СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностно-ориентированные задания как способ формирования и оценивания ключевых компетенций

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе осуществлена попытка выявления связи КОЗ с деятельностью обучающихся и формирования у них ключевых компетенций. 

Просмотр содержимого документа
«Компетентностно-ориентированные задания как способ формирования и оценивания ключевых компетенций»

Колтовской И.С. – учитель физики

МОБУ «Якутский городской лицей»


Компетентностно-ориентированные задания

как способ формирования и оценивания ключевых компетенций


Одним из способов формирования и оценивания ключевых компетенций является использование компетентностно-ориентированных заданий, которые позволяют существенно изменить организацию урока через создание специально организованной деятельности учащихся, создав тем самым условия и среду для самореализации и раскрытия творческих способностей учащихся. Под компетентностно-ориентированным заданием понимаем задание, которое требует использования знаний в условиях неопределённости, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий (В. А. Болотов).

Целью компетентностно-ориентированных заданий является формирование ключевых компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Компетентностно-ориентированные задания позволяют научить поиску и обработке информации, умению публично выступать перед одноклассниками, отвечать на заданные вопросы.

Компетентностно-ориентированные задания характеризуются следующими показателями:

- контекст, жизненность тематики заданий;

- деятельностный компонент, определены виды деятельности, на проверку которых направлено задание (на тот или иной аспект компетенции).

Отличительные характеристики компетентностных задач от традиционных (по Л. В. Павловой):

- значимость полученного результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;

- условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания, на которые нет явного указания в тексте задачи;

- информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, схема, таблица и т. д.), что потребует распознавания объектов;

- указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи;

- по структуре эти задачи нестандартные, то есть в структуре задачи не определены некоторые из её компонентов;

- наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объёмной формулировке задания;

- наличие нескольких способов решения, причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.

При составлении компетентностно-ориентирванных заданий их структура должна отвечать на ряд требований:

- определение аспектов формируемой (оцениваемой) компетенции;

- формулировка задания на основе выбранного аспекта компетенции, обозначение проблемы;

- создание ключей, модельных ответов, шкал;

- указание на формы и виды деятельности по решению проблемы (что должен сделать ученик, чтобы решить задачу);

- информация или ссылки на необходимую информацию для решения проблемы;
- форма предъявления результатов.

Ключ - это чётко зафиксированный ответ. Модельный ответ это примерный ответ, с которым учитель может сравнить ответ ученика. Шкала - за что и в каких пределах устанавливаются баллы.

Уровни построения компетентностно-ориентированных заданий и их соотнесение к уровню сложности заданий и проверяемым элементам, приведены в таблице № 1.

Таблица № 1

Уровни построения

Уровни сложности

Проверяемые элементы

1

Актуализация имеющихся знаний и способов деятельности

Задания базового уровня сложности

Освоение базовых знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения в старшей школе. Учащимся предлагаются стандартные задания, аналогичные тем, с которыми они встречаются на уроках

2

Необходимость применения знаний и способов деятельности в субъективно новой для учащегося ситуации

Задания повышенного уровня сложности

Способность учащихся действовать в ситуациях, в которых нет явного указания на способ выполнения задания, а школьник сам должен выбрать этот способ из набора известных ему или сочетать два-три известных способа действий

3

Трансформация известного и открытие нового в процессе анализа, синтеза, моделирования, оценки

Задания высокого уровня сложности

Способность учащихся решать учебные или практико-ориентированные задачи, в которых нет явного указания на способ выполнения, а учащийся сам должен сконструировать способ решения

4

Действия в творческой ситуации


Отличительные признаки компетентнетно-ориентированных заданий:

- деятельностная составляющая;

- предметные умения;

- умения работать с информацией;

- исследовательские умения.

Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определённым требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированные задания организуют деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.


Самым важным и главным направлением в деятельности учителя по созданию компетентностно-ориентированных заданий является

- определение проверяемых умений;

- выбор или разработка компетентностно-ориентированного задания, соответствующее выбранным компетенциям;

- определение порядка расположения заданий в тесте;

- определение шкалы оценивания.

Способов оценивания ключевых компетенций учащихся существует достаточно много: компетентностно-ориентированньте задания различной модификации, компетентностно-ориентированные тестовые задания, портфолио, модульно-рейтинговая система оценивания и др. Но многие исследователи приходят к единому результату: ни один из способов оценивания не может оценить уровень компетентности. Одни из оценочных средств в большей мере контролируют уровень освоения знаний, другие — умений, третьи — развитие личностных качеств и т. д. Т.о., при оценивании ключевых компетенций только комплексное использование общепринятых и инновационных методов и средств может гарантировать результат.

Преимущество использования компетентностно-ориентированных заданий заключается в том, что при оценке уровня сформированности ключевых компетенций учащихся использование компетентностно-ориентированных тестовых заданий можно выявить сформированность или несформированность тех или иных компетенций. Анализируя и сравнивая сведения из таблицы № 2, приведенной ниже, мы видим, что оценка посредством компетентностно-ориентированных тестовых заданий существенно отличается от традиционного тестирования с заданиями закрытого типа на выбор одного или нескольких правильных ответов. Компетентностно-ориентированные тестовые задания отличаются по характеру ответа: вопросы с кратким ответом, вопросы с расширенным структурированным ответом, вопросы с развёрнутым неструктурированным ответом. Задания в закрытой форме содержат всё необходимое для ответа, ученику нужно отметить выбранные элементы. Задания же в открытой форме требуют ввода дополнительной информации (ответ конструирует сам ученик), создания схем, графиков, таблиц и др. Их выполнение требует от учащегося совершения определённой деятельности по поиску, анализированию, обработке информации, разрешению возникшей проблемы и оформления результатов её решения.

Таблица № 2

Типология тестовых заданий, традиционных и компетентностно-ориентированных с примерами заданий с критериями оценивания

Типы

Характеристика/описание

Деятельность учащегося

Пример задания*

Правильный ответ

критерий

1. Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов

– Это такое задание, где есть готовые ответы, из которых учащийся должен выбрать правильный ответ

Ученик выбирает правильный ответ из числа готовых, предлагаемых в вариантах ответа

Количеством теплоты называют ту часть внутренней энергии, которую:

1) тело получает от другого тела при теплопередаче,

2) имеет тело,

3) тело получает или теряет при теплопередаче,

4) тело получает при совершении над ним работы.

3

За правильный ответ – 1 балл;

За неправильный ответ – 0 балл.

2. Задания с выбором нескольких
(множественным выбором) правильных ответов из фиксированного набора вариантов

– Это такое задание, где есть готовые ответы, из которых учащийся должен выбрать несколько правильных ответов. Задание предполагает наличие вариативности в выборе

Ученик выбирает правильный ответ, самостоятельно определяет количество правильных ответов

Молекулы в твердых телах:

1)расположены упорядоченно;

2) колеблются около положения равновесия;

3) наблюдается сильное взаимное притяжение;

4) колеблются около положения равновесия и совершают «прыжок».

1; 2; 3.

По 1 баллу за каждый верный выбор.

3. Задания с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов

– Это такое задание, предполагает выбор наиболее правильного ответов, правильных в разной степени, или для выбора нескольких правильных ответов

Ученик выбирает правильный ответ или несколько ответов

Испарение жидкости происходит:

1) при любой температуре;

2) при любой температуре с поверхностного слоя жидкости;

3) при любой температуре по всему объему жидкости.

2

За правильный ответ –

1 балл;

За неправильный ответ – 0 балл.

4. Задания с альтернативным ответом

– Это такое задание, где есть два варианта ответов (да-нет; правильно-неправильно), из которых учащийся должен выбрать правильный ответ. Предполагает серию вопросов к одному элементу заданий

Ученик выбирает правильный ответ из двух вариантов по каждому заданию

Пример задания, правильный ответ и модельный ответ приведены в приложении №1

5. Задания на установление соответствия

– Это такое задание, которое предполагает установление соответствия между двух множеств (списков): объектов, субъектов, процессов и др.) и их атрибутов: (свойств, характеристик, структур и др.). При этом количество элементов может не совпадать

Ученик определяет соответствия между элементами двух множеств

Установите соответствие между предложенными в левом столбце формулами и названиями величин, для вычисления которых они используются.

Формула

Используется для вычисления

А)

1) U

Б)

2) R

В)

3) I

Г) I2 · R· t

4) P

Д) I · U

5) Q

Е)

6) ρ


А – 3;

Б – 1;

В – 2;

Г – 5;

Д – 4;

Е – 6.


3 балла – если все верно,

2 балла – если допущена одна ошибка,

1 балл – если допущены две ошибки и

0 баллов – если 3 ошибки.


6. Задания на установление правильной последовательности

– Это такое задание, которое предполагает установление правильной последовательности, логических связей в ряду предлагаемых элементов

Ученик указывает правильную последовательность (порядок) элементов, действий, событий или процессов перечисленных в задании

Расположите в правильной последовательности алгоритм построения изображения предмета в линзе.

1. Достроить изображение, соединив точки.

2. Построить нижнюю точку (В) предмета, проведя фокусный луч через определенный фокус линзы.

3. Нанести условное обозначение предмета (вектор) согласно условию задачи.

4. Нарисовать условное обозначение линзы и провести через ее центр главную оптическую ось.

5. Построить верхнюю точку (А) предмета, проведя главный луч через центр линзы.

6. Дать характеристику полученного изображения предмета (вид, ориентация, размер).

7. Определить расположение фокусов (мнимого, действительного).

4, 7, 3, 5, 2, 1, 6.


Если все верно –

3 балла, ошибка в конце задания снижает оценку на 1 балл,

в середине – на 2 балла,

если в начале, то 0 баллов.


7. Задания на сортировку

– Это такое задание, которое предполагает ранжирование вариантов ответа согласно некоторому критерию (по дате, рейтингу), упорядочивание записей, списка, таблицы
и др.

Ученик сортирует содержание согласно заданию (указывает порядок действий или процессов)

Расположите по возрастанию единицы измерения электрического сопротивления:

Варианты ответов:

1) 1 мкОм;

2) 1 Ом;

3) 1 кОм;

4) 1 мОм.


1, 4, 2, 3

Если все верно –

3 балла, ошибка в конце задания снижает на 1 балл,

в середине – на 2 балла,

если в начале, то 0 баллов.

8. Задание на исключение лишнего

– Это такое задание, где присутствует лишний элемент/ы. В таких заданиях испытуемому предъявляется список объектов, слов, фигур, чисел и др. – а испытуемый должен найти общие закономерности отношения между элементами списка, на основании которых и делать заключения об их подобии или различии

Ученик находит лишний элемент/ы и указывает в ответе

Какой из перечисленных ниже физических приборов не используется для измерения силы тока в цепи?

А) амперметр,

Б) миллиамперметр,

В) вольтметр,

Г) гальванометр.

Правильный ответ:

Критерии оценки: за правильный ответ 1 балл, за неправильный 0 баллов.

В

За правильный ответ –

1 балл;

За неправильный ответ – 0 балл.

9. Задание на завершение предложений

– Это такое задание, где учащемуся необходимо продолжить предложение/я указанное в тексте либо из выбора ответов или самостоятельно

Ученик завершает предложение с того места, которое указанно в задании

Кипение – это:

1) процесс парообразования, происходящий с поверхностного слоя при любой температуре,

2) процесс парообразования, происходящий с поверхностного слоя при постоянной температуре,

3) процесс парообразования, происходящий по всему объему жидкости при постоянной температуре,

4) среди ответов 1–3 нет правильного ответа.

3

За правильный ответ –

1 балл;

За неправильный ответ – 0 балл.

10. Задание на дополнение

– Это такое задание, которое предполагает, что учащийся при ответе внесёт намеренно пропущенные термины и понятия в текст или предложение, при этом вариантов ответов нет

Ученик должен сам сформулировать ответы,
с учетом предусмотренных ограничений заполняя пропуски соответствующими словами, цифрами, символами и др.

Заполните пропуски в тексте. Вставьте слова: хорошей, плохой.

Алюминиевая кружка с чаем обжигает губы, а фарфоровая – нет. Это объясняется тем, что фарфор обладает … теплопроводностью, а металл – … проводимостью тепла.

плохой, хорошей

За правильный ответ –

1 балл;

За неправильный ответ – 0 балл.

11. Задание с неструктурированным ответом

– Это такое задание, которое предполагает структурировать предлагаемые варианты, чтобы получить ответ

Ученик необходимо структурировать предлагаемые варианты ответа (например, конструирует ответ из предложенной последовательности слов)

Расположите в правильной последовательности такты двигателя внутреннего сгорания: впуск, выпуск, рабочий ход, сжатие.

впуск,

сжатие, рабочий ход, выпуск


Если все правильно, то 1 балл, если нет, то 0 баллов.

12. Задание с лишними данными

– Это такое задания, которое в формулировка задания содержит лишние данные (которые не нужны для решения задания)

Среди предлагаемых ответов ученик отмечает лишнее

Решив задачу, укажите лишние данные.

Какое количество теплоты требуется для плавления льда массой 1 кг, взятого при температуре плавления 0 С?

Q = λ · m

Q = 3,4 ·105 Дж

t0 = 0 0С


Записана правильная формула – 1 балл;

Далее получен достоверный ответ – 2 балла;

Далее определены лишние данные –

3 балла.

13. Задание с кратким ответом

– Это такое задание, где в качестве ответа ученик вводит слово или словосочетание, цифры, букву, символ

Ученик вписывает слово, цифру и др.

Запишите в бланк ответ.

О каком способе теплопередачи идет речь? Чайная ложка, опущенная в горячий чай, нагревается.

Теплопроводность.

2 балла – если правильный ответ,

0 баллов – нет правильного ответа.

14. Задание с противоречивыми данными

– Это такое задание, где даны противоречивые данные, ученику необходимо определить их и выполнить задание

Ученик определяет лишнее и решает задание

укажите правильный ответ.

В каких из ситуаций речь идет о процессе теплопроводности?

А) Чайная ложка, опущенная в горячий чай, нагревается.

Б) В жаркий летний день камни на берегу реки сильно нагреваются.

В) Чайник с холодной водой поставили на горячую печь, через некоторое время вода нагрелась.

1. А и Б;

2. А и В;

3. Б и В.

2

За правильный ответ –

1 балл, неправильный –

0 баллов.

15. Задание с недостаточными данными

– Это такое задание, в котором недостаточно данных для решения, многовариантные тестовые задания (чтобы выполнить задание ученик должен сначала дополнить исходные данные или предложить несколько вариантов решения задания)

Ученик дополняет исходные данные, предлагает варианты решения задания

Каких данных не хватает для решения задачи? Выберите правильный ответ.

Сколько энергии выделится при кристаллизации и остывании от температуры плавления до температуры 330 С медной шинки размерами 1  5  20 см.

1) плотность меди,

2) удельная теплоемкость меди,

3) удельная теплота плавления меди,

4) удельное сопротивление меди.

1, 2, 3.

2 балла за правильный ответ,

0 баллов за неправильный.

16. Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа

– Это такое задание, в котором учащемуся необходимо выбрать ответ после моделирования (исследования) изучаемого объекта, процесса или явления

Ученик исследует, моделирует и выбирает правильный ответ

Выбрать получившийся результат с предложенным вариантом ответа.

На участке цепи при силе тока 2 А и электрическом сопротивлении 5 Ом мощность электрического тока равна...

Варианты ответов:

1. 50 Вт

2. 20 Вт

3. 10 Вт

4. 0, 4 Вт

2

За правильный ответ –

2 балла, неправильный –

0 баллов.

17. Задание на вычисление ответа

– Это такое задание, в котором учащемуся необходимо решить задание и вписать правильный ответ. Варианты ответов отсутствуют

Ученик решает и вписываем получившийся ответ (результат)

Пример задания, модельный ответ, указания к оцениванию, правильный ответ и критерии приведены в приложении №2

18. Комбинированные задания

– Это одно из наиболее сложных заданий, предполагающее внимание и мышление ученика, в таких заданиях правильный ответ в выборке может отсутствовать, может ответы приведены вместо вопроса и др.

Ученик ставит прочерк,
формулирует задание

Необходимо дорисовать чертеж и дать письменный ответ.

На рисунке представлено расположение собирающей линзы и трех предметов перед ней. Изображение какого из этих предметов будет действительным, уменьшенным, перевернутым? Приведите пример устройства, в котором можно получить такое изображение.

2, фотоаппарат

1. Правильно выполнены чертеж (чертежи) – 1 балл;

2. Выбран правильный ответ –

1 балл;

3. Правильно указано устройство (прибор) – 1 балл;

Максимально 3 балла.

Ошибка в конце задания снижает на 1 балл,

в середине – на 2 балла,

если в начале,

то 0 баллов.

19. Мини-кейс с вариантами ответов

– Это такое задание, которое предполагает решение ситуации учеником и нахождение из вариантов ответов или составление ответа

Ученик решает ситуацию и выбирает ответы

Пример задания, правильный ответ и критерии приведены в приложении №3

20. Мини-кейс без вариантов ответов

Ученик сам конструирует ответ на решение ситуации

Пример задания, модельный ответ, правильный ответ и критерии приведены в приложении №4

21. Задание со свободно конструируемым ответом

– Это такое задание, которое предполагает написание ответа в свободной развернутой форме: решение задачи с пояснением, небольшое сочинение и др.

Ученик самостоятельно формулируют ответ

Пример задания, модельный ответ и критерии (аналитическая шкала) приведены в приложении №5

22. Творческие задания

– Это самый сложный вариант компетентностно-ориентированного задания, которое предполагает создание кластеров, схем, таблиц и др. При этом учитель не должен на уроке давать схематично, ученик сам должен структурировать изученный материал

Ученик выполняет творческое задание в указанной форме

Пример задания, модельный ответ (кластер) и критерии (аналитическая шкала) приведены в приложении №6

* В колонке 4 в качестве примера использованы задания, разработанные Т. М. Герасименко, учителем физики из Омской области

Переход на компетентностно-ориентированные задания должен быть постепенным, усложняясь по мере прохождения предмета. В заданиях с конструируемым ответом готовые ответы не даются, их должен придумать или получить сам ученик. Т.о., компетентностно-ориентированные задания позволяют проверить сформированность учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенций.

Ниже в таблице № 3 привожу в качестве иллюстрации показатели сформированности ключевых компетенций по А.В.Пашкевич. По таксономии Б.Блума уровни сформированности ключевых компетенций, приведенные в третьей колонке, соответствуют III уровню – продвинутому (синтез, оценка).


Таблица № 3

Показатели и уровень сформированности ключевых компетенций

Компетен

ции

Показатели

Уровень







Информа

ционная компетен

ция

Планирование информационного поиска

Самостоятельно определяет стратегию поиска необходимой недостающей информации и его источник

Поиск информации в сети Интернет

Моделирует множество индикаторов поиска информации, используя расширенные параметры поисковых систем

Извлечение информации

Умеет извлекать наиболее значимую информацию из текста, из наглядного материала: карты, таблицы, графики, диаграммы и др.

Преобразование инфор-мации в другие формы

Умеет представлять информацию в наиболее эффективном виде исходя из поставленных задач

Систематизация информации

Умеет систематизировать, преобразовать и адаптировать полученную информацию требованием задания

Использование современных компью-терных технологий при работе с информацией

Умеет использовать современные технологии при работе с информацией, создавать электронные презентации, схемы, графики, таблицы, диаграммы и др.

Публичное представле-ние своих результатов с использованием ком-пьютерных технологий

Публично демонстрирует результаты своих исследований с использованием компьютерных средств и технологий (самостоятельно или при незначительной помощи учителя)











Коммуни

кативная компетен

ция

Устная коммуникация

Развитая монологическая и диалогическая речь, умение грамотно пользоваться «языком предмета»

Письменная коммуникация

Умеет представлять результаты в письменной нерегламентированной форме, определяет жанр и структуру письменного документа в соответствии с поставленной целью. При изложении мыслей полностью придерживается темы, не допуская грубых грамматических ошибок. В подтверждении своих тезисов подкрепляет убедительными примерами, фактами. Грамотно использует первоисточники, корректно ставя ссылки и цитаты. Тема раскрыта полностью

Презентация результатов своей деятельности

Умеет публично представить результаты своей собственной деятельности, выбрать способ или форму, выстроив логику выступления, адекватно подобрав наглядные средства

Продуктивная групповая коммуникация

Активно работает в группе, выступает с инициативой, высказывает свое мнение, считается с мнениями группы. Сотрудничает в совместном решении проблем.

Способен организовать деятельность группы на успешное выполнение задания, распределить работу среди членов группы, координировать ход выполнения задания, дать оценку группы и ее участников, выступать от имени группы

Участие в дискуссии / дебатах

Умеет делать выводы, подводить итоги обсуждения, заявлять свою позицию, формулировать и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Высказывания логичны, содержательны, конкретны

Выполнение различных социальных ролей

Умеет выполнять различные социальные роли и выступать от имени взятой на себя социальной роли

Умение отвечать и задавать вопросы

Умеет грамотно отвечать на поставленные вопросы и их формулировать








Учебно-познава

тельная компетен

ция

Планирование познавательной деятельности

Организовывает собственную познавательную деятельность, умеет прогнозировать результаты своей работы

Нахождение, перера-ботка, использование информации для решения учебных задач/ситуаций

Способен находить, перерабатывать и использовать информацию для решения учебных заданий в новых незнакомых ситуациях

Применение знаний в нестандартной ситуации

Умеет выполнять задания, порождать новые решения, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях (выполнение заданий как воспроизводящего, так и творческого характера)

Проектная и исследовательская деятельность

Вовлечен в проектную и исследовательскую деятельность предполагающая получение нового знания, требующих различных инновационных подходов и методов решения

Способность ставить и задавать вопросы по сути проблемы и отыс-кивать на них ответ

Задает вопросы по сути проблемы, замечает свои ошибки и умеет их исправлять


Анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности

Способны адекватно себя оценивать и проводить рефлексию своей учебно-познавательной деятельности


Умение анализировать, выделять главное, от-брасывать второстепен-ное, находить причин-но-следственные связи, систематизировать, отыскивать доказательства

Умеет анализировать, выделять главное, отбрасывать второстепенное, находить 11ричинно-следственные связи, систематизировать, отыскивать доказательства



Приложения

Приложение № 1

Задание с альтернативным ответом.

Инструкция по выполнению задания: выбрать верное утверждение.

Если вы согласны с утверждением, поставьте «+» в столбике «Верно», если не согласны – в столбике «Неверно».

Утверждение

Верно

Неверно

1

Молекулы состоят из атомов



2

При нагревании все вещества сжимаются



3

Распространение запахов – пример диффузии



4

Молекулы воды отличаются друг от друга



5

Промежутки между молекулами минимальны в газах



6

При нагревании веществ скорость диффузии увеличивается



7

Проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества называется броуновским движением



8

Потенциальная энергия – энергия движения тела



9

Тела, у которых частицы располагаются в определенном порядке, называются твердыми телами



10

При нагревании вещества его молекулы увеличиваются



Модельный ответ:

п/п

Утверждение

Верно

Неверно

1

Молекулы состоят из атомов

+


2

При нагревании все вещества сжимаются


+

3

Распространение запахов – пример диффузии

+


4

Молекулы воды отличаются друг от друга


+

5

Промежутки между молекулами минимальны в газах


+

6

При нагревании веществ скорость диффузии увеличивается

+


7

Проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества называется броуновским движением


+

8

Потенциальная энергия – энергия движения тела


+

9

Тела, у которых частицы располагаются в определенном порядке, называются твердыми телами

+


10

При нагревании вещества его молекулы увеличиваются


+

Верные утверждения: 1, 3, 6, 9; неверные: 2, 4, 5, 7, 8, 10.

Критерии оценки: за все правильные ответы – 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, допущено более 1 ошибки – 0 баллов.



Приложение №2

Расчетные задания на вычисление ответа.

Инструкция по выполнению задания: записать полное решение задачи, а также математическое преобразование и расчёты, приводящие к числовому ответу.

В алюминиевую кружку массой 200 г, начальная температура которой 200С, налили горячую воду массой 100 г. Начальная температура воды 800С. Пренебрегая теплообменом с окружающей средой, определите температуру системы тел «кружка – вода» после установления теплового равновесия.

Дано:

m1 = 200 г, т2 = 100 г

t1 = 20 °С

t2 = 80 °С

с1 = 920 Дж/(кг·°С)

с2 = 4200 Дж/(кг·°С)

t = ?

Решение.

Q1 = с1m1 (t0- t1)

Q2 = с2т2 (t2 – t0)

Q2 = Q1

Ответ: t = 62 0С

Указания по оцениванию

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записано краткое условие задачи;

2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении – уравнение теплового баланса);

3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями).

3

Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.

ИЛИ

Представлено правильное решение только в общем виде, без каких- либо числовых расчётов.

ИЛИ

Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в мате­матических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка.

2

Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи.

ИЛИ

Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка.

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

0

Максимальный балл

3

Критерии оценивания: если все верно – 3 балла, ошибка в конце задания снижает оценку на 1 балл, в середине – на 2 балла, если в начале, то 0 баллов.



Приложение № 3

Мини-кейс с вариантами ответа.

Инструкция по выполнению задания: решите ситуацию и выберите ответ.

Вам предстоит совершить прогулку с Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном по «временам года» и попытаться найти ответы на их вопросы.

Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленно снеговые тучи. В роще становилось всё сумрачнее, всё тише, и наконец пошёл густой снег. Подул ветер. Шерлок Холмс и доктор Ватсон возвращались с прогулки домой. Началась метель. Снег слепил глаза, ветер обволакивал холодом. «Скорей бы кончилась эта метель, холод ужасный», – ворчал Ватсон, потирая замёрзшие щёки.«Если снег перестанет идти, может наступить сильный мороз», – сказал Холмс. «Почему?» – спросил Ватсон.

1. Когда идёт снег, всегда теплее, т. к. при кристаллизации внутренняя энергия тела выделяется в окружающую среду, следовательно, температура воздуха увеличивается.

2. Когда идёт снег, всегда теплее, т. к. при плавлении внутренняя энергия тела выделяется в окружающую среду, следовательно, температура воздуха увеличивается.

3. Когда идёт снег, всегда теплее, т. к. при кристаллизации внутренняя энергия тела выделяется в окружающую среду, следовательно, температура воздуха уменьшается.

4. Когда идёт снег, всегда теплее, т. к. при плавлении внутренняя энергия тела поглощается из окружающей среды, следовательно, температура воздуха увеличивается.

Правильный ответ: 1.

Критерии оценки: за правильный ответ – 1 балл, за неправильный – 0 баллов.



Приложение № 4

Мини-кейс без вариантов ответа.

Инструкция по выполнению задания: сконструировать ответ на решение ситуации.

Рассмотрите картинку, внимательно прочитайте пословицу. О каком физическом процессе идет речь? Опишите взаимосвязь всех физических процессов, используя данный рисунок.

Суши зерно, пока солнце высоко

Модельный ответ:

1. Правильно указан физический процесс

Испарение

2. Правильно объяснена ситуация с физической точки зрения

Пословицу можно объяснить зависимостью испарения влаги от температуры окружающего воздуха. Солнечная энергия передаётся на землю таким видом теплопередачи, как излучение. Максимальное излучение по интенсивности энергии в тот момент, когда солнце находится высоко в небе, в зените. Лучи падают на землю практически под прямым углом к горизонту. В это время происходит интенсивнее испарение влаги

3. Частично объяснена ситуация с физической точки зрения

Пословицу можно объяснить зависимостью испарения влаги от температуры окружающего воздуха. Солнечная энергия передаётся на землю таким видом теплопередачи, как излучение

Модельный ответ:

1. Правильно указан физический процесс

1 балл

2. Правильно объяснена ситуация с физической точки зрения

2 балла

3. Частично объяснена ситуация с физической точки зрения

1 балл

Максимальное количество баллов

3 балла

Критерии оценки: если все верно – 3 балла, ошибка в конце задания снижает на 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов.



Приложение № 5

Задание со свободно конструируемым ответом.

Инструкция по выполнению задания: сравните два поля: электрическое и магнитное. Для этого, используя учебник, определите линии сравнения, при необходимости составьте таблицу.

Модельный ответ:

Линии сравнения

Электростатическое поле

Магнитное поле

Определение

   

   

Источники

   

   

Обнаружение



Главное свойство поля



Силовые линии



Модельный ответ:

1. Определены менее 5 сравнительных характеристик

2 балла

2. Определены менее 3 сравнительных характеристик

  1. балл

3. Не определены сравнительные характеристики

0 баллов

4. Все характеристики описаны правильно

2 балла

5. Характеристики описаны частично

1 балл

Максимальное количество баллов

4 балла

Критерии оценивания: аналитическая шкала.

 определены все сравнительные характеристики и правильно описаны – 4 балла,

 определены все характеристики, но описаны частично – 3 балла,

 определены менее 3 сравнительных характеристик и правильно описаны – 3 балла,

 определены менее 3 сравнительных характеристик и частично описаны – 2 балла,

 определены менее 3 сравнительных характеристик и не описаны – 1 балл,

 не определены сравнительные характеристики – 0 баллов.



Приложение № 6

Творческие задания.

Инструкция по выполнению задания: провести исследование.

Задание. По страницам учебника «Физика 8» А. В. Перышкина, на основе материала «Тепловые явления» составьте кластер по теме «Внутренняя энергия».

Время на выполнение работы 10–15 минут.

Критерии оценки: аналитическая шкала.

№ п/п

Критерии оценивания

Балл

1

Указаны все составляющие кластера (за один элемент 1 балл)

14

2

Отсутствие менее пяти составляющих в кластере

9

3

Отсутствие менее семи составляющих в кластере

7

4

Отсутствие менее десяти составляющих в кластере

4


Использованная литература


1. Пашкевич А.В. Компетентностный подход как технология реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы / Пашкевич А.В.- Изд.2-е, перераб. - Волгоград: Учитель, 2016 -393 с.

2. Актуальные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта в образовательном учреждении / авт.-сост. Т.С.Горбунова и др.; под общ. ред. Т.С.Горбуновой. – Волгоград: Учитель, 2015. 269 с.

3. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС /А.В.Миронов. –Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 174 с.

4. Пашкевич А.В. Оцениваем метапредметные результаты. / А.В. Пашкевич.- Волгоград : Учитель, 2016. – 135 с.

5. Пурышева Н.С., Лебедева О.В. Проверочные и контрольные работы. К учебнику Н.С.Пурышевой, Н.Е.Важеевской Физика 8 класс. / М. : Дрофа, 2015. – 127 с.

6. Чернобай Е.В. ФГОС общего образования. Путеводитель для учителя / Е.В. Чернобай.- М. : Перспектива, 2016. – 128 с.

7. Демидова М.Ю. Методическая система оценки учебных достижений учащихся по физике в условиях введения ФГОС (общее образование): дисс. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук / М.Ю. Демидова. – М. : МПГУ, 2014. – 438 с.

14.10.2016

17