Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nskoshi@govrb.ru
Комплекс упражнений по здоровьесбережению
обучающихся на уроках.
2023-2024 учебный год
Учитель начальных классов: Коробейникова С.В
с.Новая Брянь
Упражнения по укреплению зрения
Гимнастика глаз
ИП: стоя, ноги на ширине плеч. Упражнение выполняется в несколько этапов.
Первый: «опустили голову и посмотрели на носок левой ноги».
Второй: «Подняли голову и посмотрели в правый верхний угол комнаты».
Третий: «Опять опускаем голову и смотрим на носок правой ноги».
Четвёртый: «Подняли голову и посмотрели в левый верхний угол комнаты».
Упражнение повторяется несколько раз
Комплекс № 2.
Держа голову прямо, направляем взгляд вперёд, вверх влево, вверх вправо, вниз. Повторить несколько раз.
Моргаем медленно, затем быстрее. Моргать в течение 1 – 2-х минут.
Посмотреть на предмет, расположенный далеко за окном, затем перевести взгляд на предмет, расположенный на парте, сфокусировать взгляд на нём.
Тренируем мышцы глаз. «Возьмём в руки наш мячик (игрушку, яблоко, любой небольшой предмет), поднимем его до уровня глаз. Откроем глазки широко, посмотрим на предмет. Опустим руку с игрушкой. Поднимаем руку опять, и смотрим на игрушку прищурив глазки. Опускаем руку».
Упражнение для снятия напряжения: закрыть глаза на 15 – 20 секунд, затем широко раскрыть. Упражнение повторить несколько раз.
Сидя, крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, затем открыть их на 3 – 5 секунд. (Повторить 6 – 8 раз.)
Сидя, быстро моргать 1 – 2 минуты. Упражнение способствует улучшению кровообращения.
Стоя, смотреть перед собой 2 – 3 секунды. Отвести палец руки на расстояние 25 – 30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд. Опустить руки. (Повторить 10 – 12 раз.)
Отвести палец руки на расстояние 25 – 30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца, поднести палец к кончику носа (глаза всё время смотрят на кончик пальца), отвести. Опустить руки. (Повторить 10 раз.)
Заря – зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые,
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.
« Блуждающий мяч».
Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга и старается дотронуться до мяча рукой. Если ему это удается, он идет на место того игрока которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.
Правила игры. Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить вкруг. Мяч можно передавать в любую сторону. Передача мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры.
Играющий уронивший мяч, становится водящим.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
- Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь
А беги, как огонь!
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, они встают впереди первой пары, а горелка вновь водит.
Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.
«Кот и мыши».
Играющие (не более 5 пар) встают в два ряда, лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают вряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.
Правила игры. Коту нельзя забегать в нору, Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.
« Зарница».
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
5.Глазками нарисовать на доске восьмёрку и походить по ней глазками. (Повторить 8 раз.)
Посмотреть вверх – вниз, влево – вправо, вдаль.
Закрыть глазки (10 секунд), открыть.
Для предотвращения близорукости.
Плавно вращаем глазами под расслабленными прикрытыми веками.
Бросаем взгляд вверх, вниз, влево, вправо.
Смотрим на кончик носа, потом переводим взгляд на доску (5 раз).
10 раз зажмуриваемся, не размыкая век.
10 раз нахмуриваем брови.
Рисуем глазами на доске большую лежащую восьмёрку.
1. Глаза закрыты: круговые движения глаз вниз, влево, вверх, вправо. Выполнить то же с открытыми глазами;
2. Фиксировать взгляд на какой-то точке, сделать пять поворотов головы вправо – влево, не отрывая взгляда от точки - 5 раз.
3. Вытянуть руку перед собой, следить взглядом, не меняя положения головы, за пальцами поднимаемых и опускаемых рук. Повторить 10 раз.
4. Устремить взгляд вдаль, а затем перевести взгляд на палец полусогнутой перед лицом руки. Повторить 4-6 раз.
Если глаза устали, выполните такие упражнения.
Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите упражнение 5 раз.
Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.
3. Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
4. Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
1. «Солнышко». Мягкие движения носом по кругу с движением глаз.
2. «Морковка». Повороты головы вправо-влево, носом нарисовать морковку (сопровождается движением глаз).
3. «Буратино». Буратино рисует своим длинным любопытным носом (сопровождается движением глаз).
4. «Ах, как долго мы писали».
Ах, как долго мы писали, глазки у ребят устали(поморгать глазами).
Посмотрите все в окно, (вправо-влево)
Ах, как солнце высоко(посмотреть вверх),
Мы глаза сейчас закроем(закрыть глаза ладошками),
В классе радугу построим, вверх по радуге пойдём, Вправо, влево повернём,а потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись.
Упражнения для тренировки наружных мышц глаз
1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 — 12 раз (голова неподвижна) .
2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 — 10 раз.
3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 — 6 раз.
4. Частые моргания в течение 15— 30 с.
Упражнения по укреплению мышц рук
Вверх ладошки
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
(Хлопки в ладоши вверху, по коленкам, по плечам, по бокам, за спиной.)
По коленкам – шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Можешь хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест – накрест руки сложим.
Где же наши ручки
Где же наши руки, где же наши руки? (Спрятали руки за спину.)
Где же наши руки, нету наших рук. (Повороты туловища вправо – влево.)
Вот, вот наши руки, вот наши руки ( Показываем.)
Пляшут, пляшут наши руки, пляшут наши руки.
Гости
Стала Маша гостей созывать: (Вращение кистей рук.)
И Иван приди, и Степан приди, и Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка – ну пожалуйста. (Поочередной массаж кончиков пальцев правой руки.)
Стала Маша гостей угощать: И Ивану блин, и Степану блин.
И Матвею блин, И Сергею блин, а Никитушке – мятный пряничек.
(Поочередной массаж кончиков пальцев левой руки.)
Две сестрички
Две сестрички, две руки, (Встряхивание кистями рук.)
Рубят, строят, роют, ( Изображаем.)
Рвут на грядках сорняки и друг дружку моют.
Месят тесто две руки – левая и правая,
Поднять руки над головой (кисти расслаблены), на «раз» махнуть руками вправо, на «два» - влево. Дыхание спокойное, издаём звук «Ш – Ш», опускаем руки. Для выполнения этого же движения, но с напряжением кисти, можно использовать образ «сосульки»: из положения сидя «растём вверх», вытягиваемся в струнку, как сосулька, кисти напряжены, руки направлены вверх; на счёт «раз – два» делаем лёгкие наклоны (корпус и руки сохраняют линию) вправо и влево. Затем сосулька начинает таять под солнцем: медленно опускаем руки, расслабляя все тело, опускаемся вниз, в исходное положение. Обратите внимание детей на приятное ощущение расслабления.
(Работа с гиперактивными детьми.)
Эта игра даёт возможность подвижному ребёнку почувствовать своё тело и снять мышечное напряжение. Смена партнёров помогает преодолевать отчужденность.
Содержание игры. Дети хаотично двигаются по комнате и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши) здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определённым образом:
- один хлопок – здороваемся за руку;
- два хлопка – здороваемся плечиками;
- три хлопка – здороваемся спинками.
Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры.
выбирается водящий, все остальные садятся в круг. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу. Задача водящего – поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу НЕЛЬЗЯ!
«Упражнения».
Стоим на месте неподвижно, вращаем плечами;
Стоим неподвижно, работают плечи (поднимаем вверх и опускаем вниз), поднимаем локти, сжимаем и разжимаем пальцы;
Плечи, локти и пальцы работают медленнее, успокаиваются; начинаем приподнимать и опускать пятки, шевелим пальцами ног, сгибаем и расправляем колени;
Переходим опять к неподвижности; работает только пресс: напрягается и расслабляется;
Плечи снова поднимаются, резко, высоко, затем тише, тише, затем опять замираем;
Теперь работают только мышцы лица: двигаем носом, щеками, поднимаем и опускаем брови, сводим их к переносице, вытягиваем губы «трубочкой»;
Расслабляемся и стоим неподвижно.
Эта игра регулирует поведение возбуждённых детей, успокаивает их. Развиваются наблюдательность, умение действовать по правилу, волевая регуляция.
Содержание игры.
Когда взрослый поднимает красную ладонь – «громко», можно бегать, кричать, сильно шуметь; жёлтую ладонь – «тише», можно передвигаться и шептаться; зелёную ладонь – «молча», дети должны замереть на месте или сесть на стулья и не шевелиться.
Заканчивать игру следует «молча». После того как дети в конце игры сядут на стулья, можно включить спокойную музыку.
Воду моря и реки загребают, плавая.
Скрут
Кто живет под потолком? (Руки в стороны.)
- Гном. (Руки колпачком над головой.)
У него есть борода? (Руки в стороны.)
- Да. ( Кисти рук у подбородка.)
И манишка и жилет? (Руки в стороны.)
- Нет… (Руки к груди.)
Как встает он по утрам? (Руки вытянуть вверх.)
- Сам. (Руки « в боки.» )
Кто с ним утром кофе пьет? (Руки в стороны.)
- Кот. (Пальчики- « усики».)
И давно он там живет? (Руки в стороны.)
- Год. (Указательный пальчик вверх.)
Кто с ним бегает вдоль крыш? (Руки в стороны.)
- Мышь. ( Ладошки – « ушки».)
Ну а как его зовут? (Руки в стороны.) - Скрут!
Пальчиковая гимнастика
(Руки – на столе перед грудью согнуты в локтях.)
Наши пальчики проснулись.
(Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены.)
С добрым утром! ( Пальцы рук переплести - рукопожатие.)
Потянулись! Потянулись! Потянулись! (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться.)
Стали дружно умываться. ( Ладошки трут.)
Полотенцем вытираться. (Скользящие движения)
Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. ( Массаж всех.)
Дружно делаем зарядку! (Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед, назад. ) ( Пальцы расслаблены, взмахи кистями.)
Пришли в школу ( руки на парте согнуты в локтях.)
И уселись за тетрадку. (Показать готовность к уроку.)
Здравствуй, пальчик
Проговаривая каждую строчку, дети массируют пальчик той руки, которой пишут, загибая его в кулачок.
Пальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
Дыхательная гимнастика
Чудо – нос.
После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.
Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание…
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим: глубже, шире.
Охота.
Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи и т.д.)
Ныряние.
(Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.)
Наши пальчики сплетём
И соединим ладошки.
А потом как только можно
Крепко-накрепко сожмём.
(Сплести пальцы рук, соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее. Потом опустить руки и слегка потрясти ими.)
Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмёт быстрее?
(Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.)
Упражнения для формирования правильной осанки.
У меня спина прямая
У меня спина прямая,
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь:
(Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.
(Повороты туловища.)
Раз, два. три. четыре.
Три. четыре, раз. два.
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой.
(Повороты туловища.)
Прямо голову держу,
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз. два. три. четыре,
(Повороты туловища.)
Три. четыре, раз, два.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться.
(Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться,
(Присед, наклон вперед.)
Повернись туда - сюда!
(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Раз, два, три, четыре
(Повороты туловища.)
Три, четыре, раз, два.
Наклоняемся с хлопком.
Наклоняемся с хлопком.
И с хлопком потом встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх.
Ну-ка. хлопни громче всех!
(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться - хлопнуть над головой.)
На одной ноге мы скачем.
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже.
Очень долго прыгать можем.
(Прыжки на одной ножке.)
Головой вращаем плавно.
Смотрим влево, смотрим вправо
(Поворот головы вправо и влево.)
И пройдемся мы немного.
{Ходьба на месте.)
И вернемся вновь к уроку.
(Дети садятся за парты.)
Мы старались, мы учились.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
Для начала мы с тобой
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)