Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с нарушениями слуха
В работе с глухими/слабослышащими детьми наглядные методы являются наиболее востребованными, особенно на начальных этапах обучения. Наглядные методы предполагают использование пособий (плакатов, таблиц, схем, картин и т.д.), демонстрацию приборов, опытов, кинофильмов, компьютерных презентаций и т.д., обеспечивающих полисенсорную основу восприятия информации.
Дети с нарушенным слухом, благодаря компенсаторному свойству организма, опираются на слухо-зрительное восприятие, где зрению отводится значимая роль в получении информации. Поэтому учитель должен обращать внимание на визуальную составляющую своих уроков. Длительные устные объяснения педагога требуют от глухого/слабослышащего ребенка максимальной концентрации внимания, что приводит к быстрой утомляемости, сужению объема принятой информации и вызывает практическое выключение этих детей из учебного процесса.
Оптимальное восприятие, осмысление, усвоение материала возможно обеспечить только при расширении сенсорной основы обучения, подключении у детей с нарушенным слухом максимального количества анализаторов (слуховой, зрительный, кинестетический, двигательный и др.) при работе с информацией.
С учетом индивидуальных особенностей учеников, педагоги должны подбирать наглядные методы обучения, которые обеспечат объемное, комплексное, многоаспектное восприятие информации, повышающей качество усвоения учебного материала. Кроме того, опора на разные наглядно-чувственные основы позволит обучающимся приобрести как теоретические, так и практические навыки и умения, повлияет на развитие познавательной активности и мотивации к учебной и исследовательской деятельности, создаст здоровьесберегающий и комфортный режим в восприятии информации.
Возможно использование разнообразных наглядных методов.
Метод иллюстрации позволяет демонстрировать обучающимся иллюстрированные материалы и пособия: картины, плакаты, портреты, графики, диаграммы, чертежи, схемы, карты, макеты, атласы, изображения информации на учебной доске и пр.
Метод демонстрации состоит в том, чтобы показывать, как действуют реальные приборы или их модели, различные механизмы, технические установки. К данному методу относят постановку опытов и проведение экспериментов, а также демонстрацию различных процессов, свойств материалов, особенностей конструкций и приборов, разных коллекций (например, минералов, насекомых, художественных изделий, образцов материалови т.д.). Метод демонстрации обеспечивает восприятие, как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статике, но и динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их порождающих. Разновидностью метода демонстрации следует рассматривать и экскурсии.
Широкое применение IT и постоянное развитие электронных носителей в школьном образовании привело к постоянно применяемому в учебной практике видеометоду - демонстрация материала с помощью фильмоскопов, кодоскопов, диапроекторов, киноаппаратов, телевизоров, видеомагнитофонов, компьютеров и т.п... Видеометод является одним из мощных источников воздействия на сознание и подсознание человека.
Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде представить большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу (ультразвуковое изображение, спектральный анализ, влияние радиоактивных элементов на протекание биологических, химических и биохимических процессов, протекание быстрых и медленных процессов и т.д.). Данный метод может использоваться на всех этапах обучения как многофункциональный метод. Использование метода видеонаглядности создает благоприятные условия для повышения эффективности всего учебного процесса.
В условиях общеобразовательной школы при работе с глухим/слабослышащим ребенком необходимо подбирать различные наглядные методы, которые в условиях конкретного урока будут эффективными и позволят решить поставленные задачи, получить положительные результаты. Используя необходимую наглядность, педагог должен разъяснить цель демонстрации, акцентировать внимание на объекте и помочь детям удержать его в поле зрения, охарактеризовать свойства, показать разные его стороны, сделать соответствующий комментарий.
Использование наглядных методов требует учитывать особенности школьников с нарушенным слухом (меньший объем восприятия, его замедленный темп, неточности и др.) и применять доступные схемы, таблицы, приближенные к жизни, реалистические иллюстрации, при этом необходимо предварительно информировать ребенка о тематике, содержании и задачах просмотра, строго дозировать и структурировать предлагаемый материал. Наглядный материал должен соответствовать психологической готовности учащегося с нарушенным слухом к его усвоению, учитывать возрастные и другие особенности. Текстовое сопровождение (письменные комментарии, аннотации, субтитры) наглядного материала оптимизирует его восприятие глухим/слабослышащим ребенком.
Объем, количество пособий, место и время их демонстрации должны согласовываться с темой, содержанием и структурой урока, ровно на столько, насколько это необходимо для самостоятельного восприятия и понимания информации учеником с нарушенным слухом. Важно отметить, что избыточный наглядный материал не способствует научению такого ребенка поиску и отбору необходимой информации в процессе урока и самостоятельного выполнения домашней работы. Глухой/слабослышащий обучающийся из-за чрезмерного стремления опираться на визуальную основу восприятия, может ограничиваться просмотром демонстрируемых единиц на уроке/дома, без осмысления и переработки полученной информации. Поэтому ребенка с нарушенным слухом надо учить пользоваться наглядным материалом в пределах необходимого.
Эффективность применения наглядных методов также во многом зависит от использования качественных наглядных средств (натуральных, изобразительных, символических) и приспособлений для их демонстрации (подъемных столиков, экранов, медиа техники и др.). Значимым является планирование продуманного и гармоничного использования наглядных средств на уроке, учет их различных дидактических функций и возможностей для комплексного применения и правильного соотношения наглядности и других источников информации. Кроме того, необходимо заранее подготовить четкие комментарии, обобщения информации, выделения главного в содержании и т.д., предусмотреть активное включение учащихся в процесс поиска информации, решения задачи, составления комментариев и т.д. на их основе.
При демонстрации учебного фильма, если отсутствуют субтитры, учитель должен позаботиться о том, чтобы глухому/слабослышащему ребенку на слухо-зрительной основе воспроизводили звучащее на экране речевое сопровождение или необходимо предоставить покадровую письменную аннотацию. Использование наглядных методов предусматривает обязательное речевое сопровождение.
Применение традиционных и инновационных наглядных средств в инклюзивном образовательном пространстве активизирует мыслительную и речевую деятельность ученика с нарушенным слухом, способствует повышению его познавательной активности в целом, формирует мотивацию общения со сверстниками, а также создает благоприятные условия для организации партнерского взаимодействия в ученическом коллективе.