10.03.2024 - 15.03.2024 г.
Комплекс учебных заданий (не менее 15) по выбранной теме с указанием темы раздела по биологии, предметного результата (предметного умения, формируемые данным учебным заданием), предполагаемого ответа
обучающегося и критериями оценивания.
Оформление комплекса учебных заданий по биологии с указанием класса.
№ п.п. | Тема раздела по биологии | Предметный результат (тематическое планирование, метапредметные, предметные умения, формируемые данным учебным заданием) | Учебное задание, дидактические материалы | Предполагаемый ответ обучающегося | Критерии оценивания |
1. | 7 класс Многообразие организмов, их классификация | Предметный: выявлять признаки царств живых организмов Метапредметный: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений). Тематическое планирование: Выявление существенных признаков царств живых организмов | Укажите стрелками, к какому царству относятся объекты живой природы | CJVID-19 относится к царству вирусы. Ромашка – к царству растений, т.к. имеет листья, стебель, цветок, корень. Бактерия – к царству бактерий, боровик – к царству грибов, человек – к царству животных | Правильно указан объект, дано объяснение – 2 б. Правильно указан только объект – 1 б. Объект указан неправильно независимо от наличия / отсутствия объяснения или ответ неправильный – 0 б. |
Царства живой природы |
неклеточные | клеточные |
вирусы | бактерии | грибы | растения | животные |
|
2. | 7 класс Многообразие организмов, их классификация | Предметный: Знать что такое вид в классификации живых организмов, признаки и критерии вида. Метапредметный: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений). Тематическое планирование: Знать, что способствует формированию видов живых организмов | Расставьте словосочетания в нужном порядке, чтобы получить верное определение, что такое вид живых организмов. Вид - сходных по строению и населяющих группа особей и образу жизни плодовитое потомство определенную территорию дающих при скрещивании | Вид – группа особей, сходных по строению и образу жизни, дающих при скрещивании плодовитое потомство и населяющих определенную территорию. | Словосочетания расставлены в нужном порядке, определение сформулировано верно – 1 б. Порядок словосочетаний неверный, определение вида не сформулировано – 0 б. |
3. | 7 класс Многообразие водорослей | Предметный: выявлять признаки подцарства низших растений Метапредметный: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений). Тематическое планирование: Выявление существенных признаков растений подцарства Низшие растения, группы Водоросли | Найдите лишнее изображение, ответ обоснуйте: камыш | Ответ: 4. - камыш, т. к. относится к семенным растениям так как он имеет цветок, образует семена, имеет органы (корень, стебель, листья) а растения 1 (микрастериас), 2 (ульва) и 3 (спирогира) к водорослям, так как цветков, семян и плодов не образуют, их тело не расчленено на органы | Правильно указан объект, дано объяснение – 2 б. Правильно указан только объект – 1 б. Объект указан неправильно независимо от наличия / отсутствия объяснения или ответ неправильный – 0 б. |
4. | 7 класс Многообразие водорослей | Предметный: выявлять признаки групп водорослей Метапредметный: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений). Тематическое планирование: Выявление существенных признаков групп водорослей по отделам: зеленые, бурые, красные. | Укажите стрелками, на каких глубинах растут данные группы водорослей. Объясните, почему. до 200м от 0 до 10м до 300м | Ответ: на глубине 0-10 м – растут зеленые водоросли, т.к. их пластинки содержат хролофилл, который улавливает свет синего и красного спектра; до 200 м – бурые, т.к. имеют оранжевый, красный и синий пигменты, улавливающие свет сквозь толщу воды; до 300 м – красные, т.к. эффективно поглощают свет всего спектра. | Правильно указан объект, дано объяснение – 2 б. Правильно указан только объект – 1 б. Объект указан неправильно независимо от наличия / отсутствия объяснения или ответ неправильный – 0 б. |
5. | 7 класс Высшие споровые растения | Предметный: выявлять признаки классов споровых Метапредметный: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений). Тематическое планирование: Выявление существенных признаков растений отдела Споровых | Найдите споровые растения, ответ обоснуйте: 1. 2. 3. | Ответ: 1 (сфагнум) и 2 (хвощ) относятся к споровым, так как цветков, семян и плодов не образуют, а 3. - береза, относится к семенным растениям так как имеют цветок, образуют семя и плод. | Правильно указан объект, дано объяснение – 2 б. Правильно указан только объект – 1 б. Объект указан неправильно независимо от наличия / отсутствия объяснения или ответ неправильный – 0 б. |
6. | 7 класс Высшие споровые растения | Предметный: выявлять признаки классов споровых Метапредметный: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений). Тематическое планирование: Выявление существенных признаков растений отдела Споровых | Какие отделы растений относят к высшим споровым? Обоснуйте ответ. моховидные папоротниковидные хвощевидные цветковые плауновидные | Ответ: 1 (моховидные), 2 (папоротниковидные), 3 (хвощевидные), 5(плауновидные) относятся к споровым, так как цветков, семян и плодов не образуют, а 4 - цветковые, относится к семенным растениям так как имеют цветок, образуют семя и плод. | Правильно указаны объекты, дано объяснение – 3 б. Правильно указаны не все объекты, дано объяснение – 2 б. Правильно указаны только объекты–1 б. Объект указан неправильно независимо от наличия / отсутствия объяснения или ответ неправильный – 0 б. |
7. | 7 класс Высшие споровые растения | Предметный: выявлять признаки классов споровых Метапредметный: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений). Тематическое планирование: Выявление существенных признаков растений отдела Споровых | Какое слово нужно поставить в начале предложения. Чтобы получилось верное определение? Объясните свой выбор. **** - бесцветные ветвистые нитевидные клетки, с помощью которых некоторые отряды растений прикрепляется к грунту. корни корневища листовые пластины ризоиды | Ответ: 4 - ризоиды, т. к. это нитевидные клетки некоторых отрядов растений, которыми они крепятся к грунту; а 1(корни) и 2(корневища) – это органы для закрепления в грунте, но состоят из множества разных по строению и функциям клеток; 3 (листовые пластины) также состоят из множества клеток, служат для улавливания энергии света и фотосинтеза, дыхания растений. | Правильно выбрано слово, дано объяснение – 2 б. Правильно выбрано слово, объяснения не даны – 1 б. Слово выбрано неправильно независимо от наличия / отсутствия объяснения или ответ неправильный – 0 б. |
8. | 7 класс Высшие споровые растения | Предметный: выявлять признаки классов споровых Метапредметный: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений). Тематическое планирование: Выявление существенных признаков растений отдела Споровых | Выберите, какие растения не имеют ризоидов. мхи папоротники водоросли лишайники | Ответ: 2 - папоротники, т. к. они имеют корневище, а 1 (мхи), 3 (водоросли) и 4 (лишайники) крепятся на грунте ризоидами | Правильно указаны объекты, дано объяснение – 3 б. Правильно указаны не все объекты, дано объяснение – 2 б. Правильно указаны только объекты–1 б. Объект указан неправильно независимо от наличия / отсутствия объяснения или ответ неправильный – 0 б. |
9. | 7 класс Систематика растений | Предметный: применять биологические термины и понятия (систематика, царство, отдел, класс, семейство, род, вид) Метапредметный: устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; Тематическое планирование: классифицирование основных категорий систематики растений | Для собранного на экскурсии гербария нужно заполнить таблицу, для классификации и описания собранных растений | Ответ: 1.одуванчик – растения, моховидные, сфагновые мхи, сфагнум, сфагнум узколистный; 2.подорожник - растения, цветковые, двудольные, род подорожник, подорожник большой; 3.овсюг - растения, цветковые, двудольные, овес, овсюг. | Таблица заполнена, основные категории систематики растений определены верно – 2 б; Таблица заполнена, некоторые категории систематики растений определены неправильно – 1б; Таблица не заполнена, либо все категории систематики растений определены неправильно – 0б. |
| царство | отдел | класс | род | вид |
сфагнум | | | | | |
подорожник | | | | | |
овсюг | | | | | |
|
10. | 7 класс Систематика растений | Предметный: применять биологические термины и понятия (систематика, царство, отдел, класс, семейство, род, вид) Метапредметный: устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; Тематическое планирование: классифицирование основных категорий систематики растений | Пронумеруйте отделы растений по мере их появления от самых древних к более молодым группам. Голосеменные Водоросли Папоротники Мхи Цветковые Хвощи | Ответ: водоросли мхи хвощи папоротники голосеменные цветковые | Нумерация проставлена верно – 2б; В нумерации 2 позиции поставлены неверно – 1б; Более 2 позиций пронумерованы неверно – 0б. |
11. | 7 класс Систематика растений | Предметный: выявлять признаки классов покрытосеменных или цветковых Метапредметный: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений). Тематическое планирование: Выявление существенных признаков растений отдела Покрытосеменные (Цветковые). | Найдите лишнее изображение, ответ обоснуйте: | Ответ: 4 - папоротник, т. к. относится к споровым растениям, цветков, семян и плодов не образует. А растения 1 (липа), 2 (пшеница), 3 (шиповник) относятся к цветковым так как имеют цветок, образуют семя и плод. | Правильно указан объект, дано объяснение – 2 б. Правильно указан только объект – 1 б. Объект указан неправильно независимо от наличия / отсутствия объяснения или ответ неправильный – 0 б. |
12. | 6 класс Отдел Покрытосеменные или Цветковые растения | Предметный: выявлять признаки классов покрытосеменных или цветковых Метапредметный: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений). Тематическое планирование: Выявление существенных признаков растений отдела Покрытосеменные (Цветковые). | Найдите ошибку в строении семени Запас питательных веществ Семенная кожура Зародыш Цветок | Ответ: 4.Цветок не является частью семени, а 1 (запас питательных веществ), 2 (семенная кожура), 3 (зародыш) – части семени цветковых растений. | Правильно указан объект, дано объяснение – 2 б. Правильно указан только объект – 1 б. Объект указан неправильно независимо от наличия / отсутствия объяснения или ответ неправильный – 0 б. |
13. | 7 класс Многообразие и происхождение культурных растений | Предметный: Дать общее представление о селекции растений, видах использования культурных растений в хозяйственной деятельности человека Метапредметный: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений). Тематическое планирование: учащиеся узнают о принципах селекции, искусственном видообразовании, применении растений в быту и промышленности | Заполните таблицу, распределив названия диких и культурных растений по семействам | Ответ: Сложноцветные: Д-цикорий, К-подсолнечник; Лилейные: Д-тюльпан степной, К-лук репчатый; Крестоцветные: Д-пастушья сумка, К-капуста белокочанная Злаковые: Д-мятлик, К-пшеница; Розоцветные: Д-шиповник, К-яблоня. | Таблица заполнена верно – 3б. По семействам виды распределены правильно, неверно указаны дикие и культурные виды растений – 2 б. Неверно указаны семейства растений, верно распределены виды по культурным и диким – 1б. Таблица заполнена неверно по семействам и культуным и диким видам – 0б. |
Семейства | Дикий вид | Культурный вид |
сложноцветные | | |
лилейные | | |
крестоцветные | | |
злаковые | | |
розоцветные | | |
Пастушья сумка, лук репчатый, яблоня, мятлик, подсолнечник, шиповник, тюльпан степной, капуста белокочанная, цикорий, пшеница. |
14. | 7 класс Общая характеристика водорослей | Предметный: дать общее представление о способах размножения водорослей Метапредметный: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений). Тематическое планирование: Выявление существенных признаков размножения растений группы Водоросли | Дополните высказывания: 1.У водорослей различают бесполое и половое ___________ 2.___________ размножение водорослей осуществляется вегетативно или с помощью спор. 3.С помощью особых клеток – гамет, водоросли осуществляют __________ размножение. | Ответ: Размножение, Бесполое, Половое. | Правильно заполнены: 3 пропуска – 3б, 2 пропуска – 2б, 1 пропуск – 1б, Все пропуски заполнены неправильно или не заполнены – 0б. |
15. | 6 класс Органы растений. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения травянистого цветкового растения (на живых или гербарных экземплярах растений): пастушья сумка, редька дикая, лютик едкий (1ч) | Предметный: устанавливать взаимосвязь между особенностями строения побега и его функциями. Метапредметный: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений). Тематическое планирование: называть составные части побега; описывать строение побега и почек; сравнивать вегетативные и генеративные почки | Назовите части побега | Ответ: | Правильно подписаны все части побега – 3б. Допущено 1-2 ошибки – 2б. Допущено 3 ошибки – 1б. Более 3 ошибок – 0б. |