Комплекс упражнений направленный на устранение ринофонии.
Дыхательные упражнения для устранения ринофонии
Для ринолаликов характерно дыхание с выдохом как через рот, так и через нос. Поэтому научить ребенка контролировать вдох и выдох очень важно. Для контроля можно использовать кусочек ваты или салфетки, приложенные к носу.
Цель упражнений — научить «дуть» только через рот.
«Вдох — выдох»
Это упражнение поможет научиться контролировать дыхание. Вдох и выдох ребенок производит строго определенным образом. Например, вдох-выдох носом, в следующий раз и вдох, и выдох только ртом. Усложняем задание — вдохнуть носом, выдохнуть ртом, следующий вдох-выдох носом, затем — только через рот и т.д. (вдох через нос - короткий, выдох через нос - длинный).
«Буря в стакане воды»
Наглядный контроль за ротовым дыханием помогут осуществить игры с водой. Дети с удовольствием дуют в воду через трубочку, создавая настоящие бури и шторма. Чтобы вода не расплескалась, удобнее взять не широкий стакан, а бутылку. Только обязательно прозрачную, чтобы бурление было хорошо видно. Когда ребенок научится дуть в трубочку, создавая бульканье, нужно постараться удлинить выдох. Чтобы буря была «настоящей», выдох должен быть равномерным и длительным.
Дуть ртом в бутылочку чтобы свистела, играть на духовых музыкальных инструментах.
Дуть на карандаш, легкий шарик чтобы он покатился.
Поддувать летающую в воздухе пушинку, чтобы она н опускалась на пол.
Надувать мыльные пузыри.
Зевать сильно с потягиванием, покашливать.
Губы сомкнуты, рывком сдувать ватку со стола («п»).
Подражать свисту ветра «С-с-с-с» (нос при утечке воздуха зажать), шипению змеи «Ш-ш-ш-ш».
Артикуляционные упражнения для устранения ринофонии
Для коррекции артикуляционных нарушений, вызванных ринолалией, необходимы специальные упражнения:
Упражнения для челюстей: открывание и закрывание рта, имитация жевания, боковые движения нижней челюсти, беззвучное произнесение гласных а, э, и, о, у. При этом обращается внимание на спокойное положение корня языка — кончик языка у нижних резцов.
Движение губ: вытягивание вперед трубочкой, складывание кружочком, растягивание в улыбке – «Улыбка», укрепление губ при беззвучном произнесении согласного п-п-п и гласных у-о-и.
Движение языка: высовывание языка – «Змейка», повороты вправо-влево – «Маятник», облизывание губ – «Вкусное варенье», укрепление кончика языка (покусывание) – «Жуём блинчик», «щёлкание» кончиком языка – «Лошадка», присасывание к нижним и верхним резцам – «Грибок», проталкивание сквозь стиснутые зубы, произнесение т-т-т, д-д-д, р-р-р. При излишнем напряжении спинки и корня языка применяется похлопывание шпателем по средней части языка, высовывание широкого распластанного языка, массаж кончика языка, вокальные упражнения.
Гимнастика для мышц шеи для релаксации глоточных и гортанных мышц опускание головы вниз, запрокидывание назад, повороты головы вправо-влево, в дальнейшем эти движения сочетаются с произнесением звуков а-э-и о-у.
Движение гортани и голосовых складок, что активизирует и глоточную мускулатуру (поглаживающий массаж гортани. подражание голубиному воркованию, стону, мычанию, лаю, плачу. произнесение гласных звуков а-э-и-о-у. пропевание гласных звуков).
Упражнения для выработки правильного речевого дыхания при гнусавости
1. Вдох и выдох через нос 4-5 раз. 2. Вдох и выдох через рот (нос зажат) 4- 5 раз. 3. Вдох через нос, выдох через рот. 4. Вдох через рот, выдох через нос. 5. Вдох через нос- короткий, выдох через нос- длинный. 6. Дуть ртом в бутылочку чтобы свистела, играть на духовых музыкальных инструментах. 7. Губы сомкнуты, рывком сдувать ватку со стола («п»). 8. Короткий вдох ртом, длинный выдох с паузами. 9. Надувать левую, потом правую щеки. 10. Надувать щеки и толчком выпускать воздух. 11. Дуть на карандаш, легкий шарик чтобы он покатился. 12. Зевать сильно с потягиванием, покашливать. 13. Глотать воду маленькими глотками- 10-12 раз. 14. Петь гласную «А», повышая и понижая голос, потом «Э». 15. Произносить шепотом гласные звуки А О Э У И Ы. Все упражнения выполнять 5- 6 раз. Одновременно дуть не более 10 сек., затем сделать перерыв. К последующему упражнению переходить, только отработав предыдущие.
Упражнения для языка:
Язык нужно вытянуть вниз до подбородка и зафиксировать его таким образом на 5-10 секунд. 2. Произвести колебания высунутым языком от одного уголка рта к другому. 3. Широко открыть рот, высунуть язык и произвести вращения по кругу, имитируя стрелки часов.
Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам , проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».
Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».
Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса.
В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.
Упражнение для губ:
Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
Пожёвывание губ
Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
Фырканье
Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».