СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс дидактических игр на развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В пособии представлены дидактические игры на развитие сенсорных способностей у младших дошкольников и детей с нарушением в развитии.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс дидактических игр на развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ»

Комплекс наглядно-дидактических материалов

для индивидуальных занятий

Пояснительная записка

В пособии представлено описание игр, направленных на развитие сенсорных способностей как детей младшго дошкольного возраста, так и дошкольников с ментальными нарушениями (с нарушением интеллекта). Помимо сенсорных эталонов у детей развивается познавательная деятельность. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, что, с одной стороны, обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем мире, с другой — составляет фундамент общего умственного развития — развития мышления, памяти, воображения.

Одним из важнейших условий приобретения чувственного опыта является освоение ребенком принятых в нашей культуре образцов внешних свойств предметов: цвета (семь цветов спектра); формы (пять геометрических фигур — круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник); величины (три градации — большой, средний, маленький).

Занимаясь с детьми, педагогу нужно четко представлять себе этапность развития восприятия дошкольников. Вначале ребенок знакомится с основными цветами спектра (красный, желтый, зеленый, синий) поочередно; геометрическими фигурами (круг, квадрат), градациями величины (большой – маленький).

Одновременно дети овладевают способами обследования предметов: последовательного осмотра и описания их формы, группировки объектов по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, сравнения предметов по величине, выполнения все более сложных глазомерных действий.

В итоге, у детей развивается аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетании цветов, расчленять сложную форму предметов, выделять отдельные параметры величины.

Предлагаемые задания расположены в порядке усложнения действий детей по освоению эталонов (общепринятых образцов) цвета, формы, величины. В пособии содержатся краткое описание игр и игровых упражнений, рекомендации к их проведению, а также цветные фотографии игрового материала..

Рекомендации составлены с учетом индивидуальных, психофизических особенностей детей этого возраста в различных видах развивающих заданий и открывают широкий спектр возможностей использования этих заданий (от индивидуальных, до групповых).

Для успешного проведения занятий педагогу важно стать для ребенка заинтересованным партнером по игре, поддерживать инициативу малыша, не ругать его за ошибки, не превращать игры в скучный урок. В этом случае предлагаемый материал позволит провести игру так, что малыш будет учиться (осваивать и использовать эталоны, способы обследования предметов) незаметно для себя. При таком подходе у детей постепенно будет появляться познавательный интерес, который приходит на смену игровому.


Дидактические игры на развитие

сенсомоторных навыков у детей младшего дошкольного

возраста и детей с метальными нарушениями

Собери пирамидку

Цель. Ознакомление со способами соотнесения предметов по величине (метод приложения), определение величины предмета по отношению к другим: "большой", "средний", "маленький".

Материал. 3 овала постепенно убывающей величины (большой, поменьше, самый маленький), разного цвета (красного, синего и зеленого) - 2 комплекта (для ребенка и педагога).

Рекомендации к проведению. Педагог строит на фланелеграфе пирамидку их овалов, располагая их по порядку: самый большой овал, поменьше, самый маленький, проговаривая величину, цвет, называет получившийся предмет. Далее ребенок строит пирамидку совместно с педагогом методом приложения. После этого ребенок самостоятельно строит такую же пирамидку.

Примечание: игра может проводиться с большим количеством овалов.



Собери цветок

Цель. Развитие представлений об основных цветах спектра: красный, синий, желтый, зеленый.

Материал. Карточка с изображением цветка из 8 лепестков, каждого по 2 цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Набор из 8 лепестков (по 2 цвета каждого) таких же цветов.

Рекомендации к проведению. Педагог дает ребенку карточку с изображением цветка из 8 лепестков. Ребенок вместе с педагогом рассматривают цветок, по возможности называя цвет. Далее педагог дает ребенку 8 лепестков (по 2 каждого цвета), называя цвета, и предлагает подобрать одинаковые лепестки (методом наложения). Сначала педагог вместе с ребенком выполняют задание, далее предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Примечание: цвета лепестков должны точно совпадать по цвету.


Подбери шарики к ниточкам

I вариант.

Цель. Развитие представлений об основных цветах спектра: красный, синий, желтый, зеленый.

Материал. Карточка с изображением ниточек для воздушных шариков 4 основных цветов (красного, синего, желтого, зеленого).

Рекомендации к проведению. Педагог дает ребенку карточку с изображением ниточек к воздушным шарикам красного, желтого, зеленого и синего цветов. И показывает шарики, вырезанные из картона таких же цветов. Педагог с ребенком рассматривают шарики, называя цвета, предлагает подобрать шарики к ниточкам. Сначала педагог совместно с ребенком выполняет задание. Далее ребенок самостоятельно выполняет задание.

Примечание: количество шариков может быть увеличено.

II вариант.

Цель. Развитие представлений об основных цветах спектра: красный, синий, желтый, зеленый. Развитие графических навыков у детей.

Материал. Карточка с изображением воздушных шариков 4 основных цветов (красного, синего, желтого, зеленого), маркеры такого же цвета.

Рекомендации к проведению. Педагог дает ребенку карточку с изображением воздушных шариков красного, желтого, зеленого и синего цветов. Педагог с ребенком рассматривают шарики, называя цвета, и предлагает дорисовать к шарикам ниточки. Сначала педагог совместно с ребенком выполняет задание. Далее ребенок самостоятельно выполняет задание.

Примечание: количество шариков может быть увеличено. Цвета маркеров должны быть такого же цвета, что и шарики. После выполнения задания можно прочитать ребенку стишок про воздушный шарик.




Подбери чашку

Цель. Развитие представлений об основных цветах спектра: красный, синий, желтый, зеленый.

Материал. Карточки с изображением чайников 4 основных цветов (красного, синего, зеленого и желтого), а также 4 чашки тех же цветов.

Рекомендации к проведению.

Педагог показывает ребенку карточки с изображением чайников 4 основных цветов. Ребенок совместно с педагогом рассматривает чайники. Далее педагог показывает чашки и предлагает каждую чашку поставить рядом с чайником. Если ребенок не выполняет задание, педагог выполняет задание совместно с ребенком. Далее ребенок выполняет задание самостоятельно.

Примечание. Количество цветов может быть увеличено.


Посади цветочек на полянку

Цель. Развитие представлений об основных цветах спектра: красный, синий, желтый, зеленый.

Материал. 4 полянки из картона основных цветов (красного, синего, зеленого и желтого), цветы тех же цветов по 3 каждого.

Рекомендации к проведению. Педагог показывает ребенку полянки и предлагает посадить на них цветы. Если ребенок не понимает, педагог

помогает ребенку выполнить задание.

Примечание. Если ребенок быстро выполняет задание, можно усложнить его, разложив цвета неправильно, и попросить ребенка помочь исправить ошибки.

Одень куклу

Цель. Развитие представлений об основных цветах спектра: красный, синий, желтый, зеленый.

Материал. 4 куклы из картона и 4 комплекта одежды для каждой куклы основных цветов (красного, синего, зеленого, желтого).

Рекомендации к проведению. Педагог показывает ребенку кукол, и совместно с ребенком рассматривают их. Далее Педагог предлагает ребенку нарядить куклу по цветам. Главное условие – соблюдать не только цвет, но и очередность одежды (майка, платье, бант). Педагог с ребенком рассматривают одежду кукл исовместно выполняют задание на одной кукле, затем ребенку предоставляется возможность выполнить это задание на других куклах.

Примечание. Чтобы облегчить задачу ребенку, можно для начала взять один вид одежды. Для удобства можно использовать матерал на липучках.

Спрячь зверушку в домик

Цель. Развитие представлений о форме и цвете предмета, соотнесение предметов по этим признакам.

Материал. Домики из картона основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) с окнами разных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). геометрические фигуры такого же цвета. В окнах нарисованы разные зверушки.

Рекомендации к проведению. Педагог с ребенком рассматривают цветные

домики, определяют зверей, живущих в них. Педагог предлагает детям спрятать зверушек в домиках, соотнося окошки по цвету и форме. Сначала задание выполняет сам педагог, затем совместно с ребенком и только потом предлагают ребенку выполнить самостоятельно.

Примечание. Если ребенок может говорить или подражать животным, обязательно привлекать его к диалогу.

Подбери одинаковые фигуры

Цель. Развитие представлений о форме и цвете предмета, соотнесение предметов по этим признакам.

Материал. Прямоугольные формы из фанеры с вырезанными геометрическими отверстиями разных фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и фигуры-вкладыши соответствующих форм и цветов.

Рекомендации к проведению. Педагог рассматривает с ребенком формы и фигуры-вкладыши основных цветов и предлагает правильно вставить фигуры в нужные отверстия.

Сначала задание выполняет сам педагог, затем совместно с ребенком и только потом предлагают ребенку выполнить самостоятельно.

Примечание. Если ребенок хорошо освоил эту задачу, ему предлагаются формы и вкладыши других цветов и форм. Для удобства можно использовать матерал на липучках.

Большой - маленький

Цель. Развитие представления о величине предметов: большой-маленький, классификация 2-х величин.

Материал. Карточки из картона из двух плоскостей. Парные предметные

картинки из картона разного размера (можно использовать картинки на липучках).

Рекомендации к проведению. Педагог рассматривает с ребенком карточки, называют их и определяют величину: большой или маленький предмет. Далее педагог предлагает ребенку выбрать большие предметы и положить их на верхнюю часть карточки, а маленькие – на нижнюю.Сначала задание выполняется совместно, затем ребенок выполняет самостоятельно.

Примечание. Для начала ребенку предлагают трипары предметных картинок разного размера, а после усвоения материала количество пар увеличивают.

Большой - маленький

Цель. Развитие представления о величине предметов: большой-маленький, классификация 2-х величин.

Материал. Божьи коровки, нарисованные на картоне с большими и маленькими белыми кругами на крылышках. Круги черного цвета большого и маленького размера.

Рекомендации к проведению. Педагог рассматривает с ребенком божьих коровок и отмечает, что на крылышках отпали черные пятнышки. Далее педагог предлагает ребенку разложить большие и маленькие черные пятнышки на место белых в соответствии с размерами кругов. Если ребенок не понимает задание или выполняет не правильно, педагог демонстрирует правильный вариант или выполняют задание совместно с ребенком.

Примечание. Для начала можно предложить Ребенку разложить черные круги разного размера хаотично.


Заплатки для зонтиков

Цель. Развитие представлений об основных цветах спектра и их оттенков, классификация цвета.

Материал. Ламинированное изображение зонтиков 8 цветов с пустыми отверстиями круглой формы. Ламинированные круги-заплатки 8 цветов (по 3 каждого цвета).

Рекомендации к проведению. Педагог рассматривает с ребенком разноцветные зонтики, называя цвета. Далее педагог предлагает ребенку вставить заплатку в каждый зонтик в соответствии с цветом. Если ребенок затрудняется, задание выполняется совместно или педагог показывает на одном зонтике пример выполнения задания.

Примечание. Для начала ребенку предлагают вставить заплатки из 4 основных цветов, затем количество цветов можно увеличить. Можно использовать двухсторонний цветной картон для более удобного использования.