Просмотр содержимого документа
«Компенсация дефекта развития»
Компенсация дефекта развития Проблема компенсации дефекта нашла отражение в большинстве работ Л.С. Выготского, посвященных проблемам дефектологии. Л.С. Выготский выдвинул положение, согласно которому задачей педагогики является компенсация вторичных дефектов. Он противопоставил первичный и вторичный дефекты и ограничил функции педагога и психолога. Компенсация психических функций (от лат. compensatio - уравновешивание, уравнивание) - возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенных функций.
В первом психологическом труде Выготский Л.С. писал, что компенсация - это общий биологический принцип замещения слабых или отсутствующих функций организма другими, родственными или близкими функциями; повышенное развитие функций, устраняющее тот или иной недостаток.
«Было бы ошибкой полагать, что процесс компенсации всегда непременно кончается удачей, успехом, всегда приводит к формированию таланта из дефекта. Как всякий процесс преодоления и борьбы, и компенсация может иметь два крайних исхода - победу и поражение, между которыми располагаются все возможные степени перехода от одного полюса к другому», - писал Лев Семенович.
Компенсация, как реакция личности на дефект, дает начало новым, обходным процессам развития, замещает, надстраивает, выравнивает психологические функции. Многое из того, что присуще нормальному развитию, исчезает или свертывается из-за дефекта. Создается новый, особенный тип развития.
Процессы компенсации, не протекают свободно, а направлены на определенные цели. Теория компенсации органично входила в исследуемую Выготским проблему развития и распада высших психических функций. Уже в 20-х гг., Л.С. Выготский выдвинул и обосновал необходимость социальной компенсации дефекта как задачи первостепенной важности: «Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически». В последующие годы Лев Семенович углубил и конкретизировал теорию компенсации. Необычайно важным для совершенствования теории компенсации и проблемы обучения аномальных детей было выдвинутое Л.С. Выготским положение о создании обходных путей развития аномального ребенка. В последнее время психологи проявляют интерес к социокультурной теории российского ученого Льва Выготского (1986-1934). Ключевое положение Выготского гласит, что детское мышление развивается посредством диалога с более развитыми индивидами.