СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс упражнений направленный на устранение ринофонии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений направленный на устранение ринофонии.»

Комплекс упражнений направленный на устранение ринофонии.





Дыхательные упражнения для устранения ринофонии



Для ринолаликов характерно дыхание с выдохом как через рот, так и через нос. Поэтому научить ребенка контролировать вдох и выдох очень важно. Для контроля можно использовать кусочек ваты или салфетки, приложенные к носу.

Цель упражнений — научить «дуть» только через рот.



«Вдох — выдох»

Это упражнение поможет научиться контролировать дыхание. Вдох и выдох ребенок производит строго определенным образом. Например, вдох-выдох носом, в следующий раз и вдох, и выдох только ртом. Усложняем задание — вдохнуть носом, выдохнуть ртом, следующий вдох-выдох носом, затем — только через рот и т.д. (вдох через нос - короткий, выдох через нос - длинный).

«Буря в стакане воды»

Наглядный контроль за ротовым дыханием помогут осуществить игры с водой. Дети с удовольствием дуют в воду через трубочку, создавая настоящие бури и шторма. Чтобы вода не расплескалась, удобнее взять не широкий стакан, а бутылку. Только обязательно прозрачную, чтобы бурление было хорошо видно. Когда ребенок научится дуть в трубочку, создавая бульканье, нужно постараться удлинить выдох. Чтобы буря была «настоящей», выдох должен быть равномерным и длительным.

Дуть ртом в бутылочку чтобы свистела, играть на духовых музыкальных инструментах.

Дуть на карандаш, легкий шарик чтобы он покатился.

Поддувать летающую в воздухе пушинку, чтобы она н опускалась на пол.

Надувать мыльные пузыри.

Зевать сильно с потягиванием, покашливать.

Губы сомкнуты, рывком сдувать ватку со стола («п»).

Подражать свисту ветра «С-с-с-с» (нос при утечке воздуха зажать), шипению змеи «Ш-ш-ш-ш».









Артикуляционные упражнения для устранения ринофонии



Для коррекции артикуляционных нарушений, вызванных ринолалией, необходимы специальные упражнения:

Упражнения для челюстей: открывание и закрывание рта, имитация жевания, боковые движения нижней челюсти, беззвучное произнесение гласных а, э, и, о, у. При этом обращается внимание на спокойное положение корня языка — кончик языка у нижних резцов.

Движение губ: вытягивание вперед трубочкой, складывание кружочком, растягивание в улыбке – «Улыбка», укрепление губ при беззвучном произнесении согласного п-п-п и гласных у-о-и.

Движение языка: высовывание языка – «Змейка», повороты вправо-влево – «Маятник», облизывание губ – «Вкусное варенье», укрепление кончика языка (покусывание) – «Жуём блинчик», «щёлкание» кончиком языка – «Лошадка», присасывание к нижним и верхним резцам – «Грибок», проталкивание сквозь стиснутые зубы, произнесение т-т-т, д-д-д, р-р-р. При излишнем напряжении спинки и корня языка применяется похлопывание шпателем по средней части языка, высовывание широкого распластанного языка, массаж кончика языка, вокальные упражнения.

Гимнастика для мышц шеи для релаксации глоточных и гортанных мышц опускание головы вниз, запрокидывание назад, повороты головы вправо-влево, в дальнейшем эти движения сочетаются с произнесением звуков а-э-и о-у.

Движение гортани и голосовых складок, что активизирует и глоточную мускулатуру (поглаживающий массаж гортани. подражание голубиному воркованию, стону, мычанию, лаю, плачу. произнесение гласных звуков а-э-и-о-у. пропевание гласных звуков).

Упражнения для выработки правильного речевого дыхания при гнусавости

1. Вдох и выдох через нос 4-5 раз. 2. Вдох и выдох через рот (нос зажат) 4- 5 раз. 3. Вдох через нос, выдох через рот. 4. Вдох через рот, выдох через нос. 5. Вдох через нос- короткий, выдох через нос- длинный. 6. Дуть ртом в бутылочку чтобы свистела, играть на духовых музыкальных инструментах. 7. Губы сомкнуты, рывком сдувать ватку со стола («п»). 8. Короткий вдох ртом, длинный выдох с паузами. 9. Надувать левую, потом правую щеки. 10. Надувать щеки и толчком выпускать воздух. 11. Дуть на карандаш, легкий шарик чтобы он покатился. 12. Зевать сильно с потягиванием, покашливать. 13. Глотать воду маленькими глотками- 10-12 раз. 14. Петь гласную «А», повышая и понижая голос, потом «Э». 15. Произносить шепотом гласные звуки А О Э У И Ы. Все упражнения выполнять 5- 6 раз. Одновременно дуть не более 10 сек., затем сделать перерыв. К последующему упражнению переходить, только отработав предыдущие.

Упражнения для языка:

  1. Язык нужно вытянуть вниз до подбородка и зафиксировать его таким образом на 5-10 секунд. 2. Произвести колебания высунутым языком от одного уголка рта к другому. 3. Широко открыть рот, высунуть язык и произвести вращения по кругу, имитируя стрелки часов.

  2. Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам , проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

  3. Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса.

В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

Упражнение для губ:

  1.   Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой

  2.  Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые

  3.  Пожёвывание губ

  4.  Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам

  5. Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов

  6. Фырканье

  7. Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».