СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компилятивная программа внеурочной деятельности «Азбука финансовой грамотности» для 1 – 4 классов срок реализации 4 года

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальное финансовое образование является одним из факторов социализации ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Компилятивная программа внеурочной деятельности «Азбука финансовой грамотности» для 1 – 4 классов срок реализации 4 года»













Компилятивная программа

внеурочной деятельности

«Азбука финансовой грамотности»

для 1 – 4 классов

срок реализации 4 года



(общеинтеллектуальное направление)








Программу составила

Папуш Елена Дмитриевна








Санкт - Петербург


2021






Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32). Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и утвержденного приказом №373от 06.09.2009г. Приказ №1241от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.:Просвещение, 2011. Положение об организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО и ОООМКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» в соответствии с ФГОС НОО и ООО, утвержденное 31.08.2015г. Положение.о рабочей программе внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО и ОООМКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» в соответствии с ФГОС НОО и ООО, утвержденное 31.08.2015г. Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности.


- Учебной программы по финансовой грамотности (Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Учебная программа «Финансовая грамотность» 1 -4 класс. - М.: Вита-Пресс, 2015. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»).

- Сборника программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с. ISBN 978-5-360-02890-1

- на основе авторской программы «Финансовая грамотность»: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа. 2–4классы общеобраз. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014


Начальное финансовое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту финансовую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Курс «Азбука финансовой грамотности» в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению финансового компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.


Отбор содержания курса подчиняется следующим принципам:

1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по финансовой грамотности вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в финансовой сфере.

3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по финансовой грамотности у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных финансовых представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.

С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения финансовой грамотности учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Для реализации поставленной цели предлагается курс внеурочной деятельности «Азбука финансовой грамотности» для учащихся 1–4 классов.


Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

Логика программы представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает содержание курса внеурочной деятельности «Азбука финансовой грамотности», её изучение даёт возможность:

  1. Формировать у учащихся представление о финансовых взаимоотношениях как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

  2. Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;

  3. Развивать основы потребительской культуры;

  4. Расширять активный словарь учащихся, включая в него финансовые термины;

  5. Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель», — и функций, их характеризующих;

  6. Формировать бережливость, экономность, трудолюбие;

  7. Показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.

                             Место курса в учебном плане.

Программой предусмотрено проведение занятий по финансовой грамотности во внеурочной деятельности в 1 классе 1 ч в неделю, всего 33 ч. В 3-4 классе 34 ч в неделю. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической  деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

                          Ценностные ориентиры содержания курса.

В процессе финансового образования учащиеся получают представления о том как экономить деньги, насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные, как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя, как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
Младшие школьники начинают осознавать, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.

Технологии.

1. уровневая дифференциация;

2. проблемное обучение;

3. моделирующая деятельность;

4. поисковая деятельность;

5. информационно-коммуникационные технологии;

6. здоровьесберегающие технологии;


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

«Азбука финансовой грамотности»


При изучении курса ученики получают знания о семье как экономической единице общества. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Семейный бюджет», школьник узнает, откуда в семье появляются деньги и на что они тратятся. Таким образом, актуализируются их представления о планировании расходов. Тема «Поход в магазин» поднимает важные вопросы о правилах поведения в магазине, дети учатся считать деньги, планировать покупки, внимательно обращаться с наличными и безналичными деньгами.



Личностные результаты:

*осознание себя как члена семьи и общества и государства;

*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

* развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

Обучающийся научится:

*понимать цели своих действий;

*составлять простые планы с помощью учителя

*проявлять познавательную и творческую инициативу;

*оценивать правильность выполнения действий;

*адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Познавательные

Обучающийся научится:

*освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

*использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

*овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

*овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

*составлять текст в устной и письменной формах;

*слушать собеседника и вести диалог;

*признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

*договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

Обучающийся научится:

-понимать и правильно использовать финансовые термины;

-иметь представление о роли денег в семье и обществе;

-уметь характеризовать виды и функции денег;

-знать источники доходов и направлений расходов семьи;

-уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет

-определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

-проведение элементарных финансовых расчётов.

Результат 1-го года обучения:
К концу 1 -го года обучения школьники должны знать:
- что изучает экономика;
- что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
- отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
- для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
- что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги разных стран;
- что такое маркетинг.

Должны уметь:
- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
- пользоваться деньгами;
- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
- определять цену товара. 


Результаты 2-го года обучения:
К концу 2-го года обучения школьники должны знать:
- выделять физиологические и духовные потребности;
- виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;
- что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки;
- что такое сделки и посредники; доля посредника;
- для чего нужен график; виды графиков;
- что такое аренда; виды аренды;
- крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.

Должны уметь:
- определять по формулам, чему равен доход и прибыль;
- чертить элементарные графики доходов и расходов;
- отличать настоящие деньги от фальшивых;
- решать простейшие экономические задачи. 


Результаты 3-го года обучения:
К концу 3-го года обучения школьники должны знать:
- что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
- что такое акционерное общество, как оно создается;
- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
- виды рекламы, правила рекламы;
- как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии вашей местности;
- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.

Должны уметь:
- различать качественный и некачественный товар,
- чертить кривую развития экономики,
- определять вид ценной бумаги,
- составлять рекламный текст;
- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены. 


Результаты 4-го года обучения:
К концу 4-го года обучения школьники должны знать:
– какие бывают потребности;
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги; их роль в жизни человека;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов»;
– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.
Учащиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;

– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.


Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса

Для  реализации данной  программы рекомендуются следующие средства материально – технического обеспечения:


Материально-техническое обеспечение:

1.Ноутбук.

2.Интернет- ресурсы.

    3.Справочная литература

4. Проектор

5. Фотоаппар


Содержание программы

1 класс

Наличные деньги.


Пословицы и поговорки о деньгах. Сказки, в которых герои получают и тратят деньги. Деньги России и других стран. Монеты и банкноты. Защита от подделок. Учимся считать деньги.

                                                       

Практическая и игровая деятельность:

- Составление сборника пословиц и поговорок о деньгах;

- Чтение отрывков сказок, просмотр соответствующих фрагментов мультфильмов;

-Рисование сказочных денег;

- Игра «Монеты и банкноты»;

- Рассматривание коллекций разных монет.


Безналичные деньги.

Безналичные деньги. Пластиковая карта. Детская банковская карта. Функции банкомата. Оплата покупок пластиковой картой.


Практическая и игровая деятельность:


-Игра:  «Маленький финансист».

-Рисование пластиковой карты.


Семейный бюджет.


Откуда в семье деньги. Основные доходы семьи. Заработная плата. Пенсии, стипендии, пособия. Основные траты семьи. Расходы на самое необходимое и непредвиденные расходы. Разумные и неразумные траты. Карманные деньги.


Практическая и игровая деятельность:


-Деловая игра «Учимся распределять семейный бюджет»;

-Ментальная карта «Доходы и расходы моей семьи»;



Поход в магазин.


Продовольственные и промышленные магазины. Правила поведения в магазине. Права потребителя. Грамотные покупки. Цена товара. Срок годности товара.


Практическая и игровая деятельность:


-Игра в магазин «Юный покупатель»;

-Виртуальная экскурсия по супермаркету;

-Коллаж «Магазин для первоклассников».



                                  

Календарно тематическое планирование

1 класс

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)


Наличные деньги.

9

 

 

1

Пословицы и поговорки о деньгах. Сказки, в которых герои получают и тратят деньги.

1

 

 

2

Деньги России. Вчера и сегодня.

1

 

 

3

Деньги других стран.

1

 

 

4

Наличные деньги. Монеты.

1

 

 

5

Учимся считать монеты.

1

 

 

6

Наличные деньги. Банкноты.

1

 

 

7

Учимся считать банкноты.

1

 

 

8

Защита монет и банкнот от подделок.

1

 

 

9

Итоговое занятие. Игра «Монеты и банкноты».

1

 

 


Безналичные деньги

6

 

 

10

Пластиковая карта. Безналичные деньги.

1

 

 

11

Детская банковская карта.

1

 

 

12

Функции банкомата.

1

 

 

13

Оплата покупок пластиковой картой.

1

 

 

14

Игра:  «Маленький финансист».

1

 

 

15

Итоговое занятие на тему: «Безналичные деньги».

1

 

 

 

Семейный бюджет

10

 

 

16

Откуда в семье деньги. Основные доходы семьи. Заработная плата.

1

 

 

17

Пенсии, стипендии, пособия.

1

 

 

18

Клады, лотереи, наследство.

1

 

 

19

Куда уходят деньги. Основные траты семьи.

1

 

 

20

Расходы на самое необходимое и непредвиденные расходы.

1

 

 

21

Расходы на отдых. Хобби. Вредные привычки.

1

 

 

22

Карманные деньги.

1

 

 

23

Разумные и неразумные траты.

1

 

 

 24

Деловая игра «Учимся распределять семейный бюджет».

1

 

 

25

Итоговое занятие на тему: «Семейный бюджет».


1

 

 

Поход в магазин.

8

 

 

26

Продовольственные и промышленные магазины.

1

 

 

27

Кто работает в магазине.

1

 

 

28

Как вести себя в магазине.

1

 

 

29

Права потребителя.

1

 

 

30

Учусь покупать грамотно.

1



31

Цена товара. Ценник.

1



32

Срок годности товара

1



33


Итоговое занятие. Игра в магазин «Юный покупатель»

1




 Содержание программы 2 класс

2 класс

Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов).

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

• Объяснять причины и приводить примеры обмена.

• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

• Описывать свойства товарных денег.

• Приводить примеры товарных денег.

• Приводить примеры первых монет.

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов).

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет

от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

• Объяснять, почему появились монеты.

• Описывать купюры и монеты.

• Сравнивать металлические и бумажные деньги.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Какие деньги были раньше в России (7 часов).

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

• Описывать старинные российские деньги.

• Объяснять происхождение названий денег.

Современные деньги России и других стран (10 часов).

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Компетенции

• Описывать современные российские деньги.

• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

• Приводить примеры иностранных валют.


Формы занятий: Кейс (ситуации из реальной жизни с разработанными к ней вопросами), аукцион, мозговой штурм. ситуационная игра, образно-ролевые игры исследовательская деятельности.


Календарно тематическое планирование

2 класс

п/п

Тема занятия

Количество часов

План

Факт

Что такое деньги и откуда они взялись.(9 ч)

1

Что такое деньги?

1



2

Как появились деньги. Появление обмена товарами.

1



3

Как появились деньги. Появление обмена товарами.

1



4

Проблемы товарного обмена.

1



5

Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью.

1



6

Свойства драгоценных металлов.

1



7

Появление первых монет.

1



8

Первые монеты разных государств

1



9

Что такое деньги и откуда они взялись?

1



Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. (8 ч)

10

Устройство монеты.

1



11

Изобретение бумажных денег

1



12

Изобретение бумажных денег

1



13

Защита монет от подделок.

1



14

Современные монеты.

1



15

Способы защиты от подделок бумажных денег.

1



16

Способы защиты от подделок бумажных денег.

1



17

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

1



Какие деньги были раньше в России.(7 ч)

18

Древнерусские товарные деньги.

1



19

Какие деньги были раньше в России. Клады. «Меховые деньги».

1



20

Происхождение слов «деньги»,«рубль», «копейка».

1



21

Первые русские монеты. Деньга и копейка.

1



22

Рубль, гривенник и полтинник.

1



23

Пословицы и поговорки про деньги.

1



24

Дизайн купюры сказочной страны.

1



Современные деньги России и других стран. (10 ч)

25

Современные деньги России .

1



26

Современные деньги мира.

1



27

Современные деньги мира. Доллары и евро – самые известные иностранные деньги.

1



28

Появление безналичных денег.

1



29

Безналичные деньги как информация на банковских счетах.

1



30

Проведение безналичных расчётов.

1



31

Функции банкоматов.

1



32

Наличные, безналичные и электронные деньги.

1



33

Наличные, безналичные и электронные деньги.

1



34

Современные деньги России и других стран.

1



Откуда в семье деньги. (5 ч)

21

Откуда в семье деньги. Клады, лотереи, наследство.

1



22

Откуда в семье деньги. Заработная плата. Мини-исследование «Основные доходы в семье»

1



23

Откуда в семье деньги. Пенсии, пособия, стипендии.

1



24

Откуда в семье деньги. Аренда и проценты в банке, кредиты.

1



25

Откуда в семье деньги Инсценировка сказки «Заработанный рубль»

1



На что тратятся деньги.( 3 ч)

26

На что тратятся деньги. Расходы на самое необходимое.

1



27

Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин»

1



28

Хобби. Вредные привычки. Составление примерной сметы расходов в семье.

1



Как умно управлять своими деньгами. (4 ч).

29

Как умно управлять своими деньгами. Расходы и доходы. Считаем деньги.

1



30

Как умно управлять своими деньгами. Что такое экономия? Кого называют банкротом?

1



31

Как умно управлять своими деньгами. Игра «Распредели семейный бюджет»

1



32

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

1



Как делать сбережения. (3 ч)

33

Как делать сбережения. Куда и как откладывать деньги?

1



34

Как делать сбережения. «Путешествие в страну Капиталия»

1



35

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад.

1





Содержание программы

3 класс

Откуда в семье деньги (12 ч).

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.


Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять, кому и почему платят пособия.

• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

На что тратятся деньги (6 ч).

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

• Сравнивать покупки по степени необходимости.

• Различать планируемые и непредвиденные расходы.

• Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Как умно управлять своими деньгами (6 ч).

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Компетенции

• Объяснять, как управлять деньгами.

• Сравнивать доходы и расходы.

• Объяснять, как можно экономить.

• Составлять бюджет на простом примере.

Как делать сбережения (10 ч ).

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.

Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

• Сравнивать разные виды сбережений.

Формы работы: беседа, практические занятия, сюжетно- ролевая игра. мозаика, «Один — два — вместе», тестовые задания с открытым ответом, ситуационная игра, образно-ролевые игры, исследовательская деятельность, урок-практикум, дискуссия, обсуждение.


Календарно тематическое планирование

3 класс

п/п

Тема занятия

Количество часов

План

Факт

Откуда в семье деньги 12 (часов).

1

Откуда деньги в семье?

1



2

Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад.

1



3

Основной источник дохода современного человека

1



4

Основной источник дохода современного человека

1



5

Сдельная зарплата. Почасовая зарплата.

1



6

Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.

1



7

Пенсия. Стипендия. Пособие.

1



8

Денежный займ.

1



9

Имущество. Аренда.

1



10

Проценты по вкладам. Кредиты.

1



11

Мошенничество.

1



12

Откуда в семье деньги.

1



На что тратятся деньги (6 часов).

13

Обмен денег на товары и услуги.

1



14

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.

1



15

Обязательные и необязательные расходы.

1



16

Сбережения.

1



17

Долги. Вредные привычки. Хобби.

1



18

На что тратятся деньги

1



Как умно управлять своими деньгами ( 6 часов).

19

Бюджет – план доходов и расходов.

1



20

Учёт доходов и расходов

1



21

Сравниваем доходы и расходы.

1



22

Способы экономии.

1



23

Способы экономии.

1



24

Как умно управлять своими деньгами

1



Как делать сбережения 10 часов.

25

Превышение доходов над расходами. Сбережения.

1



26

Копилки. Коллекционирование.

1



27

Вложения в банк или ценные бумаги.

1



28

Банковский вклад. Недвижимость.

1



29

Ценные бумаги.

1



30

Фондовый рынок.

1



31

Акции. Дивиденды.

1



32

Сравниваем разные виды сбережений.

1



33

Откуда в семье деньги и на что тратятся деньги

1



34

Как умно управлять своими деньгами и как делать сбережения.

1



Содержание программы

4 класс

Что такое деньги и какими они бывают (20 часов)

Как появились деньги.

Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

Основные понятия

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

Компетенции

• Объяснять выгоды обмена.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

• Описывать ситуации, в которых используются деньги.

• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

• Составлять задачи с денежными расчётами.

История монет.

Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.

Основные понятия

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».

Компетенции

• Объяснять, почему появились монеты.

• Описывать устройство монеты.

• Приводить примеры первых монет.

• Описывать старинные российские деньги.

• Объяснять происхождение названий денег.

Бумажные деньги.

Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.

Основные понятия

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Компетенции

• Объяснять, почему появились бумажные деньги.

• Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.

• Приводить примеры первых бумажных денег.

• Описывать первые российские бумажные деньги.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Безналичные деньги.

Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.

Основные понятия

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Компетенции

• Сравнивать виды денег.

• Объяснять роль банков.

• Объяснять условия вкладов и кредитов.

• Рассчитывать проценты на простых примерах*.

• Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Валюты.

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

Основные понятия

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Компетенции

• Приводить примеры валют.

• Объяснять, что такое резервная валюта.

• Объяснять понятие валютного курса.

• Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.


Из чего складываются доходы в семье (5 часов)

Откуда в семье берутся деньги.

Основным источником дохода современного человека является за-

работная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.

Основные понятия

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

Компетенции

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять, как связаны профессии и образование.

• Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.

• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.


Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

(5 часов)

На что семьи тратят деньги.

Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.

Основные понятия

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Компетенции

• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

• Описывать направления расходов семьи.

• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

• Сравнивать и оценивать виды рекламы.

• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие

решений о покупке.

• Составлять собственный план расходов.


Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (3 часа).

Как правильно планировать семейный бюджет.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.

Основные понятия

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Компетенции

• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

• Объяснять последствия образования долгов.

• Составлять семейный бюджет на условных примерах.

Формы занятий: ситуационная игра, образно-ролевые игры исследовательская деятельности, урок-практикум, дискуссия, обсуждение беседа, игровая деятельность, практические занятия, кейс(ситуации из реальной жизни с разработанными к ней вопросами),аукцион, мозговой штурм.


Календарно тематическое планирование

4 класс

п/п

Тема занятия

Количество часов

План

Факт

Что такое деньги и какими они бывают(20ч)

1

История появления денег.

1



2

Как появились деньги.

1



3

Товарные деньги.

1



4

Преимущества и недостатки разных видов товарных денег.

1



5

История монет.

1



6

Представление творческих работ.

1



7

Первые монеты на Руси.

1



8

Устройство монет.

1



9

Бумажные деньги.

1



10

Защита бумажных денег от подделок.

1



11

Защита бумажных денег от подделок.

1



12

Безналичные деньги.

1



13

Принцип работы пластиковой карты.

1



14

Безналичные деньги на банковских счетах.

1



15

Банковские карты. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

1



16

Валюты.

1



17

Валютный курс.

1



18

Резервная валюта.

1



19

Проведение простых расчетов с использованием валютного курса.

1



20

Викторина по теме «Деньги».

1



Из чего складываются доходы в семье (5 часов).

21

Откуда в семье берутся деньги.

1



22

Минимальный размер оплаты труда.

1



23

Дополнительные доходы.

1



24

Доходы нетрудоспособных лиц.

1



25

Потребительская корзина. Прожиточный минимум.

1



Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

(6 часов).

26

На что семьи тратят деньги. Классификация расходов.

1



27

Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы.

1



28

Обязательные расходы. Желательные расходы.

1



29

Переменные расходы. Сезонные расходы.

1



30

Воздействие рекламы на принятие решений о покупке.

1



31

Составление собственного плана расходов.

1



Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (3 часа).

32

Как правильно планировать семейный бюджет.

1



33

Семейный бюджет.

1



34

Сбережения (накопления). Долг.

1




Список источников и литературы для педагогов:


  1. Авденин В. Азбука финансовой грамотности. - 2006

  2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010.

  3. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2009.

  4. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и ее друзей. Задачник – рабочая тетрадь по экономике. 2-3 класс. В 2-х частях. – Самара, Издательский дом «Федоров», 2007.

  5. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет), Методическое пособие, 3 класс. – 5-е изд, прераб. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 244 с.

6. Программа по финансовой грамотности Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

7. «Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х частях. С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014

8. «Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

9. «Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

10. «Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

11. Печатные пособия

-словари; энциклопедии

- иллюстративный наглядный материал, фотографии.



Интернет-ресурсы:

Аликина О. В. Введение экономических знаний в обучение младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/

Загадки и ребусы - http://www.collection-zagadok.ru/zagadki-cat47.html -

Загайнова Е. Экономическая викторина «Сказки Пушкина глазами экономиста» -

http://www.igraza.ru/page-10-1-11.html

Землянская Е. Экономика для младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/

Игры по экономике - http://basic.economicus.ru/igroteka/

Материалы по экономике для малышей, рабочая тетрадь, разработки уроков- monk-scool6.ucoz.ru

Свергунова Т. Ю. Игровое занятие «Путешествие в страну «Сказочная экономика» - http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv104.htm

Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru

Автономов В.С., Голдстин Э. Экономика для школьников - http://www.bibliotekar.ru/biznes-63/index.htm

Экономические загадки для школьников - http://zanimatika.narod.ru/Narabotki12.htm

Азбука денег - http://usovi.ru/uroki_sovi/money/index.php?page=block&block_id=1

Видеоуроки по экономике - http://econachala.narod.ru/

Попова Татьяна, Меньшикова Ольга, Кнышова Лариса. Экономика для малышей, или
Как Миша стал бизнесменом - http://www.solnet.ee/school/p8_50.html

Сайт журнала «Семейный бюджет» - http://www.7budget.ru

Уроки тётушки Совы- https://www.youtube.com/watch?v=LVI0-FuzbZA

Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;

Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;

Портал «Профориентир» «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php; 4.

Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/

























 Приложение


Мозаика.

Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.

• Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.

• Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.

• Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.

• Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.

• Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.

«Один — два — вместе»

Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.

Дерево решений.

При выполнении заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз.

Мозговой штурм.

В групповых проектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.

Мини-исследование.

Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся1–4 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Поэтому в контрольных измерительных материалах предлагаются разные варианты заданий. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.

Кейс.

Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой