Государственное бюджетное профессиональное
образовательное
учреждение Краснодарского края
«Ейский полипрофильный колледж»
Комплекс игр и упражнений, направленных на коррекционную работу психических
отклонений детей младшего школьного
возраста
Подготовила:
студентка группы Ш-22
Кравченко Ольга
Ейск,2022
Содержание
Пояснительная записка
1. Коррекция сенсорных нарушений
Игра «Объяснялочки»
Игра «Назови слова»
Игра «Поймай звук»
2. Коррекция интеллектуальных нарушений
Игра «Четвертый лишний»
Игра «Поезд»
Игра «Кричалки—шепталки—молчалки»
3. Коррекция нарушения речи
Упражнение «Громко – тихо»
Игра «Скороговорки разной длины»
Упражнение «Слон».
4. Коррекция нарушения опорно-двигательного
аппарата
Упражнение «Рыбка»
Игры «Пчёлы и медведь»
5. Коррекция комплексных дефектов
развития
6. Коррекция искаженного развития
Список литературы
Пояснительная записка
Школьный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие. В настоящее время имеет место быть проблема состояния здоровья детей школьного возраста. Эти неблагоприятные процессы в значительной степени связаны с неудовлетворительным состоянием окружающей среды, деформацией семейных отношений, недостатками в работе лечебно – профилактических учреждений.
Известно, что дети с задержкой психического развития имеют разные физические возможности и характеризуются большой подвижностью, высокой реактивностью, неуравновешенностью. Движения их резки, быстры, часто бесцельны. Как правило, они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности, сосредоточенности, сдержанности. Среди детей с ЗПР встречаются дети и с малой двигательной активностью, они вялы, пассивны, быстро утомляются.
Для того чтобы добиться эффективности в работе с детьми с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, нужно включать в согласованную работу все анализаторы: речевой, двигательный, речеслуховой, зрительный, кинестетический.
Данные коррекционные игры и упражнения помогут ребенку не только преодолеть многие комплексы и проблемы, развить собственные способности, но и просто приятно и весело провести время.
1. Коррекция сенсорных нарушений
Игра «Объяснялочки»
Объяснить значение каждой пары слов или придумать предложения с этими словами.
Например: «Мелом пишут на классной доске, а мель – это мелкое место на реке».
Ребенок сможет правильно выполнить это задание лишь при условии различения им соответствующей пары звуков, в данном случае – звуков Л и ЛЬ. Здесь подобраны пары слов на все наиболее часто смешиваемые детьми звуки:
Угол – уголь Галина - калина
балка – палка Дина - тина
дрова – трава суп - зуб
гора – нора соя - Зоя
гардина – картина
Лука – рука
Игра «Назови слова»
Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук «А» (Т, Р, К)
Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук «П» (И, О, С, Л)
Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук «Н» (Г, Б, Ф)
Игра «Поймай звук»
Это упражнение имеет несколько вариантов заданий.
«Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука «С» (В, Г, Ш), сразу хлопнешь в ладоши».
Вариант: Ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается или звук в середине слова.
«Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в которое есть звук «К», хлопни в ладоши один раз. Если услышишь в слове звук «Г» - хлопни два раза»
Лучше начинать упражнения в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
2. Коррекция интеллектуальных нарушений
Игра «Четвертый лишний»
Ребенку называют группу слов, три из которых объединены по какому-либо признаку, а четвертое не может быть включено в эту группу (например: кукла, юла, погремушка, молоко; или: сандалии, ботинки, сапоги, кошка).
Ребенок должен найти лишнее слово.
Игра «Поезд»
Необходимые приспособления: набор картинок с изображением всевозможных объектов.
Картинки складывают в центре стола, дети стоят вокруг него. Затем ведущий предлагает построить поезд из картинок, складывая их на основе сходства каких-либо признаков: «Я прикрепляю помидор к огурцу, потому что это овощи», «Я прикрепляю мячик к солнышку, потому что они круглые», — и т. д. Поезд можно строить в обоих направлениях.
Комментарий: необходимо стимулировать детей к поиску нестандартных решений, чтобы в поезд вошли все картинки, предложенные взрослым. Если поиск объединяющих признаков вызывает затруднения, взрослый помогает наводящими вопросами.
Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
Ход игры:
Из разноцветного картона сделано 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда м.р. поднимает красную ладонь — «кричалку» (играет громко весёлая, задорная музыка ) можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» (играет тихо музыка) — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» (музыка отключена)— синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».
3. Коррекция нарушения речи
Упражнение «Громко – тихо»
Попросите ребёнка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо; протяжно, потом отрывисто; высоким голосом – низким.
Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.
Игра «Скороговорки разной длины»
Детям предлагается повторить за ведущим наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается в прогрессии:
Наш Полкан попал в капкан (5 слов).
Три свиристели еле-еле свистели на ели (7 слов).
Грабли - грести, метла - мести, весла - вести полозья - ползти (8 слов).
В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит (11 слов).
Упражнение «Слон».
Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук «у».
Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
4. Коррекция нарушения опорно-двигательного аппарата
Упражнение «Рыбка»
Из положения лёжа на спине ребёнок быстро перекатывается на живот, руки вытянуты вверх или вдоль тела. Вначале игра проводится на мягкой подстилке (взрослый постраховывает ребёнка), а затем на твёрдой и уже самостоятельно (без подстраховки). Повторять 3-5 раз, давая небольшой отдых между повторениями.
Игры «Пчёлы и медведь»
Ребёнок – «пчела» вылезает из улья (пролезает под стул, канат) и «летает» - легко бегает, раскинув руки. При возгласе: «медведь» - быстро возвращается в улей. «Медведем» может быть другой ребёнок или взрослый. «Медведь» может появляться и хватать «пчелу» и без возгласа
.
5. Коррекция комплексных дефектов развития
Игра «Солнышко»
Дети становятся вокруг обруча, держатся за него. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение несколько раз. Детям необходимо поднять обруч вверх, опустить вниз под стихи, которые читает учитель
Утром солнышко встает-
Светом озаряет.
Вечером оно заходит-
Ночка наступает.
Если дети не могут самостоятельно удерживать равновесие с помощью обруча, осуществляется педагогическое сопровождение.
Подвижная игра «Посуда»
Дети выходят на ковер. Логопед читает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.
Вот большой стеклянный чайник, очень важный, как начальник. Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули- «носик».
Вот фарфоровые чашки, очень крупные бедняжки. Присели, одну руку поставили на пояс.
Вот фарфоровые блюдца, только стукни- разобьются. Рисуют в воздухе круг.
Он посуду нам принес. Легли, вытянулись.
6. Коррекция искаженного развития
Игра «Съедобное – несъедобное»
Оборудование: мяч.
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Игра «Нос, пол, потолок»
Дети выполняют различные команды, сказанные взрослым. Взрослый произносит слово «нос» - дети должны дотронуться рукой до кончика своего носа. «Пол» - показать вытянутой рукой на пол, «потолок» - показать рукой на потолок. Взрослый запутывает детей, одновременно с ними показывая неверные движения.
Список литературы
https://multiurok.ru/index.php/files/broshiura-s-igrami-i-uprazhneniiami-po-korrektirov.html?login=ok
https://multiurok.ru/files/broshiura-kompleks-igr-i-uprazhnenii-napravlennykh.html
https://infourok.ru/sbornik-uprazhneniy-dlya-korrekcii-narusheniy-rechi-u-uchaschihsya-nachalnih-klassov-469412.html
https://infourok.ru/broshyura-na-temu-igri-i-uprazhneniya-dlya-detey-s-narusheniyami-v-razvitii-1474550.html