Просмотр содержимого документа
«Компетенции используемые на уроках химии и биологии»
- Интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать.
- Использовать полученную информацию.
- Представлять имеющуюся информацию в её различных формах и на различных носителях.
- Соотносить свои устремления с интересами других людей.
- Привлекать других людей к решению поставленных задач.
- Продуктивно взаимодействовать с членами группы.
- Анализировать и разрешать противоречия.
- Ставить цели.
- Грамотно оформлять документы.
- Представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения.
- Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения задач, поставленных перед современной школой. Внимание современного учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную деятельность. Это возможно при использовании всех возможностей кабинета химии и биологии в условиях новой парадигмы образования, подразумевающей взаимосвязи ученик – предметно-информационная среда – учитель.
- Именно форма активного обучения – это первая искорка, зажигающая факел любознательности. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают методически грамотно организованной поурочной деятельности выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания при проведении лабораторных и практических работ, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
- Развитию перечисленных учебно-интеллектуальных умений школьников в наибольшей степени способствует включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации, в т. ч. ИКТ и работу в кабинете-лаборатории. Именно мультимедиа уроки и работа в кабинете- лаборатории химии и биологии, в данном случае позволяют мне целенаправленно работать над развитием ключевых компетенций учеников.
- Поэтому обучение предмету химии и биологии с использованием мультимедиа средств , проведение опытов , многоканальное обучение, которое создаёт предпосылки для формирования и развития ключевых компетенций у детей с разными типами восприятия, а значит, и для более успешного учения.
- Одним из компонентов моей работы является урок с использованием презентации и проведение практических и лабораторных работ в кабинете направленный на развитие ключевых компетенций учащихся с разными типами восприятия.
Технология опыта
Логика формирования компетентностного подхода
Компетентностный подход
формирование компетенций
деятельность учащегося
интерес к деятельности учащегося
проблемная ситуация
исследовательская деятельность
- ключевые компетентности;
- обобщенные предметные умения;
- прикладные предметные умения;
- жизненные навыки.
- cоздание эффективной модели поурочной деятельности учащихся с использованием кабинета химии и биологии для формирования ключевых компетентностей и социально значимых качеств личности школьника (как средство достижения современного качества образования).
- cпособствовать формированию качеств личности, востребованных современным обществом (самостоятельность, организованность, самоанализ, потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании);
- не столько научить предмету, сколько помочь ученику реализовать себя в мире;
- перенос акцента с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика; поддержка умения самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Компетентностный подход в образовании
предполагает освоение учащимися умений,
позволяющим действовать в новых,
проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующие средства.
Вопрос традиционного обучения – «чему учить?»
становится менее актуальным.
Компетентностный подход требует другой
постановки вопроса – «каким
способам деятельности
обучать?».
Ив этом неоценимую помощь
окажет современный хорошо
оснащённый кабинет химии
и биологии
- Работа в кабинете химии и биологии.
- Обучение в сотрудничестве,
- Обучение в команде,
- Работа в группах постоянного и сменного состава
- Различные виды зачетов, тесты для подготовки к ЦТ, итоговые творческие работы .
- И сследовательские проекты практической направленности - практико-ориентированные проекты, в основе которых лежит эксперимент, исследование, опыт, которые можно реализовать в стенах школьной лаборатории.
- Учебные проекты (проекты теоретического содержания, которые развивают критическое мышление учащихся и являются действенным средством подготовки выпускников не только к успешной сдаче ЦТ, но и к обучению в вузе, так как в их основе лежит вузовская система работы со студентами). Данное направление реализуется мной через создание презентаций учениками.
Задачи исследовательской деятельности
Воспитывающая
Познавательная
Развивающая
Ведущая идея -
формирование у учащихся компетенций в сфере исследовательской деятельности через поурочную экспериментальную работу в кабинете и практическую направленность содержания образования.
Основная цель –
формирование у учащихся исследовательских компетенций в поурочной деятельности.
Поставленная цель
осуществляется
через следующие задачи:
- создание условий для развития исследовательских навыков учащихся соответствующих методологии современной науки;
- решение познавательных задач: объяснение явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи,
- способность ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни, решать аналитические проблемы.
Исследовательская деятельность – это всегда поиск, преодоление познавательного барьера, встающего на пути понимания сути вопроса.
Проводить исследования - это значит искать противоречия в существующих представлениях, возвращаться к уже решенным задачам и предлагать их рассмотрение с новых позиций, в новых аспектах.
Проводить исследования - значит размышлять, экспериментировать, расширять свои знания, уточнять возможности практического применения знаний, задавать себе все новые и новые вопросы.
Проводить исследования – это
значит выявлять новые ранее
неизвестные свойства предметов
и явлений.
Методы исследовательской деятельности
1 наблюдение
2. эксперимент
3. исследование
4 анализ результатов
Достигнутые результаты:
- повысилось качество знаний по предмету,
- возросла познавательная активность
при изучении химии,
- развивается абстрактное мышление и
формируется собственная позиция,
- приобретены навыки практической и
исследовательской работы
- исследовательская работа способствует
профориентации учащихся
Учащиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью в кружках, школьных НОУ, элективных курсах показывают хорошие знания по предмету. Кроме того, активно участвуя в школьных, окружных и областных конкурсах занимают призовые места
… развитие исследовательских компетенций повышает качество образования учащихся, способствует выбору будущей профессии, что подтверждается результативностью и диагностикой.
- Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
В течение учебного года моими учениками были разработаны и представлены на уроках химии и биологии проекты:
- «Химические волокна »,
- «Фотосинтез»,
- «Кислоты»,
- «Жиры»
- «Пищеварительная система»
- «Лимфатическая система»
- «Дыхательная система»
- «Макроэволюция»
- «СМС»
- Ученик, который сумел справиться с работой над учебным проектом, приобрёл не только хорошие предметные знания по химии, но и достаточно большие надпредметные знания, то есть умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения. Такой ученик в настоящей взрослой жизни окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям, потому что приобретает достаточно большой круг компетентностей, а также наиболее подготовлен к жизни в современном обществе, то есть является гражданином и патриотом в широком социальном смысле данных слов.