Комплекс упражнений на формирование лексико грамматических категорий речи у детей с ОВЗ
Закончи предложения
• Червяк ползает, а птица …
• Кошка мяукает, а корова …
• Лягушка квакает, а кукушка …
• Голубь воркует, а воробей …
• Свинья хрюкает, а собака … • Сахарница – это посуда для …
• Конура – это дом для …
• Берлога – это дом для …
• Тарелка – это посуда для …
• Яблоня – это дерево, на котором
«Ответь на вопросы»
• Чем отличается дерево от кустарника? Чем похожи?
• Почему раньше, чем пойдет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум?
• Чем отличается человек от животного? Чем похожи?
• Каких птиц ты знаешь? Какие из них домашние?
• Зачем нужен в школе звонок (парта, портфель)?
• Сколько ушей у трех мышей?
• Назови друзей Буратино.
• Откуда в кране берётся вода?
• Какие знаете города? Страны?
«Измени по числам»
• Мост — … (мосты)
• Глаза — … (глаз)
• Ручей -… (ручьи)
• Какао — … (какао)
• Туча — … (тучи) • Флаг — … (флаги)
• День — … (дни)
• Друг — … (друзья)
• Пальто — … (пальто)
• Пол — … (полы) • Цыпленок — …(цыплята)
• Ухо — … (уши)
• Кол — … (колья)
• Метро — … (метро)
• Веревка — … (веревки)
Сравните явления природы:
а) Чем отличаются лето и зима?
б) Чем отличаются весна и лето? Чем они похожи? и т.п.
При сравнении обратите внимание на температуру воздуха, осадки, долготу дня, жизнь животных, птиц и насекомых, растения, одежду людей и др.
«Ответьте на вопросы»
• Что 1 сентября делают школьники?
• Почему детям надо учиться в школе?
• Когда у тебя день рождения? Какое это время года?
• Чем старый человек отличается от молодого?
• Какого человека называют другом?
Закончи предложения
• Хлеб кладут в …
• Масло кладут в …
• Рубу ловит …
• Лес рубит …
• На одеяло надевают … • Аквариум – это дом для …
• Хлебница – это посуда для …
• Учитель – это человек, который …
• Класс – это помещение, в котором …
• Улей – это дом для …
Ответьте на вопросы:
• Назови фамилию, имя, отчество мамы (папы, бабушки, дедушки).
• Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, тетей или дядей?
• Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года?
• Сейчас утро или вечер? (день или утро?)
• Когда ты завтракаешь — утром или вечером? Обедаешь — утром или днем? Что бывает раньше — обед или ужин?
• Какое сейчас время года — зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
• Когда можно кататься на санках — зимой или летом?
• Почему снег бывает зимой, а не летом?
• Что делает почтальон, врач или учитель?
• Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
«Повторяй друг за другом»
В эту игру можно играть с одним ребенком или с несколькими детьми. Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь своё. Следующий повторяет по порядку названные до него слова и добавляет к ним своё слово и т.д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Подобную игру можно проводить по различным темам. Например, «Овощи», «Фрукты», «Одежда» и др.
«Запомни слова»
Взрослый читает шесть пар слов. Дети слушают. Через 2-З минуты взрослый повторно произносит первоеслово из каждой пары, а дети должны припомнить второе слово к каждой паре.
• 1 вариант: шум – вода, лес – медведь, стол – обед, мост – река, лес – медведь, птица – гнездо, обед – день
• 2 вариант: дым – огонь, велосипед – колесо, печь – хлеб, зима – коньки, камень – гора, дети – игра
Далее, через 10-15 мин. можно опять вернуться к этому заданию. Теперь взрослый называет второе слово каждой пары, а дети должны вспомнить первое.
Узнай предмет по описанию
• Это еда. Белый, сладкий, твёрдый.
• Это фрукт. Жёлтый, овальный, твёрдый.
• Это зверь. Пушистый, белый, длинноухий.
• Это игрушка. Круглый, резиновый, большой.
• Это дерево. Зелёная, кудрявая, белоствольная.
«Сделано из …»
• Сок из винограда — виноградный
• Сковорода из чугуна — чугунная
• Сок из сливы — сливовый
• Посуда из дерева — деревянная
• Сок из клюквы — клюквенный
• Шапка из меха — меховая
• Сок из брусники — брусничный
• Сок из моркови — морковный
• Монета из золота — золотая • Венок из цветков — цветочный
• Кувшин из глины — глиняный
• Сок из клубники — клубничный
• Платок из шерсти — шерстяной
• Сок из лимона — лимонный
• Блузка из шелка — шелковая
• Сок из апельсина — апельсиновый
• Сок из граната — гранатовый
• Стол из пластмассы — пластмассовый
«Приготовлены из …»
• Котлеты из мяса — мясные
• Котлеты из курицы — куриные
• Котлеты из рыбы — рыбные
• Котлеты из капусты — капустные
• Котлеты из моркови — морковные
• Котлеты из свеклы — свекольные
• Котлеты из риса — рисовые
• Котлеты из картошки — картофельные
Упражнение «Пропущенное слово»
• На столе … красивый букет.
• Мальчик … и поехал на велосипеде
• В лесу шёл … дождь.
• Дети … катились с горы.
• Мама … красивое платье.
• Собака … и дети испугались.
«Ответьте на вопросы»
• Что делает шофёр?
• Что делает пилот?
• Что делает садовод?
• Что делает сапожник?
• Что делает кузнец?
«Закончи предложение»
• В чайнике горячая вода, потому что …
• Завтра я не пойду в детский сад, потому что …
• У меня плохое настроение, потому что …
• Наступила осень и …
• Если в комнату принести кусочек льда, то …
• Собака сильно рычала, потому что …
Назови обратное действие
• Мама куртку одевает, а Дима её …
• Толя игрушку ломает, а папа её …
• Маша смеётся, а Наташа …
• Антон телевизор включает, а Никита …
• Оля по лестнице поднимается, а Артём по ней …
«Закончи предложение»
• Тарелка, ложка – это…
• Прятки, жмурки – это …
• Клубника, смородина – это…
• Кубики, кукла – это…
• Ручка, карандаш – это …