СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностный подход - залог профессионального успеха выпускников школы - интерната.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Получение детьми профессиональных компетенций позволяет им в будущей самостоятельной жизни найти применение своим знаниям и умениям на практике. Они смогут, с нашей помощью, обрести уверенность в себе, адекватно оценивать свои способности и возможности на рынке труда. Профессиональная компетентность позволит нашим выпускникам адаптироваться в профессиональном сообществе и найти свое место в жизни.

Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход - залог профессионального успеха выпускников школы - интерната.»

Компетентностный подход – залог профессионального успеха выпускников школы-интерната КГКОУ ШИ № 3 г. Хабаровска Педагог – психолог Жабина Лариса Александровна 2018 год

Компетентностный подход – залог профессионального успеха выпускников школы-интерната

КГКОУ ШИ № 3 г. Хабаровска

Педагог – психолог Жабина

Лариса Александровна

2018 год

Компетентность – способность человека действовать в неопределенных ситуациях и решать проблемы в различных сферах деятельности Компетентностный подход помогает овладеть «жизненными навыками», т.е. спектром простых умений, которыми пользуется человек и в жизни и в работе. Требования ФГОС определены с учетом компетентностного подхода, который лежит в основе практико-ориентированного обучения и формирования начальных профессиональных компетенций обучающихся. Для реализации данного подхода необходимо на ранних этапах обучения определять и последовательно отслеживать динамику изменений их личностных психосоциальных особенностей и профессиональных предпочтений. Полученные данные мониторинга следует учитывать при разработке образовательных программ по «Трудовому обучению».

Компетентность – способность человека действовать в неопределенных ситуациях и решать проблемы в различных сферах деятельности

  • Компетентностный подход помогает овладеть «жизненными навыками», т.е. спектром простых умений, которыми пользуется человек и в жизни и в работе.
  • Требования ФГОС определены с учетом компетентностного подхода, который лежит в основе практико-ориентированного обучения и формирования начальных профессиональных компетенций обучающихся.
  • Для реализации данного подхода необходимо на ранних этапах обучения определять и последовательно отслеживать динамику изменений их личностных психосоциальных особенностей и профессиональных предпочтений.
  • Полученные данные мониторинга следует учитывать при разработке образовательных программ по «Трудовому обучению».
5 компетенций выпускника школы-интерната: Образовательная – способность личности к обучению, самообразованию, самосовершенствованию. Коммуникативная – способность к взаимодействию с другими людьми вербальными и невербальными способами, способность понимать и быть понятым. Информационная – способность находить, хранить и применять информацию в различных видах и из различных источников. Социальная – способность понимать, принимать и выполнять социальные нормы и правила, выполнять разные социальные роли, понимать, принимать и уважать чужую точку зрения, при этом уметь отстаивать свою, т.е. способность к сотрудничеству. Социально – трудовая означает владение знаниями и опытом в гражданской, общественной и трудовой деятельности, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

5 компетенций выпускника школы-интерната:

  • Образовательная – способность личности к обучению, самообразованию, самосовершенствованию.
  • Коммуникативная – способность к взаимодействию с другими людьми вербальными и невербальными способами, способность понимать и быть понятым.
  • Информационная – способность находить, хранить и применять информацию в различных видах и из различных источников.
  • Социальная – способность понимать, принимать и выполнять социальные нормы и правила, выполнять разные социальные роли, понимать, принимать и уважать чужую точку зрения, при этом уметь отстаивать свою, т.е. способность к сотрудничеству.
  • Социально – трудовая означает владение знаниями и опытом в гражданской, общественной и трудовой деятельности, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
Профессиональное самоопределение выпускников школы – интерната к окончанию обучения формируется: На основе полученной информации из образовательных и дополнительных школьных программ, разработанных на основе ФГОС; На основе информации из СМИ , а также просветительских мероприятий наших социальных партнеров: ПОУ, колледжи. Мотивация выпускников школы – интерната к выбору будущей профессии формируется первоначально во время получения и освоения трудовых навыков и умений на уроках трудового обучения, СБО, цветоводства. Поэтому продуктивная и заинтересованная передача знаний и умений от учителя к ученику способствует обретению выпускником профессиональных компетенций, определяет мотивированность в выборе профессии, повышает уверенность в себе, стимулирует к инициативности и раскрытию своего потенциала в трудовой деятельности.

Профессиональное самоопределение выпускников школы – интерната к окончанию обучения формируется:

  • На основе полученной информации из образовательных и дополнительных школьных программ, разработанных на основе ФГОС;
  • На основе информации из СМИ , а также просветительских мероприятий наших социальных партнеров: ПОУ, колледжи.
  • Мотивация выпускников школы – интерната к выбору будущей профессии формируется первоначально во время получения и освоения трудовых навыков и умений на уроках трудового обучения, СБО, цветоводства.
  • Поэтому продуктивная и заинтересованная передача знаний и умений от учителя к ученику способствует обретению выпускником профессиональных компетенций, определяет мотивированность в выборе профессии, повышает уверенность в себе, стимулирует к инициативности и раскрытию своего потенциала в трудовой деятельности.
Комплекс мероприятий, позволяющих получить профессиональные компетенции На занятиях по «Трудовому обучению», СБО и цветоводству в нашей школе-интернате обучающиеся получают не только теоретические знания, но и практические навыки.  Обучение технологическим приемам на уроках труда сопровождается созданием общественно значимых продуктов труда. Например, черенки для лопат, швабры, рукоять молотка, постельное белье, фартуки, прихватки, рассаду декоративных и огородных культур и др. Освоение начальных знаний по прикладной экономике, необходимых для практической деятельности, адекватного поведения в ЦЗН, при трудоустройстве сопровождается выступлениями специалистов, экскурсиями, посещением дней открытых дверей, тренингами, беседами.

Комплекс мероприятий, позволяющих получить профессиональные компетенции

  • На занятиях по «Трудовому обучению», СБО и цветоводству в нашей школе-интернате обучающиеся получают не только теоретические знания, но и практические навыки.
  • Обучение технологическим приемам на уроках труда сопровождается созданием общественно значимых продуктов труда. Например, черенки для лопат, швабры, рукоять молотка, постельное белье, фартуки, прихватки, рассаду декоративных и огородных культур и др.
  • Освоение начальных знаний по прикладной экономике, необходимых для практической деятельности, адекватного поведения в ЦЗН, при трудоустройстве сопровождается выступлениями специалистов, экскурсиями, посещением дней открытых дверей, тренингами, беседами.
Экскурсия обучающихся 4 класса в столярной мастерской

Экскурсия обучающихся 4 класса в столярной мастерской

Экскурсия обучающихся 7 класса на хлебозавод

Экскурсия обучающихся 7 класса на хлебозавод

Экскурсия обучающихся 4 класса в аптеку

Экскурсия обучающихся 4 класса в аптеку

Высадка рассады на грядки. Мастер-класс по кулинарии.

Высадка рассады на грядки. Мастер-класс по кулинарии.

Демонстрация готовых изделий

Демонстрация готовых изделий

Ландшафтный дизайн на практике

Ландшафтный дизайн на практике

Штукатурно-малярное дело в действии

Штукатурно-малярное дело в действии

В руках портних и дело спорится

В руках портних и дело спорится

Резьба по дереву и декупаж

Резьба по дереву и декупаж

Плотники на все руки смастерили будки

Плотники на все руки смастерили будки

Высадка рассады овощей в теплицу

Высадка рассады овощей в теплицу

Наши швеи всю столовую одели

Наши швеи всю столовую одели

Готовая продукция – детская качалка

Готовая продукция – детская качалка

Практические результаты Овладение общетрудовыми умениями и навыками по созданию продуктов труда, ведению домашнего хозяйства, рациональному приобретению товаров и услуг, лекарств происходит на практике. Например, покупка продуктов, приготовление пищи, стирка белья, глажение одежды и др. Развитие коммуникативных (вербальных и невербальных), организаторских и творческих способностей в процессе производственной деятельности. Например, умение договариваться и распределять трудовые обязанности, определять первоочередные и второстепенные задачи, последовательно и целесообразно выполнять работу, видеть эстетическую составляющую при резьбе, выжигании, декупаже, пошиве, вязании и украшении изделий. Усвоение опыта применения практических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Воспитание трудолюбия, ответственности за результаты своего труда, бережливости и умения планировать.

Практические результаты

  • Овладение общетрудовыми умениями и навыками по созданию продуктов труда, ведению домашнего хозяйства, рациональному приобретению товаров и услуг, лекарств происходит на практике. Например, покупка продуктов, приготовление пищи, стирка белья, глажение одежды и др.
  • Развитие коммуникативных (вербальных и невербальных), организаторских и творческих способностей в процессе производственной деятельности. Например, умение договариваться и распределять трудовые обязанности, определять первоочередные и второстепенные задачи, последовательно и целесообразно выполнять работу, видеть эстетическую составляющую при резьбе, выжигании, декупаже, пошиве, вязании и украшении изделий.
  • Усвоение опыта применения практических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
  • Воспитание трудолюбия, ответственности за результаты своего труда, бережливости и умения планировать.
Опыт работы в производственной бригаде Для более продуктивной работы с целью получения профессиональных и жизненных компетенций в школе-интернате были созданы производственные бригады из обучающихся, достигших 14-летнего возраста, где они трудоустраивались и выполняли трудовые обязанности по уборке пришкольной территории. За работу они получали денежное вознаграждение , которое перечислялось на их банковскую карточку. Работающие старшеклассники приобретали возможность планировать свои доходы и расходы, получали навыки самостоятельной финансовой деятельности. Для пролонгации процесса профориентационного самоопределения выпускников школы-интерната специалистами Постинтернатного сопровождения продолжаются мероприятия по освоению профессий.

Опыт работы в производственной бригаде

  • Для более продуктивной работы с целью получения профессиональных и жизненных компетенций в школе-интернате были созданы производственные бригады из обучающихся, достигших 14-летнего возраста, где они трудоустраивались и выполняли трудовые обязанности по уборке пришкольной территории.
  • За работу они получали денежное вознаграждение , которое перечислялось на их банковскую карточку. Работающие старшеклассники приобретали возможность планировать свои доходы и расходы, получали навыки самостоятельной финансовой деятельности.
  • Для пролонгации процесса профориентационного самоопределения выпускников школы-интерната специалистами Постинтернатного сопровождения продолжаются мероприятия по освоению профессий.
Динамика участников трудовых бригад

Динамика участников трудовых бригад

Профессиональные компетенции выпускников: Осознание собственных сил и возможностей , уверенности в себе, ответственности за свои поступки и решения; Способность к адекватному восприятию себя в коллективе, в будущей трудовой деятельности и жизнеустройстве; Приобретение необходимых трудовых навыков , способность к освоению инноваций и практическому их применению; Владение необходимым профессиональным минимумом , способствующим профессиональному выбору, позволяющим реализовать себя на рынке низкоквалифицированного труда; Знание и применение основ трудоустройства , выполнение требований работодателя, знание своих прав и обязанностей. Следовательно, личностный (мотивированный) интерес обучающихся к труду – вот ключ к развитию социально-адаптированной личности с компетентностным подходом к выбору будущей профессии, активно действующей, способной выстраивать жизненную перспективу.

Профессиональные компетенции выпускников:

  • Осознание собственных сил и возможностей , уверенности в себе, ответственности за свои поступки и решения;
  • Способность к адекватному восприятию себя в коллективе, в будущей трудовой деятельности и жизнеустройстве;
  • Приобретение необходимых трудовых навыков , способность к освоению инноваций и практическому их применению;
  • Владение необходимым профессиональным минимумом , способствующим профессиональному выбору, позволяющим реализовать себя на рынке низкоквалифицированного труда;
  • Знание и применение основ трудоустройства , выполнение требований работодателя, знание своих прав и обязанностей.
  • Следовательно, личностный (мотивированный) интерес обучающихся к труду – вот ключ к развитию социально-адаптированной личности с компетентностным подходом к выбору будущей профессии, активно действующей, способной выстраивать жизненную перспективу.
Мониторинг профессионального обучения выпускников

Мониторинг профессионального обучения выпускников

Литература: Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. «Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции».- М.: издательство «Логос», 2009. Коростелев Д.Е., Коростелева А.А. «Начальные профессиональные компетенции как основа профессионального самоопределения и социальной адаптации выпускника школы».- Школьная педагогика № 3. – 2015. Спасибо за внимание.

Литература:

  • Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. «Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции».- М.: издательство «Логос», 2009.
  • Коростелев Д.Е., Коростелева А.А. «Начальные профессиональные компетенции как основа профессионального самоопределения и социальной адаптации выпускника школы».- Школьная педагогика № 3. – 2015.
  • Спасибо за внимание.