бы жить? Обоснуйте свой ответ и подтвердите его примерами.

9) Практико-ориентированные задания, связанные с решением реальных жизненных задач.

У вас дома есть аквариум, и вы задумались над проблемой очистки воды от органических остатков корма для рыб. Консультант в зоомагазине предложил вам поместить в аквариум моллюсков. Представителей какого класса моллюсков необходимо поместить в аквариум? Почему ваш выбор остановился именно на них? Как называются такие организмы? Ответы поясните.

10) «Вписывание» сказочного персонажа в современную научную картину мира.

Все вы, наверное, помните одного из героев русских народных сказок – Змея Горыныча. Давайте попробуем на него взглянуть с научной точки зрения!

Для этого представьте его научную классификацию, определив (насколько возможно подробно) его место в системе животного мира (царство, тип, подтип, класс, отряд, подотряд, вид). Объясните, по каким признакам строения вы сумели определить его принадлежность к конкретной группе (таксону).

Какой уникальной особенностью обладают его современные «родственники» (способностью к регенерации). Вспомните из сказок, что отрастало на месте отрубленной головы? Возможно ли такое явление у его современных сородичей?

Подобные задания помогают формировать устойчивый интерес к предмету. Наряду с перечисленными методами используется технология полного усвоения знаний, что позволяет повысить мотивацию к учебной деятельности, способствует творческому развитию личности учащихся и реализации компетентностного подхода в обучении.



Литература:

  1. Основы смыслового чтения и работа с текстом. 7-9 классы. Биология. География / А.П.Большаков. – Волгоград: Учитель, 2016. – 95с.

  2. Биология. Мир животных. 7 кл.: задачи, дополнительные материалы / Е.Н. Демьянков, А.И.Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.- 175с.: ил.

  3. Биология. Животные. Сборник задач и упражнений: 7-8 классы: учебное пособие: Е.Н.Демьянков, А.Н.Соболев, П.В.Полещук. – Москва: Просвещение, 2021. – 192с.: ил.

  4. Открытый банк заданий ФИПИ.