Получение детьми профессиональных компетенций позволяет им в будущей самостоятельной жизни найти применение своим знаниям и умениям на практике. Они смогут, с нашей помощью, обрести уверенность в себе, адекватно оценивать свои способности и возможности на рынке труда. Профессиональная компетентность позволит нашим выпускникам адаптироваться в профессиональном сообществе и найти свое место в жизни.
Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход - залог профессионального успеха выпускников школы - интерната.»
Компетентностный подход – залог профессионального успеха выпускников школы-интерната
КГКОУ ШИ № 3 г. Хабаровска
Педагог – психолог Жабина
Лариса Александровна
2018 год
Компетентность – способность человека действовать в неопределенных ситуациях и решать проблемы в различных сферах деятельности
- Компетентностный подход помогает овладеть «жизненными навыками», т.е. спектром простых умений, которыми пользуется человек и в жизни и в работе.
- Требования ФГОС определены с учетом компетентностного подхода, который лежит в основе практико-ориентированного обучения и формирования начальных профессиональных компетенций обучающихся.
- Для реализации данного подхода необходимо на ранних этапах обучения определять и последовательно отслеживать динамику изменений их личностных психосоциальных особенностей и профессиональных предпочтений.
- Полученные данные мониторинга следует учитывать при разработке образовательных программ по «Трудовому обучению».
5 компетенций выпускника школы-интерната:
- Образовательная – способность личности к обучению, самообразованию, самосовершенствованию.
- Коммуникативная – способность к взаимодействию с другими людьми вербальными и невербальными способами, способность понимать и быть понятым.
- Информационная – способность находить, хранить и применять информацию в различных видах и из различных источников.
- Социальная – способность понимать, принимать и выполнять социальные нормы и правила, выполнять разные социальные роли, понимать, принимать и уважать чужую точку зрения, при этом уметь отстаивать свою, т.е. способность к сотрудничеству.
- Социально – трудовая означает владение знаниями и опытом в гражданской, общественной и трудовой деятельности, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
Профессиональное самоопределение выпускников школы – интерната к окончанию обучения формируется:
- На основе полученной информации из образовательных и дополнительных школьных программ, разработанных на основе ФГОС;
- На основе информации из СМИ , а также просветительских мероприятий наших социальных партнеров: ПОУ, колледжи.
- Мотивация выпускников школы – интерната к выбору будущей профессии формируется первоначально во время получения и освоения трудовых навыков и умений на уроках трудового обучения, СБО, цветоводства.
- Поэтому продуктивная и заинтересованная передача знаний и умений от учителя к ученику способствует обретению выпускником профессиональных компетенций, определяет мотивированность в выборе профессии, повышает уверенность в себе, стимулирует к инициативности и раскрытию своего потенциала в трудовой деятельности.
Комплекс мероприятий, позволяющих получить профессиональные компетенции
- На занятиях по «Трудовому обучению», СБО и цветоводству в нашей школе-интернате обучающиеся получают не только теоретические знания, но и практические навыки.
- Обучение технологическим приемам на уроках труда сопровождается созданием общественно значимых продуктов труда. Например, черенки для лопат, швабры, рукоять молотка, постельное белье, фартуки, прихватки, рассаду декоративных и огородных культур и др.
- Освоение начальных знаний по прикладной экономике, необходимых для практической деятельности, адекватного поведения в ЦЗН, при трудоустройстве сопровождается выступлениями специалистов, экскурсиями, посещением дней открытых дверей, тренингами, беседами.
Экскурсия обучающихся 4 класса в столярной мастерской
Экскурсия обучающихся 7 класса на хлебозавод
Экскурсия обучающихся 4 класса в аптеку
Высадка рассады на грядки. Мастер-класс по кулинарии.
Демонстрация готовых изделий
Ландшафтный дизайн на практике
Штукатурно-малярное дело в действии
В руках портних и дело спорится
Резьба по дереву и декупаж
Плотники на все руки смастерили будки
Высадка рассады овощей в теплицу
Наши швеи всю столовую одели
Готовая продукция – детская качалка
Практические результаты
- Овладение общетрудовыми умениями и навыками по созданию продуктов труда, ведению домашнего хозяйства, рациональному приобретению товаров и услуг, лекарств происходит на практике. Например, покупка продуктов, приготовление пищи, стирка белья, глажение одежды и др.
- Развитие коммуникативных (вербальных и невербальных), организаторских и творческих способностей в процессе производственной деятельности. Например, умение договариваться и распределять трудовые обязанности, определять первоочередные и второстепенные задачи, последовательно и целесообразно выполнять работу, видеть эстетическую составляющую при резьбе, выжигании, декупаже, пошиве, вязании и украшении изделий.
- Усвоение опыта применения практических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
- Воспитание трудолюбия, ответственности за результаты своего труда, бережливости и умения планировать.
Опыт работы в производственной бригаде
- Для более продуктивной работы с целью получения профессиональных и жизненных компетенций в школе-интернате были созданы производственные бригады из обучающихся, достигших 14-летнего возраста, где они трудоустраивались и выполняли трудовые обязанности по уборке пришкольной территории.
- За работу они получали денежное вознаграждение , которое перечислялось на их банковскую карточку. Работающие старшеклассники приобретали возможность планировать свои доходы и расходы, получали навыки самостоятельной финансовой деятельности.
- Для пролонгации процесса профориентационного самоопределения выпускников школы-интерната специалистами Постинтернатного сопровождения продолжаются мероприятия по освоению профессий.
Динамика участников трудовых бригад
Профессиональные компетенции выпускников:
- Осознание собственных сил и возможностей , уверенности в себе, ответственности за свои поступки и решения;
- Способность к адекватному восприятию себя в коллективе, в будущей трудовой деятельности и жизнеустройстве;
- Приобретение необходимых трудовых навыков , способность к освоению инноваций и практическому их применению;
- Владение необходимым профессиональным минимумом , способствующим профессиональному выбору, позволяющим реализовать себя на рынке низкоквалифицированного труда;
- Знание и применение основ трудоустройства , выполнение требований работодателя, знание своих прав и обязанностей.
- Следовательно, личностный (мотивированный) интерес обучающихся к труду – вот ключ к развитию социально-адаптированной личности с компетентностным подходом к выбору будущей профессии, активно действующей, способной выстраивать жизненную перспективу.
Мониторинг профессионального обучения выпускников
Литература:
- Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. «Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции».- М.: издательство «Логос», 2009.
- Коростелев Д.Е., Коростелева А.А. «Начальные профессиональные компетенции как основа профессионального самоопределения и социальной адаптации выпускника школы».- Школьная педагогика № 3. – 2015.