СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс игр и упражнений для детей, имеющих отклонения в развитии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплекс игр и упражнений для детей, имеющих отклонения в развитии»















































Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»







Комплекс игр и упражнений для детей, имеющих отклонения в развитии











Выполнила

студентка группы Ш-22

Кучина Ирина

Оглавление

Упражнения для детей с сенсорными нарушениями: 3

Упражнение «Развитие слухового восприятия» 3

Упражнение «Курочка и цыплята» 3

Упражнение «Рисунки из геометрических фигур» 4

Упражнения по коррекции интеллектуальных нарушений: 5

«Найди свою пар». 5

«Положи куда надо». 5

«Фонарики» 5

Упражнения для детей с речевой отсталости: 6

Упражнение «Слон». 6

Упражнение «Лягушка-слон». 6

Упражнение «Рыбка». 6

Упражнения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: 6

«Нарисуй в небе солнышко» 6

«Мячики». 6

«Маракасы». 6

«Шуршарики». 6

Массаж пальцев рук. 6

Упражнения для детей с комплексными нарушениями: 7

Игра «Солнышко». 7

Подвижная игра «Посуда» 7

Упражнения с искаженным развитием 7

Игра «Съедобное – несъедобное» 7

Игра «Нос, пол, потолок» 7

Упражнение «Где стереть?» 7





Пояснительная записка:

В данной брошюре представлены игры и упражнения для детей, имеющий нарушения с сенсорными, интеллектуальными, речевыми, комплексными, искажёнными нарушениями и проблемами с опорно-двигательным аппаратом.

Данные упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Данное методическое пособие позволит объединить усилия педагогов и родителей в обучении и воспитании младшего школьника. Выполнение заданий, предложенных в методическом пособии, позволит быстрее и легче добиться постановки нарушенных звуков, усвоить лексический материал, развить связную речь, закрепить навыки, полученные на логопедическом занятии.



Упражнения для детей с сенсорными нарушениями: Упражнение «Развитие слухового восприятия»

Цель: Развитие умения слушать, развитие навыков взаимодействия.

Возраст: дошкольный, младший школьный.

Материал: аудиозаписи «Лес», «Озеро»; цветные карандаши; листы бумаги формата A3 с «радужными портретами»; колокольчик и корзина с музыкальными инструментами; набор карточек «Домашние животные»; аудиозапись «Деревенская песня».

Проведение: Все дети сидят в кругу. Ведущий берет колокольчик. Подходит к кому-то из детей, тихонько звонит около его ушка, называет по имени и говорит что-то приятное (Миша, я рада тебя видеть). Далее Миша берет колокольчик и подходит к кому-то из ребят и т.д. Дети обсуждают зачем человеку уши (слушать друг друга. Общаться и пр.). На что похожи уши (на морские раковины и пр.). Дотрагиваются до ушной раковины, мочки и называют их. Закрывают глаза и прислушиваются к шуму на улице. Открывают глаза и говорят о том, что услышали. Закрывают глаза и прислушиваются к шуму в комнате. Открывают глаза и говорят о том, что услышали.

Массаж ушей: потерли ладошки друг о друга, чтобы они стали горячими. Правую ладошку кладем на правое ушко, левую на левое. Потрем аккуратно ушки. Возьмем за середину ушной раковины и потянем ушки в стороны 3 раза, потом за верхний край 3 раза. За мочку вниз 3 раза. Пощиплем ушки сверху вниз и снизу-вверх. А теперь послушаем звуки на улице и в комнате. Удалось ли вам услышать больше звуков? Помог ли массаж? Корзина с музыкальными инструментами. Накрытая платком. Дети пробуют по звуку угадать музыкальный инструмент. По мере угадывания инструмент выкладывается в центр группы.

Дети пробуют поиграть на музыкальных инструментах, передавая их в кругу по очереди.

Пробуют играть все вместе. Вывод, что в шуме трудно различать звуки. Теперь слушаем каждый инструмент по очереди и складываем их в корзину. Слушаем тишину.

Звучит музыка «Деревенские песни». Дети угадывают голоса животных. После прослушивания из карточек «Домашние животные» выбирают тех животных, голоса которых слышали.

Упражнение «Курочка и цыплята»

Цель: развитие сенсорики у детей раннего, младшего школьного возраста.

Возьмите 6 элементов (из мозаики) желтого цвета и один - белого, несколько элементов других цветов.

Начинам с чтения потешки:

– Курочка-рябушечка, куда пошла?

– На речку.

– Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?

– За водичкой.

– Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

– Цыпляток поить.

– Курочка-рябушечка, как твои детки просят пить?

– Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Взрослый показывает белый элемент мозаики и говорит: «Курочка у нас будет белого цвета», демонстрируя желтую мозаику, он поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки».

В отверстие игровой панели взрослый вставляет белую мозаику, напоминая, что это – курочка, за ней идут цыплятки, ставит желтый элемент, затем просит ребенка еще поставить цыпленка следом за мамой – курочкой. Если малыш неуверенно выполняет задание, можно ему помочь. Ребенок должен выстроить всех «цыплят» желтого цвета. Потом взрослый предлагает малышу самостоятельно поставить курочку и цыплят. Эта игра хорошо тренирует знание и различие цветов.



Упражнение «Рисунки из геометрических фигур»

Цели: развитие зрительной памяти; развитие графических навыков; освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур).

Материалы: специальные карточки с изображением рисунков из сочетаний геометрических фигур, часы, рабочие тетради участников, простые карандаши.

Необходимое время: 20 минут.

Процедура проведения

Инструкция участникам: «Сейчас я покажу вам карточку с рисунком из геометрических фигур. Постарайтесь как можно лучше запомнить рисунок и точно нарисовать его у себя в тетради».

Ведущий демонстрирует первую карточку в течение 10 секунд; после того как карточка убрана, участники должны воспроизвести сочетание геометрических фигур у себя в тетрадях. Когда они закончат рисовать, вновь демонстрируется карточка, уточняются неточности воспроизведения и, попросив быть внимательнее, ведущий демонстрирует вторую карточку.

Если дети легко справляются с заданием, можно попробовать демонстрировать сразу две карточки.





















Упражнения по коррекции интеллектуальных нарушений: «Найди свою пар».

Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Организация: игра проводится фронтально; заранее подбираются парные флажки разного цвета (например, 2 красных, 2 оранжевых, 2 желтых) и бубен.

Ход игры: педагог раздает флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по классу (комнате), затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару – того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно.



«Положи куда надо».

Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Организация: проводится индивидуально, заранее подготавливаются карточки с наклеенными или нарисованными геометрическими фигурами – кругами, квадратами, треугольниками трех цветов (красный, синий, желтый). Каждая фигура определенного цвета повторяется в трех экземплярах, всего 27 карточек.

Ход игры: ребенок сидит за столом напротив педагога, который выкладывает перед ним карточки с одинаковыми по форме и разными по цвету фигурами. Сбоку на столе лежат остальные карточки. Педагог берет одну из них и просит ребенка положить «куда надо». Когда все карточки будут разложены, педагог спрашивает ребенка: «Какие карточки ты положил сюда?». Правильный ответ одобряется, не правильный предлагается обдумать и исправить.

«Фонарики»

Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Ход игры: Детям раздаются фонарики разного цвета и размера. Дети их рассматривают. После этого дети под звук бубна или музыку шагают с фонариками по группе. По сигналу дети с фонариками такого цвета, как у воспитателя, подходят к нему. Меняя фонарики, педагог собирает вокруг себя разные группы детей.






Упражнения для детей с речевой отсталости: Упражнение «Слон».

Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону -

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.



Упражнение «Лягушка-слон».

Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.



Упражнение «Рыбка».

Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.









Упражнения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

«Нарисуй в небе солнышко» - указательным пальцем «рисуем» круг, используя при этом как правую, так и левую руку. В дальнейшем можно делать это упражнение одновременно двумя руками.

«Мячики». Легкие и безопасные, их можно скатать из фольги или бумаги.

«Маракасы». В небольшие пластиковые бутылки насыпаем мелкие предметы: бусинки, камешки, монетки, семена. Вместе с ребенком можно просто наполнять бутылочки и закручивать их, а можно усложнять задачу: смешать наполнители в кучу и раскладывать каждый вид в «свой сосуд». Каждый из них будет иметь свой «голос», кроме того, через прозрачные стенки интересно отдыхая рассматривать содержимое!

«Шуршарики». Теперь наполняем мелкими предметами слегка надутые шарики, один оставляем пустым. Ощупываем и отгадываем: «что внутри?»

 Массаж пальцев рук.

Можно выполнять массаж со следующим материалом:

- зубной щёткой,

- массажной расчёской,

- карандашом, фломастером,

- различные мячики, шарики,

Упражнения для детей с комплексными нарушениями: Игра «Солнышко».

Дети становятся вокруг обруча, держатся за него. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение несколько раз. Детям необходимо поднять обруч вверх, опустить вниз под стихи, которые читает учитель.

Утром солнышко встает-

Светом озаряет.

Вечером оно заходит-

Ночка наступает.

Если дети не могут самостоятельно удерживать равновесие с помощью обруча, осуществляется педагогическое сопровождение.



Подвижная игра «Посуда»

Дети выходят на ковер. Логопед читает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник. Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули- «носик».

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные бедняжки. Присели, одну руку поставили на пояс

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни- разобьются. Рисуют в воздухе круг

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке. Потянулись, сомкнули руки над головой.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес. Легли, вытянулись.

Упражнения с искаженным развитием Игра «Съедобное – несъедобное»

Оборудование: мяч.

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

Игра «Нос, пол, потолок»

Дети выполняют различные команды, сказанные взрослым. Взрослый произносит слово «нос» - дети должны дотронуться рукой до кончика своего носа. «Пол» - показать вытянутой рукой на пол, «потолок» - показать рукой на потолок. Взрослый запутывает детей, одновременно с ними показывая неверные движения.

Упражнение «Где стереть?»

- коррекция зрительной памяти.

На доске или на листочках каждый воспитанник рисует «рожицу», затем с закрытыми глазами должны стереть только то, что попросит ведущий. Например: «Сотри левый глаз, волосы, подбородок и т.д.»