Артикуляционная гимнастика на свистящие звуки «Качели». Цель: укрепление мышц языка, развитие подвижности и гибкости кончика языка, умения им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе; в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой; г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним; д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними; При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы. | Артикуляционная гимнастика на произношение шипящих звуков «Чашечка» Цель: обучение мышц язычка принимать форму чашки. Язык расслаблен внутри ротовой полости. а) приподнять язык над нижним небом; б) свернуть боковые части внутрь тела языка; в) удерживать в течение 10 секунд; Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать. Стих для упражнения: Чашки чистые возьмем, Чаю мы себе нальем, Сладкий чай мы будем пить А потом посуду мыть. |
Артикуляционная гимнастика на произношение звуков [л], [р] «Маляр» Цель: отработка движения языка вверх и его подвижность. а) улыбнутся; б) приоткрыть рот; в) «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд - назад. Методические указания: - Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны; - Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта. | Артикуляционная гимнастика на произношение звуков [л], [л’] «Иголочка» Цель: обучение удерживанию узкого напряженного языка. а) открыть рот; б) перед губами поставить ладонь; в) вытянуть узкий язык, целясь в центр ладони; г) удерживать язык в положении под счет до 10; д) убрать язык; е) закрыть рот. Дать время на расслабление. Повторять упражнение 2-3 раза. |
Артикуляционные гимнастики на произношение заднеязычных звуков 1) «Киска сердится» Цель: развитие мускулатуры языка, укрепление кончика языка. а) улыбнуться; б) приоткрыть рот; в) кончик языка поставить за нижние зубы; г) широкий язык установить «горкой»; д) удерживать в таком положении под счёт от 3 до 7. | Артикуляционные гимнастики на произношение заднеязычных звуков 2) «Киска сердится и выгибает спинку —киска спокойна» Цель: обучение попеременному напряжению и расслаблению мышц языка. а) улыбнуться; б) приоткрыть рот; в) кончик языка поставить за нижние зубы; г) широкий язык установить «горкой», упираясь в нижние зубы; д) удерживать в таком положении под счёт от 3 до 7; е) расслабить язык; ж) попеременно выполнять эти движения. |