СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностный подход в реализации задач социализации воспитанников с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентностный подход в реализации задач социализации воспитанников с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход в реализации задач социализации воспитанников с ОВЗ»

 Компетентностный подход  в реализации задач социализации  воспитанников с ОВЗ  Артемьева Оксана Владимировна  учитель начальных классов  МОУ «С(К)ОШИ № 4»

Компетентностный подход в реализации задач социализации воспитанников с ОВЗ

Артемьева Оксана Владимировна

учитель начальных классов

МОУ «С(К)ОШИ № 4»

Источник: 1. http ://www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai/

Источник:

1. http ://www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai/

Понятие «социализация» процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта , процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств Философия  процесс и результат взаимодействия личности и социальной среды, в ходе которого происходит усвоение и активное воспроизводства индивидом социального опыта .  Преобразование социального опыта в  личный опыт в виде социальных составляющих личности – ценностных ориентаций, взглядов, установок   Педагогический смысл социализации выражается через воспитание  Результатом социализации и воспитания признается социальный опыт  Психология       Педагогик а

Понятие «социализация»

  • процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта , процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств
  • Философия

  • процесс и результат взаимодействия личности и социальной среды, в ходе которого происходит усвоение и активное воспроизводства индивидом социального опыта .

Преобразование социального опыта в

личный опыт в виде социальных составляющих личности – ценностных ориентаций, взглядов, установок

  • Педагогический смысл социализации выражается через воспитание

Результатом социализации и воспитания признается социальный опыт

  • Психология

  • Педагогик а
Процесс социализации личности - единство изменения Деятельности Общения Самосознания   Деятельности Общения Самосознания   трех сфер, в которых  он осуществляется

Процесс социализации личности -

единство изменения

  • Деятельности Общения Самосознания
  • Деятельности
  • Общения
  • Самосознания

трех сфер, в которых

он осуществляется

Социальный опыт -  результат активного взаимодействия ребенка  с окружающим миром   в процессе разнообразной деятельности освоение социальной информации, умений и навыков;  в ходе общения с людьми разного возраста и различных социальных групп  - расширение системы социальных отношений, усвоение социальных установок и ценностей; посредством выполнения социальных ролей - усвоение ребенком моделей поведения .

Социальный опыт - результат активного взаимодействия ребенка с окружающим миром

в процессе разнообразной деятельности

  • освоение социальной информации, умений и навыков;

в ходе общения с людьми разного возраста и различных социальных групп

  • - расширение системы социальных отношений, усвоение социальных установок и ценностей;

посредством выполнения социальных ролей

  • - усвоение ребенком моделей поведения .
Педагогическое руководство социализацией  означает целенаправленное создание условий становления социального опыта  у детей

Педагогическое руководство социализацией

означает

целенаправленное создание условий становления социального опыта

у детей

Социализация  в специальной педагогике - освоение знаний и навыков общественной жизни,  - выработка общепринятых стереотипов, норм и правил поведения, Рассматривается в контексте независимого образа жизни , освоение ценностных ориентаций, принятых в данном обществе,  эффективной для полноценного участия в стандартных формах социального взаимодействия и коммуникации  социальной и культурной интеграции лиц Важное условие полноценной социализации - освоение навыков социального общения (коммуникации)  с ОВЗ

Социализация в специальной педагогике

- освоение знаний и навыков общественной жизни,

- выработка общепринятых стереотипов, норм и правил поведения,

Рассматривается в контексте независимого образа жизни ,

  • освоение ценностных ориентаций, принятых в данном обществе,

эффективной

для полноценного участия в стандартных формах социального взаимодействия и коммуникации

социальной и культурной интеграции лиц

Важное условие полноценной социализации - освоение навыков социального общения (коммуникации)

с ОВЗ

Социализация  в специальной педагогике Целенаправленное формирование социального опыта у детей с ОВЗ:  опыта разрешать жизненные проблемы, делать осознанный нравственный выбор в поле специально организованного образовательного пространства , где ребенок получает необходимые для успешной социализации знания, умения, навыки, осваивает социальные роли, принятые в обществе формы социального поведения, и коммуникации (Концепция ГОС для детей с ОВЗ)

Социализация в специальной педагогике

Целенаправленное формирование

социального опыта

у детей с ОВЗ:

  • опыта разрешать жизненные проблемы,
  • делать осознанный нравственный выбор

в поле специально организованного

образовательного пространства ,

где ребенок получает необходимые для успешной социализации

  • знания, умения, навыки,
  • осваивает социальные роли,
  • принятые в обществе формы социального поведения,
  • и коммуникации

(Концепция ГОС для детей с ОВЗ)

Специальный  федеральный государственный  стандарт общего образования  детей с ограниченными возможностями здоровья   Предмет стандартизации  уровень образования, который в результате обучения осваивает ребенок  Результат обучения два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: “академический” и “жизненной компетенции”  Уровень образования  специфика соотношения компонентов “ академического” и “жизненной компетенции”

Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Предмет стандартизации

уровень образования, который в результате обучения осваивает ребенок

Результат обучения

два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: “академический” и “жизненной компетенции”

Уровень образования

специфика соотношения компонентов

академического” и “жизненной компетенции”

Что такое «компетенции»? предполагаемые, прогнозируемые результаты образования,  ориентированные на подготовленность личности (понимаемую как способность применить на практике) к решению актуальных задач в определенной сфере жизнедеятельности

Что такое «компетенции»?

предполагаемые, прогнозируемые

результаты образования,

ориентированные на подготовленность личности (понимаемую как способность применить на практике)

к решению актуальных задач в определенной сфере жизнедеятельности

 компетенции -  интегративный результат образования, представляющий потенциальные  психологические новообразования  в сферах: когнитивной деятельностно-практической  личностной  теоретические знания и представления  об объектах действительности,  о способах действий с ними умения и навыки , алгоритмы действий  и опыт их применения в определенной области деятельности  мотивационно-ценностные отношения и ориентации, т.е. - готовность к самостоятельной реализации знаний и умений в конкретной практической ситуации, способность к расширению знаний и формированию новых умений

компетенции - интегративный результат образования, представляющий потенциальные психологические новообразования

в сферах:

  • когнитивной
  • деятельностно-практической
  • личностной
  • теоретические знания и представления

об объектах действительности,

о способах действий с ними

  • умения и навыки , алгоритмы действий

и опыт их применения в определенной области деятельности

  • мотивационно-ценностные отношения и ориентации, т.е. - готовность

к самостоятельной реализации знаний и умений в конкретной практической ситуации,

способность к расширению знаний и формированию новых умений

Особые образовательные потребности  в области социализации детей с нарушением интеллекта В аспекте диагностики ( «диагностика как этап коррекции»)  соотношение двух контекстов диагностики: клинического социально-психологического (функциональный диагноз).  Функциональная диагностика проблем личности ребенка в контексте      реальных жизненных коллизий, возникающих     в процессе его социализации, социальный прогноз в развитии. Содержание функциональной диагностики 1. Наиболее важные сферы психосоциальной активности ребенка – игровая и учебная деятельность, взаимоотношения с окружающими,  особенности поведения; 2. Индивидуализация конкретных проблем ребенка; 3. Определение приоритетов в коррекционной работе, повышение эффективности  педагогических воздействий.

Особые образовательные потребности в области социализации детей с нарушением интеллекта

В аспекте диагностики ( «диагностика как этап коррекции»)

соотношение двух контекстов диагностики:

  • клинического
  • социально-психологического (функциональный диагноз).

Функциональная диагностика проблем личности ребенка в контексте реальных жизненных коллизий, возникающих

в процессе его социализации, социальный прогноз в развитии.

Содержание функциональной диагностики

1. Наиболее важные сферы психосоциальной активности ребенка –

  • игровая и учебная деятельность,
  • взаимоотношения с окружающими,
  • особенности поведения;

2. Индивидуализация конкретных проблем ребенка;

3. Определение приоритетов в коррекционной работе, повышение эффективности

педагогических воздействий.

Особые образовательные потребности  в области социализации детей с нарушением интеллекта В аспекте задач и содержания обучения и воспитания  Повышение качества социально-психологической адаптации детей  в ходе «онтогенетической социализации»: взаимодействие ребенка и социальной среды проблемные ситуации в сфере межличностных отношений опыт преодоления механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера, т.е. - адаптивное поведение  Задачи: формирование на уровне возраста - опыта разрешать жизненные проблемы и - делать осознанный нравственный выбор

Особые образовательные потребности в области социализации детей с нарушением интеллекта

В аспекте задач и содержания обучения и воспитания

Повышение качества социально-психологической адаптации детей

в ходе «онтогенетической социализации»:

взаимодействие ребенка и социальной среды

проблемные ситуации в сфере межличностных отношений

опыт преодоления механизмы и нормы социального

поведения, установки, черты характера, т.е. - адаптивное

поведение

Задачи: формирование на уровне возраста

- опыта разрешать жизненные проблемы и

- делать осознанный нравственный выбор

Особые образовательные потребности  в области социализации детей с нарушением интеллекта Процесс овладения ребенком социальным опытом обеспечивается педагогическими стратегиями  Ситуации социального опыта как целостная система: - деятельность ребенка по освоению социально значимого содержания; общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей;  содержание и структура его самосознания  Мировоззренческая ориентация педагогических стратегий  формирование целостных представлений образа мира  в социальном опыте: «мира вокруг», «мира в человеке», «человека в мире»

Особые образовательные потребности в области социализации детей с нарушением интеллекта

Процесс овладения ребенком социальным опытом обеспечивается педагогическими стратегиями

Ситуации социального опыта как целостная система:

- деятельность ребенка по освоению социально значимого содержания;

  • общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей;
  • содержание и структура его самосознания

Мировоззренческая ориентация педагогических стратегий

формирование целостных представлений образа мира

в социальном опыте:

«мира вокруг», «мира в человеке», «человека в мире»

Особые образовательные потребности  в области социализации детей с нарушением интеллекта В соответствии с педагогическими стратегиями определяются механизмы социализации , трансформированные в методах воспитания

Особые образовательные потребности в области социализации детей с нарушением интеллекта

В соответствии с педагогическими стратегиями

определяются

механизмы социализации ,

трансформированные в методах воспитания

Особые образовательные потребности  в области социализации детей с нарушением интеллекта В аспекте методов, средств, форм педагогической деятельности Педагогическая деятельность социализирующей направленности осуществляется с позиций онтогенетического подхода:  организации социального опыта ребенка в различных формах совместной деятельности , игрового и учебного взаимодействия с одновременной качественной индивидуализацией обучения и воспитания.

Особые образовательные потребности в области социализации детей с нарушением интеллекта

В аспекте методов, средств, форм педагогической деятельности

Педагогическая деятельность социализирующей направленности осуществляется с позиций онтогенетического подхода:

  • организации социального опыта ребенка в различных формах совместной деятельности ,
  • игрового и учебного взаимодействия
  • с одновременной качественной индивидуализацией обучения и воспитания.
Особые образовательные потребности  в области социализации детей с нарушением интеллекта Специальная организация коррекционно-развивающей образовательной среды , оптимально способствующей формированию и развитию опыта общения, сотрудничества, усвоению навыков культурного и социального поведения, креативных умений в доступных разнообразных видах деятельности Коррекционно-развивающая образовательная среда как целостная система выступает в качестве коррекционно-педагогической технологии социализации

Особые образовательные потребности в области социализации детей с нарушением интеллекта

Специальная организация

коррекционно-развивающей образовательной среды ,

оптимально способствующей формированию и развитию

  • опыта общения, сотрудничества,
  • усвоению навыков культурного и социального поведения,
  • креативных умений в доступных разнообразных видах деятельности

Коррекционно-развивающая образовательная среда

как целостная система выступает в качестве

коррекционно-педагогической технологии социализации

Особые образовательные потребности  в области социализации детей с нарушением интеллекта Вместе с тем, «включение ребенка в культуру» возможно в открытом социуме и в микросреде (семья, образовательное учреждение, сверстники)   максимально возможное расширение образовательного пространства, в том числе выход его за пределы образовательного учреждения

Особые образовательные потребности в области социализации детей с нарушением интеллекта

Вместе с тем,

«включение ребенка в культуру»

возможно в открытом социуме и в микросреде (семья, образовательное учреждение, сверстники)

максимально возможное расширение образовательного пространства,

в том числе

выход его за пределы образовательного учреждения

Основные задачи  педагогической деятельности педагога-дефектолога  в области социализации детей с ОВЗ Функциональная диагностика социального опыта детей 2. Индивидуализация организации социального опыта детей  ( условия, среда, содержание, формы ) 3. Организация ситуаций социального опыта детей в условиях коррекционно-развивающей образовательной среды

Основные задачи педагогической деятельности педагога-дефектолога в области социализации детей с ОВЗ

  • Функциональная диагностика социального опыта детей

2. Индивидуализация организации социального опыта детей

( условия, среда, содержание, формы )

3. Организация ситуаций социального опыта детей в условиях коррекционно-развивающей образовательной среды