СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компьютерная зависимость (консультация для родителе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, и даже в машине. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.

Просмотр содержимого документа
«Компьютерная зависимость (консультация для родителе)»

Компьютерная зависимость у детей и подростков.


Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, и даже в машине. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.

Компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых.  

В основе увлеченности компьютерными играми лежит потребность в получении удовольствия. В настоящее время выделяются два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, т.е. они не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет хронических психологических проблем и считает свою жизнь счастливой и продуктивной.

  Причины возникновения компьютерной зависимости

  • Отсутствие навыков самоконтроля. Не может самостоятельно контролировать свои эмоции, ребёнок не может наметить перспективу, просчитать ситуацию.

  • Отсутствие контроля со стороны родителей, неумение самостоятельно организовывать свой досуг.

  • Дефицит общения в семье.

  • Незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.

  • Стремление заменить компьютером общение с близкими людьми.

  • Стремление подростка уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир.

  • Родители не осознают взросление ребёнка и не изменяют стиль общения с ним.

  • Ребёнку дома не комфортно, так как у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином.

  • Низкая самооценка и неуверенность ребёнка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих.

  • Замкнутость ребёнка, его неприятие сверстниками.

  • Подражание, уход из реальности вслед за друзьями.

 

Признаки компьютерной зависимости

  • Отрыв от работы или игры за компьютером  воспринимается агрессивно,  ребенок не откликается на просьбы.

  • Чувствует себя подавленным, если находится за компьютером меньше, чем обычно.

  •  Начались проблемы с учёбой.

  • Появились проблемы в общении, частые конфликты  

  • Подросток скрывает от окружающих сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает.

  • Занимаясь другими делами, думает и говорит о компьютерах, играх,  Интернете.

  • У ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна,  прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере.

  • Нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.

Последствия неограниченного пребывания за компьютером

  • Общение с компьютером подменяет живое общение, вследствие чего  личность ребёнка  не развивается.  

  • Человек в Интернете просматривает информацию, именно просматривает, а не изучает – таким образом формируется поверхностное отношение к познавательной информации.  

  • Сидение за компьютером ухудшает зрение, кровообращение в области таза, вызывает проблемы с позвоночником, 

  • Частая смена картинок на мониторе ухудшает концентрацию внимания ребенка, у него накапливается усталость, появляется нервное напряжение.  

 Цензура компьютерных игр

 Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку,  а также влияют на формирование личности ребенка. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.

 Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной его чрезмерной агрессивности.

По этой причине, выбирая компьютерную игру для ребенка, родитель должен задать себе несколько вопросов:

1. Что даст эта игра моему ребёнку?

2. Какие качества   будет развивать в нём?

3. Не даст ли игра опасную информацию?

4. Не будет ли формировать негативный стиль поведения?


 Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости?

  • Ознакомить его с временными нормами работы на компьютере. 

  • Контролировать внеучебную занятость ребёнка (кружки, секции).

  • Приобщать к выполнению домашних обязанностей.

  • Ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе его дел.

  • Осуществлять контроль и цензуру компьютерных игр и программ.

  • Осуществлять контроль, чтобы за компьютер ребёнок садился только в минуты отдыха и после выполнения основных обязанностей.

  • Научить ребёнка способам совладания с отрицательными эмоциями, выхода из стрессовых ситуаций.

  • Не забывать, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для   ребёнка( с учётом своих норм).

 

Что делать если Вы подозреваете у ребёнка компьютерную зависимость?

  • Не пытайтесь давить на ребёнка, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего резко и быстро, так как если Ваш ребёнок «завис», то резкое отлучение его от компьютера может привести к необратимым поступкам.

  • Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.

  • Попробуйте выйти на диалог с ребёнком. Расскажите о пользе и вреде, который можно получить от компьютера.

  • Поговорите о свободе и праве выбора, их границах и ответственности за  право принимать решения.

  • Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном мире. Проследите реакцию ребёнка на  новые условия и, самое главное точность их выполнения. Проверьте, сложно ли ребёнку соблюдать новые временные рамки.

  •  В случае если сокращать время постепенно удаётся, то идите этим путём до установления нормы.

  • Если ребёнок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой. При необходимости обращайтесь к психиатру.

 

Подводя итог, хочется еще раз акцентировать внимание на следующем: родителям необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими,  но при этом нельзя ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.