СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностный подход в воспитательной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательно - воспитательного пространства, которое позволит обеспечить духовно- нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающего к жизненному определению, самостоятельному выбору. Огромную роль в воспитании школьников играют классные руководители, педагоги дополнительного образования и учителя предметники.

Современная российская воспитательная система нацелена на формирование свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности не возможно успешное общественное развитие.

Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход в воспитательной деятельности.»

Дейникова О.В.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


Государственный заказ на воспитание в отечественной школе, основан на общих принципах и ориентирах, сформулированных в Законе РФ «Об образовании». К воспитательным принципам государственной политики в области образования отнесены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, воспитания, гражданственности и любви к Родине.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательно - воспитательного пространства, которое позволит обеспечить духовно- нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающего к жизненному определению, самостоятельному выбору. Огромную роль в воспитании школьников играют классные руководители, педагоги дополнительного образования и учителя предметники.

Современная российская воспитательная система нацелена на формирование свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности не возможно успешное общественное развитие.

Основными воспитателями в учебных заведениях являются классные руководители, деятельность классного руководителя – это управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в следующих компонентах.

Первая сфера ответственности предполагает обеспечение жизни и здоровья учащихся.

Вторая сфера ответственности – обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися, и между учащимися и учителями.

Третья сфера ответственности классного руководителя – содействие в освоение школьниками образовательных программ. Она предусматривает координацию деятельности учителей- предметников и родителей.

Четвертая сфера ответственности - воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности учащихся.

Пятая сфера ответственности - программирование воспитательной работы с классом на уровне авторской программы воспитания. Классный руководитель изучает состояние ученического коллектива и его проблемы, определяет перспективы в воспитании, обучении и развитии учащихся класса, программирует и планирует работу с классом.

Шестая сфера ответственности – профилактическая работа. Воспитание социальной активности, способности к конструктивному общению и самоутверждению, взаимопомощи и поддержке, правовому воспитанию учащихся, здоровому образу жизни.


В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знаний, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и возможности овладения ими с помощью средств различных учебных и вне учебных дисциплин.

ЧТО ДАЕТ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ?

Компетенция — готовность человека к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятель­ности в конкретной жизненной ситуации.

Внутренние ресурсы - это ЗУНы - знания, умения, навы­ки - предметного, межпредметного и жизненного характера.

Внешние ресурсы - это все то, что может привлечь чело­век для решения вставшей перед ним проблемы:

• информационные ресурсы - справочники, энциклопе­дии, Интернет, эксперты - живые носители специаль­ной информации и др.;

• человеческие ресурсы - организации по оказанию ус­луг, специалисты в необходимых областях и просто по­мощники;

• финансовые, материально-технические, технологиче­ские и прочие ресурсы.


Компетентностный подход позволяет:

      согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся. С каждым новым поколением учеников значение этого момента возрастает, ибо каждое новое поколение школьников становится все более самостоятельным, более независимым от взглядов и суждений взрослых, способным ставить собственные цели в жизни;

      подготовить учеников к сознательному и ответст­венному обучению в вузе или колледже и исключить ту распространенную ситуацию, когда высокая степень свободы студента опьяняет его и приводит к «завалу» первой же сессии;

      подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающей­ся по непредсказуемым законам. Успех в жизни рас­сматривается, прежде всего, как получение и удержа­ние рабочего места, соответствующего интересам и по­требностям самого человека, и как дальнейший профессиональный рост в условиях рыночной экономи­ки;

      повысить степень мотивации учения, прежде всего, за счет осознания его пользы для сегодняшней и последу­ющей жизни учащихся;

      облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении. По словам Л.С. Выготского, «учитель-рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя-вагоновожатого», который толь­ко управляет процессом учения. Более того: на опреде­ленном этапе сами ученики становятся помощниками и сотрудниками учителя в преподавании;

      разгрузить учащихся не за счет механического сокра­щения содержания, а за счет повышения доли индиви­дуального самообразования, переноса внимания к спо­собам работы с информацией, групповому распределе­нию нагрузок и изменению мотивации;

      не в теории, а на практике обеспечить единство учебно­го и воспитательного процессов, когда одни и те же за­дачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятель­ности, без каких-либо специальных «воспитательных мероприятий» или особых «воспитывающих уроков», а учащийся понимает значимость собственного воспита­ния и собственной культуры для его жизни.

Ключевых компетенций не так уж мало, но все они скла­дываются из четырех элементарных ключевых компетенций:

  • общекультурной (учебно-познавательной и информационной) – готовность к работе с информацией;

  • коммуникативной – готовность к общению с другими людьми;

  • социально-трудовой (кооперативной) – готовность к сотрудничеству с другими людьми;

  • компетенции личностного определения (проблемной) – готовность к решению проблем;


ПРОЕКТЫ

Проектная деятельность, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, может служить хорошим учебно-тренировочным заданием для фор­мирования проблемной компетенции как учащихся, так и педагога.

Общие требования к проекту:

1. Необходимо наличие социально значимой задачи —исследовательской, информационной, практиче­ской проблемы.

2. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта про­ектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

3. Результатом работы над проектом, или выходом проек­та, является продукт — средство, которое разработали участ­ники проектной группы для разрешения поставленной про­блемы.


КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Цели формирования у школьников ключевых компетенций достигаются не только при изучении учебных предметов, но и через всю организацию школьной жизни, через ее связь с другими значимыми сторонами жизни школьников. Даже собственно предметная интеграция уже не может ограничить­ся традиционными межпредметными связями, а должна вы­страиваться по нескольким линиям, что предполагает форми­рование той или иной ключевой компетенции во взаимодей­ствии:

      учебных предметов одной образовательной области;

      учебных предметов различных образовательных обла­стей;

      классно-урочной и внеурочной/внеклассной деятельно­сти по предмету;

      основного образования по предмету и дополнительного об­разования (кружки, студии, секции, мастерские и т.д.);

      учебной деятельности по предмету и внеучебной дея­тельности учащихся и классного коллектива;

      школьной и внешкольной деятельности учащихся.


ОЦЕНИВАНИЕ НА ОСНОВЕ ПОРТФОЛИО

Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, яв­ляется портфолио. Портфолио — папка-накопитель учебных достижений уча­щегося, наглядно характеризующая его продвижение в раз­витии ключевых компетенций. Портфолио выступает не толь­ко средством оценивания, но и своеобразным инструментари­ем, справочником, составленным из разных источников с помощью ученика и учителя.

Портфолио выступает в компетентностном подходе не про­сто как особая форма оценивания, но как форма, соединяю­щая в себе все возможные варианты оценивания. Это возмож­но, поскольку:

      учащийся использует свое портфолио для самооценива­ния результатов и для оценки темпов своего продвиже­ния в той или иной компетенции;

      портфолио, его содержание и ведение могут быть оце­нены учителем;

      портфолио может быть презентовано перед классом, педагогами, родителями;

      может быть создано групповое портфолио учащихся класса, которое используется для групповой самооценки.


ОБУЧЕНИЕ ПЛЮС ВОСПИТАНИЕ

Наиболее тесная интеграция обучения и воспитания воз­можна именно в условиях компетентностного подхода.

Средствами внеучебной (воспитательной) деятельности преимущественно формируются: ценности деятельности, об­щения, самообразования; привычка быть мобилизованным; личностные умения — рефлексивные, оценочные; личностные качества — самостоятельность, ответственность; опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.

В качестве главной цели педагогической организации вне­урочной жизнедеятельности класса следует рассматривать формирование ключевых компетенций учащихся. Соответ­ственно, эта цель становится главной целью деятельности классного руководителя и включает как минимум три задачи:

      собственная деятельность классного руководителя по организации жизни и развития классного коллектива и отдельных учащихся;

      координация и отслеживание результативности дея­тельности учителей-предметников, работающих с клас­сом, по формированию ключевых компетенций урочны­ми и внеурочными средствами учебной деятельности по предмету;

      организация совместных форм работы классного руко­водителя с учителями-предметниками.

Установка классного руководителя на формирование клю­чевых компетенций требует истинно демократического под­хода к организации жизни класса. Классный руководитель не вправе навязывать цели развития классного коллектива и совместной жизнедеятельности, формы организации и мето­ды достижения поставленной цели. Его задача — выбрать вместе с учащимися те цели, которые действительно близки по крайней мере большинству учеников, и те пути их дости­жения, которые, согласно общим ощущениям, будут наибо­лее плодотворными. Необходимым условием жизни класса в условиях компетентностного подхода является открытое вы­ражение учениками:

      своих переживаний, радостей, разделение чужих чувств для более глубокого понимания человеческих взаимоотношений;

      своего понимания возникающих в жизни класса про­блем и путей для их разрешения;

      своих оценок учебной и внеучебной деятельности клас­са в целом и личного вклада отдельных учащихся в эту деятельность.


МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОМУ ПОДХОДУ.

Метод воздействия на интеллектуальную сферу: для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего.

Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формирует у себя комплекс взглядов.

Метод воздействия на мотивационную сферу предполагает формирование у обучающихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты методов стимулирования, как поощрение и наказание.

Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагает формирование необходимых навыков в управлении своими чувствами, понимания своих эмоциональных состояний и причин их порождающих.

Методы воздействия на волевую сферу предполагают развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолеть трудности, формирование положительной «Я-концепции».


Методы воздействия на сферу саморегуляции. Формирование у детей психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам своего поведения и состояния других людей, формирование навыков частного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения.

Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное и как неповторимую индивидуальность.

Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называются методами воспитывающих ситуаций.

Методы воздействия на экзистенциональную сферу направлены на включение в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально-полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственной установки.


ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: коллективные, групповые , индивидуальные ;

теоретические формы ( беседы ,встречи с интересными людьми, экскурсии ,просмотр фильмов);

практические( конкурсы ,выставки ,соревнования ,викторины ,праздники)

Однако воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса обучения – оно должно быть включено в это процесс настолько органично, что хорошая учеба становится важнейшим воспитательным результатом.

На мой взгляд, современный учитель (классный руководитель) реализующий компетентностный подход, не может ограничивать себя ролью передатчика знаний, умений и навыков, а должен стремиться стать образцом для подражания, нравственным идеалом для своих учеников. Для этого педагогу необходимо постоянно заниматься самосовершенствованием, самому развиваться в физическом, интеллектуальном и нравственном отношениях и тогда он сможет увлечь за собой учеников. Иными словами, ключ к личностному росту ребенка – в личностном росте учителя.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.

Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet.htm.ррррр