СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс психологических игр для формирования коммуникативных умений детей в лагере дневного пребывания

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

Г.ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Юридический адрес: 462635, Оренбургская область, г.Гай, пер.Парковый д.3

Фактический адрес: 462634, Оренбургская область, г.Гай, пр-кт Победы, д.17а

тел. (35362) 4-13-57ИНН 5604002835 ОГРН 1025600683470

 

 

 

Комплекс психологических игр для формирования коммуникативных умений детей в лагере дневного пребывания

 

Летнее время, как время отдыха, дает все необходимые условия для восполнения энергии, потраченной за учебный год. Организация пришкольного лагеря позволяет реализовать данную возможность. Для восполнения энергозатрат необходима комплексная поддержка и помощь.

Целью работы педагога-психолога пришкольного лагеря является формирование стрессоустойчивости детей как одной из составляющих психологического развития, а также создание условий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения, как детского коллектива, так и педагогического коллектива; формирование психологической устойчивости к опасным ситуациям, формирование дисциплинированности, устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

  1. оказание помощи в создании благоприятного климата в детском коллективе как основного фактора адаптации в условиях лагеря;
  2. содействие снятию эмоционального напряжения;
  3. способствование построению эффективного взаимодействия детей и педагогов;
  4. формирование осознанного отношения ребёнка к собственному здоровью как к ценности;
  5. изучение психофизиологического состояния детей;
  6. формирование у детей потребность в изучении правил дорожного движения и осознанного к ним отношения;
  7. формирование устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
  8. воспитание чувство ответственности и культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.

Основным адресатом реализации данных игр являются дети, отдыхающие в пришкольном лагере. Непосредственными адресатами остаются родители данных детей, а так же воспитатели, работающие на отрядах.

 

 

 

Игра «Круг имен»

Основная цель игры - объединение коллектива, преодоление барьера между детьми, привитие навыков общения.

Дети становятся в круг. (Это способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Для усиления такого чувства можно взяться за руки). Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое и так далее. Первый называет имена всех.

В эту игру можно играть вместе со взрослыми. Это помогает всем подружиться и почувствовать себя одной командой. Пусть Вас не смущает, что некоторым детям еще трудно произносить имя и отчество взрослых и запомнить все имена. Помогите им в этом. Эту игру можно со временем усложнять. Просить называть свое имя и несколько слов о себе на заданную тему. Дети повторяют услышанное друг о друге, но не в 3-м лице, а в 1-м.

- Тебя зовут Лена. Ты ходишь в 1-й класс и любишь рисовать. 

Игра «Кто меня позвал»

Дети становятся группой, один ребенок выходит из группы отходит на несколько шагов и поворачивается спинной к группе. Воспитатель выбирает ребенка, который должен громко позвать ушедшего. Ушедший возвращается и говорит, кто его позвал, в 1-м лице:

- Меня позвал ты, Антон.

Если ребенок догадался, кто его позвал, но не помнит имени, предложите ему спросить об этом позвавшего.

Первой реакцией детей обычно бывает желание показать пальцем. Это нужно исправлять.

Такие диалоги важны для детей. Они прививают им навыки общения. 

Игра «Девочки-мальчики»

Мальчики садятся на одну скамейку, а девочки на другую. Мальчики называют любые имена девочек. Если эти имена носят девочки, то они встают и рассказывают немного о себе. Потом девочки называют любые имена мальчиков. Это происходит до тех пор, пока имена всех детей не будут названы. 

Игра «Хвасталки»

Цель: помочь детям преодолеть свою застенчивость, научить говорить о своих успехах, а также радоваться успехом других.

Инструкция: Сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы могли быть успешным. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.

Сейчас я расскажу, как будет проходить игра, в которую мы с вами попробуем сыграть. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении, которое он совершил вчера.

При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Важно, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько порадовало меня это мое достижение. Ученик, которому я расскажу об этом успехе, скажет: «Я рад за тебя». Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о каком-то своем успехе. Тот в свою очередь тоже скажет: «Я рад за тебя». И продолжит игру дальше. Вы поняли как играть?

Игра «Скакалка»

Цель: выявление лидеров, социометрия, коррекция взаимоотношений.

Дети сидят. Двое старших натягивают скакалку на уровне груди (впоследствии скакалка опускается ниже).

Инструкция 1. Выбери того, кто нравится и, взявшись за руки, пройди с ним под скакалкой (определяем детей, пользующихся популярностью в группе; можно отметить количество выборов).

Инструкция 2. Девочки выбирают мальчиков, а мальчики выбирают девочек и проходят под скакалкой (определяем самых популярных мальчиков и девочек).

Инструкция 3. Делая свой выбор, концентрируйте внимание на тех ребятах, кого выбирали редко или не выбирали вовсе, и пройдите с ними под скакалкой (проводим коррекцию взаимоотношений).

Игра «Мы с тобой похожи тем, что...»

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т. д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т. д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Игра в ассоциации

Цель (воспитательная):познакомить детей в группе. Ход игры. Участники выбирают водящего. Он уходит, а в это время все остальные участники выбирают человека (из присутствующих). Затем водящий возвращается и начинает задавать вопросы участникам (одному участнику один вопрос).

Темы вопросов:

– С каким зверем ассоциируется у тебя этот человек?

– С каким растением? И т.д.

У водящего есть три попытки отгадать, кто это. При этом после неудачной попытки можно продолжать задавать вопросы.

Игру целесообразно провести 2 раза: в начале работы лагеря, когда дети еще не знают друг друга и нередко руководствуются только внешними данными, и в конце работы лагеря, когда дети хорошо знакомы и ассоциации возникают уже другие.

«Не упади в пропасть»

Цель: сплотить коллектив, развить взаимопонимание в группе. Материалы: 1 доска (узкая). Ход игры. Группа делится на 2 команды. Посередине кладется доска – это «мостик», перекинутый над «пропастью».

Задача группы – перебраться на противоположный берег На «мостике» умещается 1 человек по ширине доски. Задача двух групп-команд – кто быстрее переберется на другой «берег». Это становится возможным при тесном контакте участников двух команд между собой, иначе они будут сталкиваться и «падать в пропасть».

Игра «Веселый зоопарк»

Ход игры: Всем участникам предлагается немного подвигаться свободно по комнате. Затем ведущий предлагает всем представить себя в виде какого-либо животного, которое они часто видели в зоопарке и, если они встретят такого же или чем-то похожего на своего, то объединиться в пары, но не называть это животное. Как только ведущий видит, что пары объединились, он падает сигнал (хлопок в ладоши) и предлагает представиться друг другу. Затем он предлагает ребятам объяснить, что привлекло их объединится в пары, каким образом они определили, что их партнер – похож на них.

Игра- упражнение «Ты мне нравишься»

Комментарий для ведущего. Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выразить свои эмоции, для других — это проблема. В игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. «Паутина» представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех учеников класса.

Материалы: клубок цветной шерсти.

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу, как должна протекать эта игра.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят. Постарайтесь выбрать не самого популярного.

Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала участника, который должен быть следующим в «паутине». После того как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: «Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что…» Например, я говорю: «Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня ты вежливо открыл передо мной дверь».

Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего участника, Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: «Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу». При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить.

И так наша игра продолжается… Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Комментарий для ведущего. Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Ни одна семья, ни один коллектив не смогут быть полноценными и эффективными, пока в них будут оставаться «козлы отпущения» и «аутсайдеры». Если у некоторых детей появятся сложности с произнесением начальной фразы «Ты мне нравишься, потому что…», позвольте им заменить ее словами «Мне понравилось, как ты…».

Постепенно «паутина» будет расти и заполняться. Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый участник наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим ребятам?

— Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

— Достаточно ли дружен наш класс?

— Почему каждый ребенок достоин любви?

— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Игра «Скалолаз»

Участники встают на край черты (нарисованной мелом на полу) плотно друг к другу, взявшись под локотки. По очереди каждый игрок проходит по краю «пропасти», держась за стоящих на ней людей, не оступаясь и не сталкивая игроков. Задача играющих – удержать идущего по краю пропасти и не дать ему упасть.

Игра «Путаница»

Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.

 

 

 

Игра «Живой мост»

Группа встает в две шеренги, лицом друг к другу. Противоположные люди крепко держат друг друга за руки. Человек ложится на руки и как по «живому мосту» перемещается в конец. Затем следующий и т. д.

Игра «Инопланетяне»

Ведущий начинает игру со сказочной истории: «К нам прилетели инопланетяне и хотят забрать нас всех на свою планету. У инопланетян есть огромный магнит, который притягивает к себе детей. Чтобы спастись, нам необходимо выбрать группу спасателей – 2 или 3 человека.  Теперь представьте себе, что эта стена – огромный магнит инопланетян. Магнитом вас притягивает к стене. Только спасатели остались на свободе». 

Все дети становятся в ряд у одной стены а спасатели – напротив них. Спасатели не могут двигаться с места и говорить, но обладают фантастической силой и могут «силой мысли» освободить своих друзей от действия магнита. Они стараются изо всех сил спасти своих товарищей, изображая это мимикой и жестами. Остальные дети, как только почувствуют, что их «отрывают» от стены-магнита, присоединяются к своему спасателю и помогают ему спасать других детей.

Любая роль в этой игре работает на формирование уверенности в себе. Однако необходимо, чтобы стеснительные дети обязательно могли играть и роль спасателя. 

Игра «Гусеница»

Отряд становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. Ведущий объясняет, что отряд – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку и т. д.

Игра «Ура, меня любят!»

Все игроки встают в круг лицом друг к другу, «немеют», опускают головы вниз, смотрят на носки своих ботинок. По сигналу ведущего (на счет три) все поднимают глаза и смотрят на одного из стоящих в кругу людей. Если двое встретились взглядами, они громко кричат «Ура, меня любят!», протягивают друг другу руки, обнимаются и выходят из круга. Круг сужается. Игра продолжается до тех пор, пока не образуются все пары.

Игра «Молчащее зеркало, говорящее зеркало»

Выбираются два человека, которые будут зеркалами – молчащим и говорящим. Выбирается ведущий, он становится лицом к зеркалам. За его спиной встает любой из присутствующих. Задача молчащего зеркала – показать пантомимикой этого человека, задача говорящего – говорить ассоциации с этим человеком. Ведущий может обратиться к любому из зеркал, чтобы отгадать, кто стоит за его спиной.

Игра «Не попади в камеру»

Модный тренд, пришедший из соцсетей. Суть такой игры в лагере в том, что водящему завязывают глаза и дают в руки камеру или фотоаппарат. Он начинает крутиться и хаотично делать снимки, а остальные участники должны убегать, подпрыгивать, ложиться — лишь бы не попасться в кадр. В итоге получаются забавные фотографии.

Игра «Человек-отряд»

Команде нужно нарисовать человека и распределить между собой роли, чтобы каждый участник выполнял функцию какой-либо части тела. Когда изображение будет готово, отряд должен объяснить, почему они раздали задачи именно так.

 

Ожидаемые результаты: сформированность у детей представлений о толерантности, ее проявлениях в отношении к окружающим, развитие коммуникативных умений и приобретение навыков конструктивного разрешения сложных ситуаций, развитие и укрепление навыков поведенческой саморегуляции, приобретение опыта позитивного взаимодействия в условиях коллективной творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

автор: Чернова Е.В., педагог-психолог МАОУ «СОШ№6» г.Гая

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

Г.ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Юридический адрес: 462635, Оренбургская область, г.Гай, пер.Парковый д.3

Фактический адрес: 462634, Оренбургская область, г.Гай, пр-кт Победы, д.17а

тел. (35362) 4-13-57ИНН 5604002835 ОГРН 1025600683470

 

 

 

Комплекс психологических игр для формирования коммуникативных умений детей в лагере дневного пребывания

 

Летнее время, как время отдыха, дает все необходимые условия для восполнения энергии, потраченной за учебный год. Организация пришкольного лагеря позволяет реализовать данную возможность. Для восполнения энергозатрат необходима комплексная поддержка и помощь.

Целью работы педагога-психолога пришкольного лагеря является формирование стрессоустойчивости детей как одной из составляющих психологического развития, а также создание условий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения, как детского коллектива, так и педагогического коллектива; формирование психологической устойчивости к опасным ситуациям, формирование дисциплинированности, устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

  1. оказание помощи в создании благоприятного климата в детском коллективе как основного фактора адаптации в условиях лагеря;
  2. содействие снятию эмоционального напряжения;
  3. способствование построению эффективного взаимодействия детей и педагогов;
  4. формирование осознанного отношения ребёнка к собственному здоровью как к ценности;
  5. изучение психофизиологического состояния детей;
  6. формирование у детей потребность в изучении правил дорожного движения и осознанного к ним отношения;
  7. формирование устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
  8. воспитание чувство ответственности и культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.

Основным адресатом реализации данных игр являются дети, отдыхающие в пришкольном лагере. Непосредственными адресатами остаются родители данных детей, а так же воспитатели, работающие на отрядах.

 

 

 

Игра «Круг имен»

Основная цель игры - объединение коллектива, преодоление барьера между детьми, привитие навыков общения.

Дети становятся в круг. (Это способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Для усиления такого чувства можно взяться за руки). Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое и так далее. Первый называет имена всех.

В эту игру можно играть вместе со взрослыми. Это помогает всем подружиться и почувствовать себя одной командой. Пусть Вас не смущает, что некоторым детям еще трудно произносить имя и отчество взрослых и запомнить все имена. Помогите им в этом. Эту игру можно со временем усложнять. Просить называть свое имя и несколько слов о себе на заданную тему. Дети повторяют услышанное друг о друге, но не в 3-м лице, а в 1-м.

- Тебя зовут Лена. Ты ходишь в 1-й класс и любишь рисовать. 

Игра «Кто меня позвал»

Дети становятся группой, один ребенок выходит из группы отходит на несколько шагов и поворачивается спинной к группе. Воспитатель выбирает ребенка, который должен громко позвать ушедшего. Ушедший возвращается и говорит, кто его позвал, в 1-м лице:

- Меня позвал ты, Антон.

Если ребенок догадался, кто его позвал, но не помнит имени, предложите ему спросить об этом позвавшего.

Первой реакцией детей обычно бывает желание показать пальцем. Это нужно исправлять.

Такие диалоги важны для детей. Они прививают им навыки общения. 

Игра «Девочки-мальчики»

Мальчики садятся на одну скамейку, а девочки на другую. Мальчики называют любые имена девочек. Если эти имена носят девочки, то они встают и рассказывают немного о себе. Потом девочки называют любые имена мальчиков. Это происходит до тех пор, пока имена всех детей не будут названы. 

Игра «Хвасталки»

Цель: помочь детям преодолеть свою застенчивость, научить говорить о своих успехах, а также радоваться успехом других.

Инструкция: Сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы могли быть успешным. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.

Сейчас я расскажу, как будет проходить игра, в которую мы с вами попробуем сыграть. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении, которое он совершил вчера.

При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Важно, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько порадовало меня это мое достижение. Ученик, которому я расскажу об этом успехе, скажет: «Я рад за тебя». Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о каком-то своем успехе. Тот в свою очередь тоже скажет: «Я рад за тебя». И продолжит игру дальше. Вы поняли как играть?

Игра «Скакалка»

Цель: выявление лидеров, социометрия, коррекция взаимоотношений.

Дети сидят. Двое старших натягивают скакалку на уровне груди (впоследствии скакалка опускается ниже).

Инструкция 1. Выбери того, кто нравится и, взявшись за руки, пройди с ним под скакалкой (определяем детей, пользующихся популярностью в группе; можно отметить количество выборов).

Инструкция 2. Девочки выбирают мальчиков, а мальчики выбирают девочек и проходят под скакалкой (определяем самых популярных мальчиков и девочек).

Инструкция 3. Делая свой выбор, концентрируйте внимание на тех ребятах, кого выбирали редко или не выбирали вовсе, и пройдите с ними под скакалкой (проводим коррекцию взаимоотношений).

Игра «Мы с тобой похожи тем, что...»

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т. д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т. д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Игра в ассоциации

Цель (воспитательная):познакомить детей в группе. Ход игры. Участники выбирают водящего. Он уходит, а в это время все остальные участники выбирают человека (из присутствующих). Затем водящий возвращается и начинает задавать вопросы участникам (одному участнику один вопрос).

Темы вопросов:

– С каким зверем ассоциируется у тебя этот человек?

– С каким растением? И т.д.

У водящего есть три попытки отгадать, кто это. При этом после неудачной попытки можно продолжать задавать вопросы.

Игру целесообразно провести 2 раза: в начале работы лагеря, когда дети еще не знают друг друга и нередко руководствуются только внешними данными, и в конце работы лагеря, когда дети хорошо знакомы и ассоциации возникают уже другие.

«Не упади в пропасть»

Цель: сплотить коллектив, развить взаимопонимание в группе. Материалы: 1 доска (узкая). Ход игры. Группа делится на 2 команды. Посередине кладется доска – это «мостик», перекинутый над «пропастью».

Задача группы – перебраться на противоположный берег На «мостике» умещается 1 человек по ширине доски. Задача двух групп-команд – кто быстрее переберется на другой «берег». Это становится возможным при тесном контакте участников двух команд между собой, иначе они будут сталкиваться и «падать в пропасть».

Игра «Веселый зоопарк»

Ход игры: Всем участникам предлагается немного подвигаться свободно по комнате. Затем ведущий предлагает всем представить себя в виде какого-либо животного, которое они часто видели в зоопарке и, если они встретят такого же или чем-то похожего на своего, то объединиться в пары, но не называть это животное. Как только ведущий видит, что пары объединились, он падает сигнал (хлопок в ладоши) и предлагает представиться друг другу. Затем он предлагает ребятам объяснить, что привлекло их объединится в пары, каким образом они определили, что их партнер – похож на них.

Игра- упражнение «Ты мне нравишься»

Комментарий для ведущего. Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выразить свои эмоции, для других — это проблема. В игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. «Паутина» представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех учеников класса.

Материалы: клубок цветной шерсти.

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу, как должна протекать эта игра.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят. Постарайтесь выбрать не самого популярного.

Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала участника, который должен быть следующим в «паутине». После того как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: «Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что…» Например, я говорю: «Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня ты вежливо открыл передо мной дверь».

Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего участника, Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: «Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу». При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить.

И так наша игра продолжается… Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Комментарий для ведущего. Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Ни одна семья, ни один коллектив не смогут быть полноценными и эффективными, пока в них будут оставаться «козлы отпущения» и «аутсайдеры». Если у некоторых детей появятся сложности с произнесением начальной фразы «Ты мне нравишься, потому что…», позвольте им заменить ее словами «Мне понравилось, как ты…».

Постепенно «паутина» будет расти и заполняться. Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый участник наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим ребятам?

— Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

— Достаточно ли дружен наш класс?

— Почему каждый ребенок достоин любви?

— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Игра «Скалолаз»

Участники встают на край черты (нарисованной мелом на полу) плотно друг к другу, взявшись под локотки. По очереди каждый игрок проходит по краю «пропасти», держась за стоящих на ней людей, не оступаясь и не сталкивая игроков. Задача играющих – удержать идущего по краю пропасти и не дать ему упасть.

Игра «Путаница»

Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.

 

 

 

Игра «Живой мост»

Группа встает в две шеренги, лицом друг к другу. Противоположные люди крепко держат друг друга за руки. Человек ложится на руки и как по «живому мосту» перемещается в конец. Затем следующий и т. д.

Игра «Инопланетяне»

Ведущий начинает игру со сказочной истории: «К нам прилетели инопланетяне и хотят забрать нас всех на свою планету. У инопланетян есть огромный магнит, который притягивает к себе детей. Чтобы спастись, нам необходимо выбрать группу спасателей – 2 или 3 человека.  Теперь представьте себе, что эта стена – огромный магнит инопланетян. Магнитом вас притягивает к стене. Только спасатели остались на свободе». 

Все дети становятся в ряд у одной стены а спасатели – напротив них. Спасатели не могут двигаться с места и говорить, но обладают фантастической силой и могут «силой мысли» освободить своих друзей от действия магнита. Они стараются изо всех сил спасти своих товарищей, изображая это мимикой и жестами. Остальные дети, как только почувствуют, что их «отрывают» от стены-магнита, присоединяются к своему спасателю и помогают ему спасать других детей.

Любая роль в этой игре работает на формирование уверенности в себе. Однако необходимо, чтобы стеснительные дети обязательно могли играть и роль спасателя. 

Игра «Гусеница»

Отряд становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. Ведущий объясняет, что отряд – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку и т. д.

Игра «Ура, меня любят!»

Все игроки встают в круг лицом друг к другу, «немеют», опускают головы вниз, смотрят на носки своих ботинок. По сигналу ведущего (на счет три) все поднимают глаза и смотрят на одного из стоящих в кругу людей. Если двое встретились взглядами, они громко кричат «Ура, меня любят!», протягивают друг другу руки, обнимаются и выходят из круга. Круг сужается. Игра продолжается до тех пор, пока не образуются все пары.

Игра «Молчащее зеркало, говорящее зеркало»

Выбираются два человека, которые будут зеркалами – молчащим и говорящим. Выбирается ведущий, он становится лицом к зеркалам. За его спиной встает любой из присутствующих. Задача молчащего зеркала – показать пантомимикой этого человека, задача говорящего – говорить ассоциации с этим человеком. Ведущий может обратиться к любому из зеркал, чтобы отгадать, кто стоит за его спиной.

Игра «Не попади в камеру»

Модный тренд, пришедший из соцсетей. Суть такой игры в лагере в том, что водящему завязывают глаза и дают в руки камеру или фотоаппарат. Он начинает крутиться и хаотично делать снимки, а остальные участники должны убегать, подпрыгивать, ложиться — лишь бы не попасться в кадр. В итоге получаются забавные фотографии.

Игра «Человек-отряд»

Команде нужно нарисов

Просмотр содержимого документа
«Комплекс психологических игр для формирования коммуникативных умений детей в лагере дневного пребывания»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

Г.ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Юридический адрес: 462635, Оренбургская область, г.Гай, пер.Парковый д.3

Фактический адрес: 462634, Оренбургская область, г.Гай, пр-кт Победы, д.17а

тел. (35362) 4-13-57ИНН 5604002835 ОГРН 1025600683470




Комплекс психологических игр для формирования коммуникативных умений детей в лагере дневного пребывания


Летнее время, как время отдыха, дает все необходимые условия для восполнения энергии, потраченной за учебный год. Организация пришкольного лагеря позволяет реализовать данную возможность. Для восполнения энергозатрат необходима комплексная поддержка и помощь.

Целью работы педагога-психолога пришкольного лагеря является формирование стрессоустойчивости детей как одной из составляющих психологического развития, а также создание условий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения, как детского коллектива, так и педагогического коллектива; формирование психологической устойчивости к опасным ситуациям, формирование дисциплинированности, устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

  1. оказание помощи в создании благоприятного климата в детском коллективе как основного фактора адаптации в условиях лагеря;

  2. содействие снятию эмоционального напряжения;

  3. способствование построению эффективного взаимодействия детей и педагогов;

  4. формирование осознанного отношения ребёнка к собственному здоровью как к ценности;

  5. изучение психофизиологического состояния детей;

  6. формирование у детей потребность в изучении правил дорожного движения и осознанного к ним отношения;

  7. формирование устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

  8. воспитание чувство ответственности и культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.

Основным адресатом реализации данных игр являются дети, отдыхающие в пришкольном лагере. Непосредственными адресатами остаются родители данных детей, а так же воспитатели, работающие на отрядах.




Игра «Круг имен»

Основная цель игры - объединение коллектива, преодоление барьера между детьми, привитие навыков общения.

Дети становятся в круг. (Это способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Для усиления такого чувства можно взяться за руки). Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое и так далее. Первый называет имена всех.

В эту игру можно играть вместе со взрослыми. Это помогает всем подружиться и почувствовать себя одной командой. Пусть Вас не смущает, что некоторым детям еще трудно произносить имя и отчество взрослых и запомнить все имена. Помогите им в этом.
Эту игру можно со временем усложнять. Просить называть свое имя и несколько слов о себе на заданную тему. Дети повторяют услышанное друг о друге, но не в 3-м лице, а в 1-м.

- Тебя зовут Лена. Ты ходишь в 1-й класс и любишь рисовать. 

Игра «Кто меня позвал»

Дети становятся группой, один ребенок выходит из группы отходит на несколько шагов и поворачивается спинной к группе. Воспитатель выбирает ребенка, который должен громко позвать ушедшего. Ушедший возвращается и говорит, кто его позвал, в 1-м лице:

- Меня позвал ты, Антон.

Если ребенок догадался, кто его позвал, но не помнит имени, предложите ему спросить об этом позвавшего.

Первой реакцией детей обычно бывает желание показать пальцем. Это нужно исправлять.

Такие диалоги важны для детей. Они прививают им навыки общения. 

Игра «Девочки-мальчики»

Мальчики садятся на одну скамейку, а девочки на другую. Мальчики называют любые имена девочек. Если эти имена носят девочки, то они встают и рассказывают немного о себе. Потом девочки называют любые имена мальчиков. Это происходит до тех пор, пока имена всех детей не будут названы. 

Игра «Хвасталки»

Цель: помочь детям преодолеть свою застенчивость, научить говорить о своих успехах, а также радоваться успехом других.

Инструкция: Сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы могли быть успешным. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.

Сейчас я расскажу, как будет проходить игра, в которую мы с вами попробуем сыграть. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении, которое он совершил вчера.

При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Важно, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько порадовало меня это мое достижение. Ученик, которому я расскажу об этом успехе, скажет: «Я рад за тебя». Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о каком-то своем успехе. Тот в свою очередь тоже скажет: «Я рад за тебя». И продолжит игру дальше. Вы поняли как играть?

Игра «Скакалка»

Цель: выявление лидеров, социометрия, коррекция взаимоотношений.

Дети сидят. Двое старших натягивают скакалку на уровне груди (впоследствии скакалка опускается ниже).

Инструкция 1. Выбери того, кто нравится и, взявшись за руки, пройди с ним под скакалкой (определяем детей, пользующихся популярностью в группе; можно отметить количество выборов).

Инструкция 2. Девочки выбирают мальчиков, а мальчики выбирают девочек и проходят под скакалкой (определяем самых популярных мальчиков и девочек).

Инструкция 3. Делая свой выбор, концентрируйте внимание на тех ребятах, кого выбирали редко или не выбирали вовсе, и пройдите с ними под скакалкой (проводим коррекцию взаимоотношений).

Игра «Мы с тобой похожи тем, что...»

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т. д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т. д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Игра в ассоциации

Цель (воспитательная):познакомить детей в группе. Ход игры. Участники выбирают водящего. Он уходит, а в это время все остальные участники выбирают человека (из присутствующих). Затем водящий возвращается и начинает задавать вопросы участникам (одному участнику один вопрос).

Темы вопросов:

– С каким зверем ассоциируется у тебя этот человек?

– С каким растением? И т.д.

У водящего есть три попытки отгадать, кто это. При этом после неудачной попытки можно продолжать задавать вопросы.

Игру целесообразно провести 2 раза: в начале работы лагеря, когда дети еще не знают друг друга и нередко руководствуются только внешними данными, и в конце работы лагеря, когда дети хорошо знакомы и ассоциации возникают уже другие.


«Не упади в пропасть»

Цель: сплотить коллектив, развить взаимопонимание в группе. Материалы: 1 доска (узкая). Ход игры. Группа делится на 2 команды. Посередине кладется доска – это «мостик», перекинутый над «пропастью».

Задача группы – перебраться на противоположный берег На «мостике» умещается 1 человек по ширине доски. Задача двух групп-команд – кто быстрее переберется на другой «берег». Это становится возможным при тесном контакте участников двух команд между собой, иначе они будут сталкиваться и «падать в пропасть».

Игра «Веселый зоопарк»

Ход игры: Всем участникам предлагается немного подвигаться свободно по комнате. Затем ведущий предлагает всем представить себя в виде какого-либо животного, которое они часто видели в зоопарке и, если они встретят такого же или чем-то похожего на своего, то объединиться в пары, но не называть это животное. Как только ведущий видит, что пары объединились, он падает сигнал (хлопок в ладоши) и предлагает представиться друг другу. Затем он предлагает ребятам объяснить, что привлекло их объединится в пары, каким образом они определили, что их партнер – похож на них.

Игра- упражнение «Ты мне нравишься»

Комментарий для ведущего. Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выразить свои эмоции, для других — это проблема. В игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. «Паутина» представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех учеников класса.

Материалы: клубок цветной шерсти.

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу, как должна протекать эта игра.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят. Постарайтесь выбрать не самого популярного.

Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала участника, который должен быть следующим в «паутине». После того как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: «Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что…» Например, я говорю: «Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня ты вежливо открыл передо мной дверь».

Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего участника, Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: «Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу». При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить.

И так наша игра продолжается… Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Комментарий для ведущего. Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Ни одна семья, ни один коллектив не смогут быть полноценными и эффективными, пока в них будут оставаться «козлы отпущения» и «аутсайдеры». Если у некоторых детей появятся сложности с произнесением начальной фразы «Ты мне нравишься, потому что…», позвольте им заменить ее словами «Мне понравилось, как ты…».

Постепенно «паутина» будет расти и заполняться. Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый участник наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим ребятам?

— Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

— Достаточно ли дружен наш класс?

— Почему каждый ребенок достоин любви?

— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Игра «Скалолаз»

Участники встают на край черты (нарисованной мелом на полу) плотно друг к другу, взявшись под локотки. По очереди каждый игрок проходит по краю «пропасти», держась за стоящих на ней людей, не оступаясь и не сталкивая игроков. Задача играющих – удержать идущего по краю пропасти и не дать ему упасть.

Игра «Путаница»

Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.




Игра «Живой мост»

Группа встает в две шеренги, лицом друг к другу. Противоположные люди крепко держат друг друга за руки. Человек ложится на руки и как по «живому мосту» перемещается в конец. Затем следующий и т. д.

Игра «Инопланетяне»

Ведущий начинает игру со сказочной истории: «К нам прилетели инопланетяне и хотят забрать нас всех на свою планету. У инопланетян есть огромный магнит, который притягивает к себе детей. Чтобы спастись, нам необходимо выбрать группу спасателей – 2 или 3 человека. 
Теперь представьте себе, что эта стена – огромный магнит инопланетян. Магнитом вас притягивает к стене. Только спасатели остались на свободе». 

Все дети становятся в ряд у одной стены а спасатели – напротив них. Спасатели не могут двигаться с места и говорить, но обладают фантастической силой и могут «силой мысли» освободить своих друзей от действия магнита. Они стараются изо всех сил спасти своих товарищей, изображая это мимикой и жестами. Остальные дети, как только почувствуют, что их «отрывают» от стены-магнита, присоединяются к своему спасателю и помогают ему спасать других детей.

Любая роль в этой игре работает на формирование уверенности в себе. Однако необходимо, чтобы стеснительные дети обязательно могли играть и роль спасателя. 

Игра «Гусеница»

Отряд становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. Ведущий объясняет, что отряд – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку и т. д.

Игра «Ура, меня любят!»

Все игроки встают в круг лицом друг к другу, «немеют», опускают головы вниз, смотрят на носки своих ботинок. По сигналу ведущего (на счет три) все поднимают глаза и смотрят на одного из стоящих в кругу людей. Если двое встретились взглядами, они громко кричат «Ура, меня любят!», протягивают друг другу руки, обнимаются и выходят из круга. Круг сужается. Игра продолжается до тех пор, пока не образуются все пары.

Игра «Молчащее зеркало, говорящее зеркало»

Выбираются два человека, которые будут зеркалами – молчащим и говорящим. Выбирается ведущий, он становится лицом к зеркалам. За его спиной встает любой из присутствующих. Задача молчащего зеркала – показать пантомимикой этого человека, задача говорящего – говорить ассоциации с этим человеком. Ведущий может обратиться к любому из зеркал, чтобы отгадать, кто стоит за его спиной.





Игра «Не попади в камеру»

Модный тренд, пришедший из соцсетей. Суть такой игры в лагере в том, что водящему завязывают глаза и дают в руки камеру или фотоаппарат. Он начинает крутиться и хаотично делать снимки, а остальные участники должны убегать, подпрыгивать, ложиться — лишь бы не попасться в кадр. В итоге получаются забавные фотографии.

Игра «Человек-отряд»

Команде нужно нарисовать человека и распределить между собой роли, чтобы каждый участник выполнял функцию какой-либо части тела. Когда изображение будет готово, отряд должен объяснить, почему они раздали задачи именно так.


Ожидаемые результаты: сформированность у детей представлений о толерантности, ее проявлениях в отношении к окружающим, развитие коммуникативных умений и приобретение навыков конструктивного разрешения сложных ситуаций, развитие и укрепление навыков поведенческой саморегуляции, приобретение опыта позитивного взаимодействия в условиях коллективной творческой деятельности.

























автор: Чернова Е.В., педагог-психолог МАОУ «СОШ№6» г.Гая