СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс артикуляционных гимнастик

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплекс артикуляционных гимнастик»



Артикуляционная гимнастика на свистящие звуки

«Качели».

Цель: укрепление мышц языка, развитие подвижности и гибкости кончика языка, умения им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

Артикуляционная гимнастика на произношение шипящих звуков «Чашечка»

Цель: обучение мышц язычка принимать форму чашки.

Язык расслаблен внутри ротовой полости.

а) приподнять язык над нижним небом;

б) свернуть боковые части внутрь тела языка;

в) удерживать в течение 10 секунд;

Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать.

Стих для упражнения:

Чашки чистые возьмем,

Чаю мы себе нальем,

Сладкий чай мы будем пить

А потом посуду мыть.

Артикуляционная гимнастика на произношение звуков [л], [р] «Маляр»

Цель: отработка движения языка вверх и его подвижность.

а) улыбнутся;

б) приоткрыть рот;

в) «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд - назад.

Методические указания:

- Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны;

- Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

Артикуляционная гимнастика на произношение звуков [л], [л’] «Иголочка»

Цель: обучение удерживанию узкого напряженного языка.

а) открыть рот;

б) перед губами поставить ладонь;

в) вытянуть узкий язык, целясь в центр ладони;

г) удерживать язык в положении под счет до 10;

д) убрать язык;

е) закрыть рот. Дать время на расслабление.

Повторять упражнение 2-3 раза.


Артикуляционные гимнастики на произношение заднеязычных звуков

1) «Киска сердится»

Цель: развитие мускулатуры языка, укрепление кончика языка.

а) улыбнуться;

б) приоткрыть рот;

в) кончик языка поставить за нижние зубы;

г) широкий язык установить «горкой»;

д) удерживать в таком положении под счёт от 3 до 7.


Артикуляционные гимнастики на произношение заднеязычных звуков

2) «Киска сердится и выгибает спинку —киска спокойна»

Цель: обучение попеременному напряжению и расслаблению мышц языка.

а) улыбнуться;

б) приоткрыть рот;

в) кончик языка поставить за нижние зубы;

г) широкий язык установить «горкой», упираясь в нижние зубы;

д) удерживать в таком положении под счёт от 3 до 7;

е) расслабить язык;

ж) попеременно выполнять эти движения.