ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Игра «Отвечай скорее!»
Цель: развитие внимания, мышления, быстроты реакции.
Описание. Педагог просит детей сосредоточиться. В достаточно быстром темпе он задаёт детям вопросы, на которые в таком же темпе они должны хором дать ответы словами «да» или «нет».
КТО ОБИТАЕТ В ЗООПАРКЕ?
Зебры полосатые? Львы усатые?
Огромный серый слон? Печкин почтальон?
Крокодил зубастый? Серый волк клыкастый?
Рыжая лисица? Шустрая куница?
Толстый бегемот - точно шар живот?
Румяный колобок? Золотой петушок?
Динго - дикая собака? Длиннохвостая макака?
Змеи ядовитые? Тигры сердитые?
Шапокляк старушка? Бабушка Ягушка?
Кикимора болотная? Черепаха беззаботная?
ЧТО ПРОДАЁТСЯ В МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК?
Куклы говорящие? Лягушки настоящие?
Машинки заводные? Ногти накладные?
Серебристые ракетки? Шоколадные конфетки?
Увлекательный калейдоскоп?
Профессиональный микроскоп?
Плюшевые мишки? Забавные мартышки?
Таблетки «аспирин»? Тряпичный гардемарин?
Пластмассовый щенок? Шерстяной платок?
Клоуны бумажные? Роботы важные?
Конструктор металлический?
Паровозик электрический?
В колпачке Петрушка? С творогом ватрушка?
Копь-качалка деревянный? Солдатик оловянный?
Игра настольная? Ваза напольная?
Игра "Запрещенная буква"
Цель: Развитие внимания
В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться.
Обращаясь к обучающемуся, ведущий задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь за партой?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква "А".
Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы.
Игра «Ладошки»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Игра «Удивительный квадрат» Цель: развитие внимания, мышления, воображения.
Описание. Каждый ученик получает конверт, в котором лежит вырезанный из картона квадрат-образец, а также такого же размера квадрат, разрезанный на несколько частей по произвольным линиям.
З
адача: из деталей сложить квадрат, идентичный образцу. В случае затруднения учащимся рекомендуется накладывать детали на квадрат-образец. Игру можно продолжить, если ученики обменяются конвертами с заданиями.
Игра «Линейка-чудодейка»
Цель: развитие творческого воображения.
Описание. Детям предлагается при помощи некоторых элементов офицерской линейки (круга, овала, ромба, треугольника и др.) нарисовать и разукрасить фантазийный цветок. В течение нескольких секунд педагог демонстрирует образцы, затем убирает их.
Образцы.
Игра «Маленький гном»
Цель: развитие творческого воображения.
Описание. Детям предлагается послушать стихотворение Ш. Силверстейна «Маленький гном», затем каждый пытается вообразить себя маленьким гномом и рассказать, какие истории могли бы с ним приключиться.
Если я был бы маленький-маленький гном,
Я б умывался каплей одной дождя,
Я бы на божьей коровке ездил верхом,
Удочку прятал в дырочку от гвоздя.
Я под дверями бы запросто проходил,
Мне бы комар казался большим орлом,
Блюдце - большим озером, если б я был...
Если б я был маленький-маленький гном.
Я бы ни папу, ни маму обнять не мог,
Разве мизинчик, и то - не наверняка.
Я бы в испуге шарахался из-под ног
Даже полуторамесячного щенка.
Если бы мне подарила конфету «Полёт»
Тётя, которая очень любит меня,
Я бы конфету эту ел целый год,
Фантик один разворачивал бы полдня.
Чтоб написать короткое слово «привет»,
Я бы с неделю ворочал вечным пером...
(Эти стихи я писал четырнадцать лет,
Я ведь и есть маленький-маленький гном.)
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Игра «Разноцветная лесенка»
Ц
ель: Развитие памяти
Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек.
Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.
Далее таким же образом для запоминания предлагаются 2, а затем и 3 комбинации цветных карточек.
На последующих занятиях комбинации цветов меняются.
Игра «Инопланетяне-1»
Цель: Развитие памяти
Для занятия вам потребуется рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги.
Вы говорите ребенку, что в город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».
Портреты инопланетян составляются из геометрических фигур. По аналогии вы сможете сами составить подобные фигуры для последующих занятий. Также можно раскрасить фигуры, это усложнит задание. Но не используйте при этом более трех цветов. После выполнения задания рисунок, сделанный ребенком, сравнивается с образцом. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием, то можно предложить ему нарисовать в следующий раз двоих или всех троих инопланетян. Также можно варьировать время, отведенное на запоминание рисунка, в зависимости от количества допускаемых ошибок. Не забывайте, что ребенку нужно напоминать, чтобы он закрывал глаза и мысленно рисовал образ. В этом и состоит суть зрительной памяти — таким способом предмет фиксируется и запоминается.
Упражнение «Опиши картинку»
Цель: Развитие внимания
Для занятия вам потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или вырезки из журналов. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5—6 предметов.
Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее ведущему. После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения. В случае, если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, вы можете давать ему наглядный материал посложнее, где больше мелких деталей и используются разные цвета. Ваш сын или дочь, со своей стороны, тоже могут составить для вас аналогичные задания. Тогда их целью будет проверка вашего рассказа, что тоже для них полезно, занимательно и поучительно.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Волшебный мешочек «Цифры»
Цель: Развитие образного мышления, взаимосвязей между тактильными, кинестетическими ощущениями и зрительными образами, умения анализировать основные пространственные элементы цифр
Описание: Цифры от 0 до 9 находятся в мешочке (используются пластиковые цифры или вырезанные из бархатной бумаги). Детям на ощупь нужно определить, какая цифра им попалась
Рисуем двумя руками «Елка»
Цель: Развитие пространственного мышления, реципрокной координации
Описание: Ребенку нужно нарисовать и нарядить елку. Лист делится пополам. С левой стороны разделительной линии ребенок рисует часть елки левой рукой, а с правой стороны от линии рисуется правая часть елки правой рукой. Ребенок рисует одновременно двумя руками. После этого он начинает елку наряжать: сам рисует на ней елочные игрушки также одновременно двумя руками. Следующий этап – нарисовать таким же образом звездочку на макушке елки
«Рисуем куб»
Ц
ель: Развитие пространственного мышления, навыков изображения объемных фигур на плоскости
Описание: Ведущий учит детей выполнять стандартное изображение куба, параллелепипеда.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ
Игра «Цепи кованные»
Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построении в две шеренги, беге.
Содержание: все игроки делятся на две команды поровну. Команды становятся друг напротив друга в шеренги и брались за руки, образовав «крепкие цепи». Игроки одной из команд кричат: «Цепи кованы, раскуйте нас!». Вторая команда спрашивает: «Кто из нас?». Противоположная команда, посоветовавшись, называет имя игрока, который будет «разбивать». Этот человек бежит и пытается разорвать сцепившиеся руки противников. Если ему удалось разорвать цепь, то он забирает одного из двух игроков, между которыми прорвался и возвращается в свою команду. Если не удалось расцепить руки, игрок остаётся у противника. Игра продолжается до тех пор, пока в одной из команд не останется один игрок.
Игра «Ручеёк»
Цель: воспитывать у детей выдержку и дисциплинированность
Содержание: дети становятся в пары по очереди, держась за руки, одной рукой, или правой, или левой, создавая проход между рядами, как «домик», через который будут пробегать пары, держась за руки. У всех детей должны быть руки подняты и скрещены домиком. Остаётся один игрок, у которого нет ещё пары, он выбирает себе пару, пробегая по этому коридорчику, выбирает партнёра и эта пара становится вперёд. А участник, у которого забрали партнёра по паре, ищет себе новую пару, точно также пробегает по ряду и выбирает себе партнёра
Игра «Море волнуется раз»
Цель: формировать творческое воображение.
Содержание: перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура не месте замри!». В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелиться, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок)
Игра «Рыбак и рыбки»
Цель: развивать у детей реакцию
Оборудование: скакалка
Содержание: выбирается ведущий – рыбак, а вокруг него рыбки встают. Рыбак раскручивает скакалку по кругу, а дети – рыбки перепрыгивают через удочку – скакалку. За кого скакалка зацепилась, тот пойманная рыбка – отходит в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна рыбка.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Игры-ситуации
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
10. Ребёнок плачет – успокой его.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.
14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?
Игра «Позвони другу»
Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”.
Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:
Позвони мне позвони
И что хочешь мне скажи.
Может быль, а может сказку
Можешь слово, можешь два –
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова.
На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.
Игра «Подарок на всех»
Цель: Развивать умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы…
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Игра «Красный, желтый, зеленый» Цель: сплотить коллектив класса
Играющие вытягивают запечатанные жетоны трех разных цветов. Перед командой, объединенной одним цветом, ставится задача — догнать и ликвидировать жетоны у команды противника, сохранив при этом свой состав. Группа с жетонами красного цвета догоняет группу желтых, желтые ловят зеленых, зеленые — красных. В каждой группе примерно одинаковое количество игроков. Ведущий объявляет место встречи каждой цветовой группы и дает звуковой сигнал (свисток) к началу игры, сам находится в центре площадки. Игроки, потерявшие жетоны, собираются у ведущего.
Игра: «Освобождение пленного» Цель: сплотить коллектив класса
Играющие делятся на две группы: захватчиков и освободителей. Чертится круг диаметром 7-10 метров. В центре круга помещается пленный. По окружности располагаются захватчики с завязанными глазами. Они охраняют пленного, которого стремятся освободить другие игроки. Сделать это можно, если незаметно пройти в охраняемый круг и вывести пленного. Если кто-то из охраны дотрагивается до освободителя, последний должен замереть до конца игры на месте.
Игра: «Разведчики и часовой» Цель: сплотить коллектив класса
Вокруг часового на расстоянии 15-25 шагов расставляются флажки. Флажком может быть ветка длиной около 60 сантиметров, на которой висит платок. Число флажков от 5 до 7. Разведчики удаляются на такое расстояние, чтобы часовой их не видел. Их задача — незаметно подкрасться к флажку и похитить его. Часовой имеет право передвигаться по району, ограниченному флажками, но не дальше. Если часовой увидит разведчика и назовет его по имени, то разведчик выбывает из игры, а если часовой заметит разведчика, убегающего с флагом, и назовет по имени, то флаг возвращается на место, а разведчик может продолжать игру. Маскироваться и переодеваться разведчики не имеют права.
Игра заканчивается, когда выбыли из игры все разведчики либо когда у часового остался один флажок. Как правило, последний флажок не упускает ни один часовой.