Компетентностный подход в реализации задач социализации воспитанников с ОВЗ
Артемьева Оксана Владимировна
учитель начальных классов
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
Источник:
1. http ://www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai/
Понятие «социализация»
- процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта , процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств
- процесс и результат взаимодействия личности и социальной среды, в ходе которого происходит усвоение и активное воспроизводства индивидом социального опыта .
Преобразование социального опыта в
личный опыт в виде социальных составляющих личности – ценностных ориентаций, взглядов, установок
- Педагогический смысл социализации выражается через воспитание
Результатом социализации и воспитания признается социальный опыт
Процесс социализации личности -
единство изменения
- Деятельности Общения Самосознания
- Деятельности
- Общения
- Самосознания
трех сфер, в которых
он осуществляется
Социальный опыт - результат активного взаимодействия ребенка с окружающим миром
в процессе разнообразной деятельности
- освоение социальной информации, умений и навыков;
в ходе общения с людьми разного возраста и различных социальных групп
- - расширение системы социальных отношений, усвоение социальных установок и ценностей;
посредством выполнения социальных ролей
- - усвоение ребенком моделей поведения .
Педагогическое руководство социализацией
означает
целенаправленное создание условий становления социального опыта
у детей
Социализация в специальной педагогике
- освоение знаний и навыков общественной жизни,
- выработка общепринятых стереотипов, норм и правил поведения,
Рассматривается в контексте независимого образа жизни ,
- освоение ценностных ориентаций, принятых в данном обществе,
эффективной
для полноценного участия в стандартных формах социального взаимодействия и коммуникации
социальной и культурной интеграции лиц
Важное условие полноценной социализации - освоение навыков социального общения (коммуникации)
с ОВЗ
Социализация в специальной педагогике
Целенаправленное формирование
социального опыта
у детей с ОВЗ:
- опыта разрешать жизненные проблемы,
- делать осознанный нравственный выбор
в поле специально организованного
образовательного пространства ,
где ребенок получает необходимые для успешной социализации
- знания, умения, навыки,
- осваивает социальные роли,
- принятые в обществе формы социального поведения,
- и коммуникации
(Концепция ГОС для детей с ОВЗ)
Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Предмет стандартизации
уровень образования, который в результате обучения осваивает ребенок
Результат обучения
два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: “академический” и “жизненной компетенции”
Уровень образования
специфика соотношения компонентов
“ академического” и “жизненной компетенции”
Что такое «компетенции»?
предполагаемые, прогнозируемые
результаты образования,
ориентированные на подготовленность личности (понимаемую как способность применить на практике)
к решению актуальных задач в определенной сфере жизнедеятельности
компетенции - интегративный результат образования, представляющий потенциальные психологические новообразования
в сферах:
- деятельностно-практической
- теоретические знания и представления
об объектах действительности,
о способах действий с ними
- умения и навыки , алгоритмы действий
и опыт их применения в определенной области деятельности
- мотивационно-ценностные отношения и ориентации, т.е. - готовность
к самостоятельной реализации знаний и умений в конкретной практической ситуации,
способность к расширению знаний и формированию новых умений
Особые образовательные потребности в области социализации детей с нарушением интеллекта
В аспекте диагностики ( «диагностика как этап коррекции»)
соотношение двух контекстов диагностики:
- клинического
- социально-психологического (функциональный диагноз).
Функциональная диагностика проблем личности ребенка в контексте реальных жизненных коллизий, возникающих
в процессе его социализации, социальный прогноз в развитии.
Содержание функциональной диагностики
1. Наиболее важные сферы психосоциальной активности ребенка –
- игровая и учебная деятельность,
- взаимоотношения с окружающими,
- особенности поведения;
2. Индивидуализация конкретных проблем ребенка;
3. Определение приоритетов в коррекционной работе, повышение эффективности
педагогических воздействий.
Особые образовательные потребности в области социализации детей с нарушением интеллекта
В аспекте задач и содержания обучения и воспитания
Повышение качества социально-психологической адаптации детей
в ходе «онтогенетической социализации»:
взаимодействие ребенка и социальной среды
проблемные ситуации в сфере межличностных отношений
опыт преодоления механизмы и нормы социального
поведения, установки, черты характера, т.е. - адаптивное
поведение
Задачи: формирование на уровне возраста
- опыта разрешать жизненные проблемы и
- делать осознанный нравственный выбор
Особые образовательные потребности в области социализации детей с нарушением интеллекта
Процесс овладения ребенком социальным опытом обеспечивается педагогическими стратегиями
Ситуации социального опыта как целостная система:
- деятельность ребенка по освоению социально значимого содержания;
- общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей;
- содержание и структура его самосознания
Мировоззренческая ориентация педагогических стратегий
формирование целостных представлений образа мира
в социальном опыте:
«мира вокруг», «мира в человеке», «человека в мире»
Особые образовательные потребности в области социализации детей с нарушением интеллекта
В соответствии с педагогическими стратегиями
определяются
механизмы социализации ,
трансформированные в методах воспитания
Особые образовательные потребности в области социализации детей с нарушением интеллекта
В аспекте методов, средств, форм педагогической деятельности
Педагогическая деятельность социализирующей направленности осуществляется с позиций онтогенетического подхода:
- организации социального опыта ребенка в различных формах совместной деятельности ,
- игрового и учебного взаимодействия
- с одновременной качественной индивидуализацией обучения и воспитания.
Особые образовательные потребности в области социализации детей с нарушением интеллекта
Специальная организация
коррекционно-развивающей образовательной среды ,
оптимально способствующей формированию и развитию
- опыта общения, сотрудничества,
- усвоению навыков культурного и социального поведения,
- креативных умений в доступных разнообразных видах деятельности
Коррекционно-развивающая образовательная среда
как целостная система выступает в качестве
коррекционно-педагогической технологии социализации
Особые образовательные потребности в области социализации детей с нарушением интеллекта
Вместе с тем,
«включение ребенка в культуру»
возможно в открытом социуме и в микросреде (семья, образовательное учреждение, сверстники)
максимально возможное расширение образовательного пространства,
в том числе
выход его за пределы образовательного учреждения
Основные задачи педагогической деятельности педагога-дефектолога в области социализации детей с ОВЗ
- Функциональная диагностика социального опыта детей
2. Индивидуализация организации социального опыта детей
( условия, среда, содержание, формы )
3. Организация ситуаций социального опыта детей в условиях коррекционно-развивающей образовательной среды